Получение сведений из ЕГРП и ГКН
Н.А. Петрова,
эксперт журнала "Страховые организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, сентябрь-октябрь 2015 г.
Динамично развивается законодательство, регулирующее порядок предоставления сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и государственного кадастра недвижимости (ГКН). В связи с этим предлагаем рассмотреть последние изменения, затрагивающие вопросы получения указанных сведений страховыми организациями, а также вопрос о создании единой федеральной системы государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости.
Какие цели преследуют последние изменения, касающиеся предоставления сведений из ЕГРП и ГКН? Какие изменения вносятся в порядок предоставления сведений из ЕГРП и ГКН? Что такое единая федеральная система государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости?
Общая характеристика изменений, внесенных Федеральным законом N 259-ФЗ
Федеральный закон от 13.07.2015 N 259-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 259-ФЗ) вносит изменения в порядок получения страховыми и иными организациями сведений из ЕГРП и ГКН.
Обратите внимание! Рассматриваемые изменения вступают в силу с 12.10.2015.
Федеральный закон N 259-ФЗ подготовлен во исполнение п. 2 Плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 01.12.2012 N 2236-р.
Предусмотренные изменения направлены на введение запрета для страховых организаций, иных субъектов страхового дела, кредитных организаций (по публичным договорам), нотариусов требовать от клиентов предоставления сведений из ЕГРП, ГКН, а также установление обязанности для таких организаций и нотариусов запрашивать и получать сведения из ЕГРП и ГКН самостоятельно в электронном виде, в том числе с использованием инфраструктуры электронного правительства.
В связи с этим Федеральный закон N 259-ФЗ предусматривает изменения следующих законодательных актов:
- Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Федеральный закон N 395-1);
- Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон РФ N 4015-1);
- Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1 (далее - Основы законодательства РФ о нотариате);
- Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ);
- Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ).
Изменения законодательства, предусмотренные Федеральным законом N 259-ФЗ
Статья 30 "Отношения между Банком России, кредитными организациями, их клиентами и бюро кредитных историй" Федерального закона N 395-1 дополняется положением о том, что в случаях, если для осуществления банковских операций и других сделок кредитной организации необходимы сведения, содержащиеся в ЕГРП, или сведения, внесенные в ГКН, кредитная организация не вправе требовать от клиента представления таких сведений. В указанных случаях кредитная организация в порядке и способами, которые установлены федеральными законами N 122-ФЗ и 221-ФЗ, в течение трех рабочих дней со дня обращения гражданина, его представителя или представителя юридического лица запрашивает и получает в установленные указанными федеральными законами сроки в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, или подведомственном ему государственном бюджетном учреждении, наделенном соответствующими полномочиями в соответствии с решением такого органа, сведения, содержащиеся в ЕГРП, или сведения, внесенные в ГКН, в электронной форме.
Аналогичным положением дополняется и ст. 6 "Страховщики" Закона РФ N 4015-1: в случаях, если для осуществления страхования необходимы сведения, содержащиеся в ЕГРП, или сведения, внесенные в ГКН, страховая организация не вправе требовать от страхователей, застрахованных лиц, выгодоприобретателей, а также лиц, имеющих намерение заключить договор страхования, представления сведений. Порядок получения указанных сведений установлен такой же, как и для банков: страховая организация в течение трех рабочих дней со дня обращения гражданина, его представителя или представителя юридического лица запрашивает и получает в установленном порядке сведения, содержащиеся в ЕГРП, или сведения, внесенные в ГКН, в электронной форме.
Основы законодательства РФ о нотариате также дополняются новой статьей - 47.1 "Совершение нотариальных действий, требующих использования сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственном кадастре недвижимости". Так, устанавливается, что в случаях, если для совершения нотариального действия необходимы сведения, содержащиеся в ЕГРП, или сведения, внесенные в ГКН, нотариусы не вправе требовать представление сведений от обратившегося за совершением данного нотариального действия гражданина, его представителя или представителя юридического лица. Поскольку установлен единый порядок получения указанных сведений, то он распространяется и на нотариусов: им также дается три рабочих дня для получения рассматриваемых сведений.
Кроме того, изменения вносятся в Федеральный закон N 122-ФЗ. Так, абз. 1 п. 1 ст. 7 "Открытость сведений о государственной регистрации прав" данного закона с учетом изменений устанавливает, что сведения, содержащиеся в ЕГРП, являются общедоступными (за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом) и предоставляются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по запросам любых лиц, в том числе посредством почтового отправления, использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, а также с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия или иных технических средств связи, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения ЕГРП.
При этом в случаях, если для осуществления банковских операций и других сделок кредитной организации, осуществления страхования необходимы сведения, содержащиеся в ЕГРП, кредитные организации, страховые организации запрашивают и получают в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав, сведения, содержащиеся в ЕГРП, только в электронной форме посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, или иных технических средств связи.
Пункт 1 ст. 14 "Порядок предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости" Федерального закона N 221-ФЗ дополняется следующим положением: в случаях, если для осуществления банковских операций и других сделок кредитной организации, осуществления страхования необходимы сведения, внесенные в ГКН, кредитные организации, страховые организации запрашивают и получают в органе кадастрового учета сведения, внесенные в ГКН, только в электронной форме посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, или иных технических средств связи.
Единая федеральная система в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости
Принят Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ), который вступает в силу 01.01.2017, за исключением отдельных положений. Полностью закон заработает с 1 января 2020 года.
Федеральный закон N 218-ФЗ разработан во исполнение плана мероприятий по подготовке проектов нормативных правовых актов, утвержденных Концепцией создания единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости, одобренной Правительством РФ 11.06.2009 и утвержденной Приказом Минэкономразвития РФ от 18.12.2009 N 534, а также Плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 01.12.2012 N 2236-р.
Как сказано в пояснительной записке к соответствующему законопроекту, основными предпосылками создания единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости (далее - единая система регистрации прав) является сложившийся положительный многолетний опыт функционирования систем государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости, а также современная международная практика развития предоставления услуг в этих сферах, которая свидетельствует о перспективности институционального объединения рассматриваемых систем и внедрения новых информационных технологий, снижающих издержки пользователей и государства при оказании соответствующих услуг.
Новый закон предусматривает, в том числе:
- введение единой учетно-регистрационной процедуры в отношении объектов недвижимости (исключение необходимости подачи отдельного заявления о кадастровом учете объекта недвижимости для последующей государственной регистрации права), а также ведение Единого государственного реестра недвижимости исключительно в электронной форме;
- осуществление государственной регистрации прав, возникающих в силу закона, без заявления правообладателя или правоприобретателя на основании сведений, поступающих в порядке информационного взаимодействия от иных органов и нотариусов;
- уточнение пределов правовой экспертизы при государственной регистрации прав (в том числе при нотариальном удостоверении сделок);
- распределение ответственности за действия (бездействие) органов и лиц при государственной регистрации прав, в том числе ответственность органа по регистрации прав, государственных регистраторов прав, нотариусов, приведшие к возникновению убытков у граждан и юридических лиц;
- уточнение видов и пределов гражданско-правовой ответственности органа по государственной регистрации прав;
- сокращение сроков государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Создание единого государственного информационного ресурса в сфере недвижимости позволит снизить риски операций на рынке недвижимости, свести к минимуму бумажный документооборот и осуществить перевод услуг преимущественно в электронный вид при условии сохранения комфортных условий оказания услуг заявителям.
Решение вопросов ответственности и гарантий при государственной регистрации прав является ключевым направлением дальнейшего развития системы государственной регистрации прав и требует совершенствования законодательства. Повышение ответственности и гарантий необходимо как для эффективности оборота недвижимости, так и для усиления защиты прав граждан на жилые помещения в целях снижения риска утраты жилища. В связи с этим новый закон устанавливает системную регламентацию ответственности, в том числе уточняет виды и пределы гражданско-правовой ответственности органа по государственной регистрации прав, а также усиливает защиту зарегистрированных прав граждан.
* * *
Федеральный закон N 259-ФЗ направлен на упрощение и ускорение проведение операций для клиентов, предусматривающих использование сведений из ЕГРП и ГКН, посредством наделения страховых организаций возможностью получения сведений самостоятельно в электронной форме.
Действующее законодательство дополняется нормой, запрещающей банковским, страховым организациям, нотариусам требовать от клиентов представления сведений, содержащихся в ЕГРП и ГКН, кроме того, устанавливается единый порядок, в соответствии с которым они могут получить необходимую информацию самостоятельно.
Создание с 2017 года единой федеральной системы государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости предполагает введение единой учетно-регистрационной процедуры в отношении объектов недвижимости, а также ведение Единого государственного реестра недвижимости в электронной форме, что призвано повысить эффективность функционирования государственной регистрационной системы, уровень гарантий прав при проведении государственной регистрации, способствовать снижению рисков инвестирования в объекты недвижимости, ускорению экономического оборота недвижимости.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"