Численность населения на участке врача общей практики, согласно приказу N 543 от 15.05.2012 г., должна быть 1200 человек взрослого населения старше 18 лет, а на семейном участке (с учетом детей и взрослых) 1000 человек (22 приложение к данному приказу). В нашей поликлинике на семейных участках более 1200 взрослых (тех, что прикреплены именно к нашей поликлинике + 400 взрослых, которые обращаются в нашу поликлинику, но прикреплены к другим поликлиникам области) и 400 детей, прикрепленных к нашей поликлинике + 100-200 детей, прикрепленных к другим поликлиникам. Итого получается, что семейные участки реально вынуждены обслуживать 1600 человек взрослого населения + 400-600 человек детского населения. Мы консультировались на кафедре семейной медицины, где нам сказали, что за превышение численности на участках нам должны доплачивать 0,25-0,5 ставки. С этого 2014 г. введено понятие "государственный заказ", согласно которому мы должны принимать за 4 часа приема от 24 до 26 человек, т.е. получается 9 минут на человека. Согласно другим приказам, прием семейного врача должен составлять 15 минут. Поэтому запись на прием к семейному врачу в нашей поликлинике, которая должна вестись из учета 15 минут на каждого человека, убрали. При не обслуживании 24-26 человек за 4 часа, с нас снимают деньги из заработной платы. Законно ли это?
1. Нормы труда устанавливаются работодателем в локальном нормативном акте. Если Вы выполняете больший объем работы, это является дополнительной работой, которую работодатель вправе поручить Вам только с Вашего согласия. Срок выполнения дополнительной работы, вид работы, объем и доплата устанавливаются на основании письменного соглашения сторон.
2. Без ознакомления с трудовым договором, коллективным договором иным локальным нормативным актом, регулирующим оплату труда, невозможно ответить на Ваш вопрос.
Правовое обоснование
Согласно ст. 162 ТК РФ локальные нормативные акты, предусматривающие введение, замену и пересмотр норм труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. О введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее чем за два месяца.
С письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (ст. 60.2 ТК РФ).
Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).
Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.
Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель - досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.
В соответствии со ст. 151 ТК РФ при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.
Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.
Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:
в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.