Учредитель обязывает бюджетное учреждение ежемесячно согласовывать изменения в штатном расписании с указанием в графе "Примечание" фамилий работников (в нарушение закона 152-ФЗ "О персональных данных"). Причем данное требование выдвинуто в устной форме, письменно оно нигде не прописано. Учредитель обосновывает данную обязанность контролем над нашими расходами и штатной расстановкой. Хотя мы неоднократно письменно обращались с просьбой об отмене ежемесячного согласования в связи с нарушением закона 152-ФЗ. Изменения в штатной расстановке (прием, увольнение, количество вакантных должностей) не являются существенными изменениями для внесения изменений в штатное расписание (не изменялись оклады, должности и т.п.). Учредителем производится устное давление на руководителя об обязанности согласования. При проведении выездных проверок учредителем в актах проверки указывается как нарушение выплата нами в установленный срок заработной платы без согласования изменений в штатном расписании (срок выплаты заработной платы - 5 число месяца, штатное расписание согласовывалось 10 и 20 числа). То есть мы должны были нарушить сроки выдачи заработной платы дожидаясь согласования. Скажите законно ли требование учредителя?
Требование учредителя о ежемесячном согласовании штатного расписания можно признать законным, если это необходимо для осуществления контроля и если иной порядок не предусмотрен ведомственным нормативным актом. Требование указывать в штатном расписании фамилии работников противоречит законодательству о защите персональных данных.
Правовое обоснование:
1. Штатное расписание является локальным нормативным актом организации, в котором содержится перечень структурных подразделений, наименование должностей, специальностей, профессий с указанием квалификации, сведения о количестве штатных единиц.
Унифицированная форма штатного расписания N Т-3 утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты". Однако данная форма носит рекомендательный характер.
Единые требования к разработке и утверждению штатного расписания на законодательном уровне не установлены. Таким образом, разработка, утверждение, а также изменение штатного расписания является самостоятельным делом работодателя.
В то же время для отдельных бюджетных учреждений требования к разработке штатного расписания установлены ведомственными нормативными актами (например, приказ МЧС России от 24.09.2008 N 563 "О Порядке утверждения штатных расписаний работников бюджетных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России").
Учредитель бюджетного учреждения уполномочен на осуществление контроля за его деятельностью. В частности, в соответствии с пп. "и" п. 3 Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 537, орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, в установленном порядке осуществляет контроль за деятельностью федерального бюджетного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, если ежемесячное согласование изменений в штатном расписании необходимо для осуществления контрольной деятельности, то данное требование может быть признано законным.
При этом следует учитывать, что задержка выплаты заработной платы трудовым законодательством не допускается ни при каких обстоятельствах. Согласно ст. 236 ТК РФ за нарушение данного требования работодатель несет материальную ответственность в виде уплаты процентов (денежной компенсации). При этом обязанность выплаты указанной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
2. Требование об указании фамилий работников в штатном расписании представляется необоснованным. В силу пункта 1 части первой статьи 86 Трудового кодекса Российской Федерации обработка персональных данных работника может осуществляться исключительно в следующих целях:
- обеспечение соблюдения законов и иных нормативных правовых актов,
- содействие работникам в трудоустройстве,
- получение образования и продвижение по службе,
- обеспечение личной безопасности работников,
- контроль количества и качества выполняемой работы,
- обеспечение сохранности имущества.
Указание фамилий работников в штатном расписании ни одной из вышеперечисленных целей не соответствует.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.