Актуарное оценивание и актуарное заключение: необходимость, сущность, реализация
Н.Н. Никулина,
к.э.н., доцент кафедры "Финансы и кредит" ННГУ
им. Н.И. Лобачевского, почетный работник высшего
профессионального образования РФ
Н.Н. Мамыкина,
к.э.н., доцент кафедры "Финансы и кредит" ННГУ
им. Н.И. Лобачевского
Журнал "Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, сентябрь-октябрь 2015 г.
Федеральными законами от 02.11.2013 N 293-ФЗ "Об актуарной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 293-ФЗ) и от 21.07.2014 N 218-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" введено понятие "актуарное оценивание". Актуарное оценивание необходимо и целесообразно проводить не реже одного раза в год. По его результатам составляется итоговый документ - актуарное заключение. Этот документ содержит не только результаты анализа и количественную, финансовую оценку риска по взятым финансовым обязательствам, но и конкретные рекомендации по работе субъекта актуарного оценивания.
Правовое регулирование актуарной деятельности
В конце 2013 года был принят Федеральный закон N 293-ФЗ.
До его вступления в силу был разработан ряд нормативно-правовых актов, которые позволили начать формировать политику в области актуарной деятельности и осуществлять поэтапное нормативное регулирование деятельности актуариев. Эти нормативно-правовые акты и их характеристики приведем в таблице.
Документы, регулирующие актуарную деятельность в РФ
Наименование документа | Начало действия | Примечание |
Указание Банка России от 20.01.2014 N 3176-У "О порядке формирования списка лиц, сведения о которых подлежат внесению в единый реестр ответственных актуариев без проведения аттестации" | 17.02.2014 | Указанный реестр представлен на официальном сайте Банка России |
Указание Банка России от 21.07.2014 N 3332-У "Об установлении программы квалификационного экзамена для лиц, имеющих желание вступить в саморегулируемые организации актуариев" | 17.08.2014 | Утверждены следующие документы: - темы экзаменационных вопросов; - перечень нормативно-правовых актов и источников, используемых при подготовке по программе квалификационного экзамена |
Указание Банка России от 25.09.2014 N 3392-У "О требованиях к стандартам и правилам саморегулируемых организаций актуариев, кодексу профессиональной этики" | 03.11.2014 | Утверждены следующие документы: - требования к стандартам СРО; - требования к правилам СРО; - требования к содержанию кодекса профессиональной этики |
Федеральный стандарт актуарной деятельности "Общие требования к осуществлению актуарной деятельности" | 02.01.2015 | Установлены требования к осуществлению актуарной деятельности |
Приказ Банка России от 19.08.2014 N ОД-2168 "О Совете по актуарной деятельности" | 19.08.2014 | Установлены права, обязанности, функции, способы их реализации советом |
Указание Банка России от 06.11.2014 N 3435-У "О дополнительных требованиях к квалификации ответственных актуариев, порядке проведения аттестации ответственных актуариев" | 11.01.2015 | Утверждены квалификационные требования ответственных актуариев |
Необходимость актуарного оценивания
Одной из важнейших проблем, с которой непременно придется столкнуться страховой организации, негосударственному пенсионному фонду, является постоянный контроль сбалансированности поступлений и выплат. В связи с этим возникает необходимость проведения актуарного оценивания, суть которого заключается в определении степени достоверности и полноты актуарного обоснования финансовой деятельности конкретного юридического лица и способности отвечать по своим обязательствам.
Актуарное оценивание сводится к расчету двух обобщенных финансовых характеристик: современной величины бюджетных поступлений от страхователей и имеющихся активов и современной величины всех ожидаемых выплат страхователям.
Иначе говоря, в какой степени страховые организации, негосударственные пенсионные фонды могут ответить по уже имеющимся обязательствам перед страхователями. Оценивание в этом случае заключается в сопоставлении накопленных активов (с учетом возможных поступлений в будущем) и имеющихся обязательств. Если разность между второй и первой величиной отрицательна, то говорят об актуарном дефиците.
Актуарное оценивание страховой организации при значительном количестве застрахованных лиц представляет собой достаточно сложную задачу актуарного аудита. При его практическом осуществлении надо решить ряд задач самостоятельно или прибегнуть к услугам независимого актуария, если нет своего штатного. Стоимость этих услуг высока. В связи с необходимостью актуарного оценивания регулярно возникает естественное желание иметь в собственном распоряжении некий удобный инструмент, позволяющий получать достоверные и полные актуарные оценки.
К настоящему времени накопился большой практический опыт выполнения работ, связанных с актуарным оцениванием, что позволило сформировать перечень процедур, комплексная автоматизация которых привела к созданию компьютерной технологии актуарного аудита.
Математическая сущность актуарного аудита заключается в определении значений норм доходности и величин нагрузок по соотношениям размеров обещанных выплат и необходимых взносов.
Финансовые результаты деятельности страховщиков формируются за счет двух источников: прибыли от страховых операций и прибыли от инвестиционной деятельности. Часто прибыль от инвестиций выше прибыли от страховых операций, поэтому некоторые российские страховщики продают полисы по заниженным ценам, перекрывая их нерентабельность прибылью от инвестирования временных свободных средств (собственных и привлеченных).
Поскольку страхование как социально-экономическая категория тесно связана с интересами физических и юридических лиц, велика роль государственного надзора и аудита за деятельностью страховщиков, одна из главных задач которого - контроль платежеспособности и финансовой устойчивости страховых организаций.
Платежеспособность и финансовая устойчивость страховщика зависит от следующих факторов:
- страховой фонд должен соответствовать принятым финансовым обязательствам, а такое соответствие достигается с помощью обоснования страховых тарифов;
- страховые резервы должны быть верно рассчитаны и отражать стоимость финансовых обязательств;
- у страховщика должны иметься собственные средства в соответствии с действующим законодательством.
Федеральный стандарт актуарной деятельности
Федеральный стандарт актуарной деятельности "Общие требования к осуществлению актуарной деятельностью" утвержден Советом по актуарной деятельности от 12.11.2014 (протокол N 06-51-3/9938 N САДП-2) в соответствии со ст. 10 и 17 Федерального закона N 293-ФЗ.
Стандартами актуарной деятельности определяются требования к порядку и методикам осуществления актуарной деятельности, математическим моделям, используемым при проведении актуарного оценивания.
Стандарты подразделяются на федеральные стандарты и стандарты и правила саморегулируемой организации актуариев.
В федеральном стандарте структура следующая:
- раздел 1 "Основные положения";
- раздел 2 "Порядок осуществления актуарной деятельности";
- раздел 2.1 "Подготовка к выполнению поставленной задачи";
- раздел 2.2 "Использование информации, подготовленной другими лицами";
- раздел 2.3 "Существенность использованной информации";
- раздел 2.4 "Качество используемой информации";
- раздел 2.5 "Актуарные предположения и методология актуарной деятельности";
- раздел 2.6 "Управление процессом актуарных расчетов";
- раздел 2.7 "Хранение материалов и документов";
- раздел 3 "Представление результатов выполнения поставленной задачи перед актуарием";
- раздел 3.1 "Основные требования к предоставленным результатам выполнения поставленной актуарием задачи";
- раздел 3.2 "Отчет актуария".
Совет разрабатывает, утверждает и направляет на согласование в уполномоченный орган проект федерального стандарта, который затем подлежит опубликованию в официальном издании, на сайте и вступает в силу по истечении 10 дней со дня опубликования.
Стандартами и правилами саморегулируемой организации актуариев устанавливаются требования к проведению актуарной деятельности дополнительно к федеральным стандартам актуарной деятельности. Стандарты и правила разрабатываются и утверждаются саморегулируемой организацией актуариев в части, не противоречащей федеральным стандартам актуарной деятельности.
Актуарное оценивание
Актуарное оценивание - вид актуарной деятельности по анализу и количественной, финансовой оценке рисков и (или) обусловленных наличием рисков финансовых обязательств. Результат этой деятельности - составление актуарного заключения.
Актуарное оценивание проводится ответственным актуарием. Для страховых организаций используются два варианта проведения актуарного оценивания:
- на основании трудового договора, заключенного между работодателем и работником - субъектом актуарной деятельности;
- на основании гражданско-правового договора, заключенного между заказчиком и субъектом актуарной деятельности.
Законодательство РФ об актуарной деятельности не рассматривает объект оценки только в части финансовых обязательств, а трактует его более широко, обращая внимание на необходимость оценки и эффективного управления финансовыми рисками. Финансовый риск - это деятельность по формированию и использованию финансовых ресурсов, управлению финансовыми потоками в рисковых обстоятельствах, ставящих капитал организации (предприятия) под угрозу. Всего насчитывается семь финансовых рисков:
- инвестиционный;
- процентный;
- кредитный;
- инфляционный;
- валютный;
- портфельный;
- риск ликвидности.
На практике три вида риска подвергаются реальной оценке: инвестиционный, кредитный и риск ликвидности.
Инвестиционный риск вызван возможной переоценкой эффективности принятых управленческих решений и предполагает вероятность отсутствия окупаемости вложений в различные финансовые инструменты.
Кредитный риск вызван вероятностью невыполнения организацией своих финансовых обязательств перед кредиторами.
Риск ликвидности вызван неожиданным изменением депозитных и кредитных потоков, дефицитом денежных средств, отсутствием средств для немедленного финансирования своих обязательств.
Главная задача актуарного оценивания - определить эффективность применяемых методов управления финансовыми рисками. Актуарная оценка основана на принципах проведения анализа риска с учетом фактора страхования отдельных активов и обязательств организации, подлежащей актуарному оцениванию. В новых законодательных актах по актуарной деятельности отмечается необходимость использования математических и статистических методов для актуарной оценки.
Актуарное оценивание по содержанию состоит из изучения и анализа:
- учредительных документов и правил;
- бухгалтерской и отчетной документации;
- договоров страхования, перестрахования, сострахования;
- активов;
- пассивов;
- баланса ликвидности;
- движения денежных потоков;
- обязательств по договорам страхования, перестрахования, сострахования;
- размещения средств страховых резервов и инвестиционных накоплений;
- прогноза финансового состояния на будущий период.
По результатам актуарного оценивания составляется отчет об актуарном оценивании деятельности организации исходя из поставленной задачи и актуарное заключение.
Актуарное заключение: структура и содержание
Актуарное заключение - документ, который подготовлен по итогам актуарного оценивания. Оно содержит выводы об объеме финансовых обязательств организации, деятельность которой была объектом актуарного оценивания, о возможности их выполнения, возможности достижения определенных финансовых показателей.
К актуарному заключению предъявляются определенные требования, в том числе к содержанию (см. рисунок на стр. 28), оформлению, соблюдению федеральных стандартов, порядку опубликования и представления в уполномоченный орган.
/---------\ /---------\ /---------\ /----------\ /---------\ /--------\ /----------\ /-----------\ /-----------\
|Перечень | |Перечень | |Проведе- | |Распреде- | |Сведения | | Метод | | Методы и | | Методы и | | Методы и |
|федераль-| | данных, | | ние | | ление | | об | |актуар- | | подходы | |подходы при| |подходы при|
| ных и | |использу-| |контроль-| |договоров | | объемах | | ного | | при | |проведении | | оценке |
|отрасле- | |емых при | | ных | |для оценки| |заработа-| |оценива-| |проведении| | оценки | | отложения |
| вых | |актуарном| |процедур | |страховых | | нной | | ния | | оценки | | бюджетных | |активизиро-|
|стандар- | |оценива- | | в | | обяза- | |премии и | |страхо- | | доли | |поступлений| | ванных |
| тов, | | нии | |отношении| |тельств по| |состояв- | | вых | |перестра- | | по | | расходов |
|использу-| | | |полноты и| |резервным | | шихся | | обяза- | |ховщиков в| |суброгациям| | |
|емых при | | | |достовер-| | группам | | убытков | |тельств | |страховом | | и регрес? | | |
|актуарном| | | | ности | | | | за | | | | резерве | | | | |
|оценива- | | | |исходных | | | |отчетный | | | | | | | | |
| нии | | | |материа- | | | | и | | | | | | | | |
| | | | | лов | | | |предшест-| | | | | | | | |
| | | | | | | | | вующий | | | | | | | | |
| | | | | | | | | период | | | | | | | | |
\---------/ \---------/ \---------/ \----------/ \---------/ \--------/ \----------/ \-----------/ \-----------/
\----------------\ | | | | | | |
/------------\ | | | | | /-------------------------------/
|3. Сведения | | | | | | |
| о субъекте |---\ | | | | | |
| актуарного | | | | | | | |
| оценивания | | | | | | | |
\------------/ | | | | | | |
| | | | | | |
/------------\ | /--------------------------------------------------------\ /-----------\ /----------------\
|2. Сведения | | | 4. Сведения об актуарных оцениваниях | | | | Сведения об |
| об | | | | | | |оценке страховых|
|ответствен- | | | | | | | обязательств и |
|ном актуарии|---| | | | |-| доле |
| | | | | | | |перестраховщика |
| | | | | | | | в страховых |
| | | | | | | | резервах |
\------------/ | \--------------------------------------------------------/ | | \----------------/
| | |
/------------\ | | | | /----------------\
| 1. Общие | | | | | | Будущие |
| сведения |---| | | | | поступления по |
| | | | | |-| суброгации и |
| | | | | | | регрессиям |
\------------/ | | | | \----------------/
| | | |
/------------\ /---------------------------------------------------------\ | | /----------------\
| 7. | | Актуарное заключение | | | |Ретроспективный |
| Приложения |--| | | |-| анализ |
| | | |- | | | достатоности |
| | | | | | |резервов убытков|
\------------/ \---------------------------------------------------------/ | | \----------------/
| |
/------------\ /-----------------------------------------------------------\ | | /----------------\
| Результат | | 6. Иные сведения. Выводы и рекомендации | | 5. | | Адекватность |
| оценки | | | |Результаты | |оценки страховых|
| страховых | | | |актуарного | | обязательств и |
| обяза? | | | |оценивания | | доли |
| тельств на | | | | |-|перестраховщика |
|___20___год | | | | | | в них |
| и их | | | | | | |
| изменения | | | | | | |
|за отчетный | | | | | | |
| период | | | | | | |
\------------/ \-----------------------------------------------------------/ | | \----------------/
/---------/ | | | | | | |
| |
/------------\ /-----------\ /---------\ /----------\ /--------\ /-----------\ | | /----------------\
| Выводы и | | Выводы по | |Выводы по| | События, | |Рекомен-| |Сведения о | | | | Страховые |
| результаты | | итогам | |результа-| | которые | | дации | |выполнении | | | |обязательства и |
| оценки | |проводимой | | там | | могут | |ответст-| |рекоменда- | | | | доли |
| стоимости | |проверки и | | оценки | | оказать | |венного | | ций, | | | |перестраховщика |
| активов на | |адекватнос-| |страховых| |существен-| |актуари-| |содержащих-| | | | в страховых |
| конец | | ти оценки | | обяза- | | ные | | я, | | ся в | | |-| резервах на |
| отчетного | | страховых | | тельств | |влияния на| |относя- | |актуарном- | | | |конец отчетного |
| периода | | обяза- | |организа-| |изменение | |щиеся к | |заключении | | | | периода |
| | | тельств | | ций в | |полученных| |следую- | | за | | | | |
| | | | |соответс-| |результа- | |щемуот- | | прошедший | | | | |
| | | | | твии с | | тов | |четному | | период | | | | |
| | | | | МСФО | | | |периоду | | | | | | |
\------------/ \-----------/ \---------/ \----------/ \--------/ \-----------/ \-----------/ \----------------/
Актуарием для проверки согласованности, полноты и достоверности используемых данных могут применяться следующие меры:
- сверка с финансовой, оборотно-сальдовой отчетностью и другими документами организации;
- проверка данных на адекватность с использованием информации из внешних источников;
- проверка данных на непротиворечивость;
- сопоставление данных с информацией предыдущих периодов.
Если какие-либо данные для решения задачи недоступны, недостаточны, неактуальны, недостоверны, то актуарий должен использовать данные по отрасли, к которой относится объект исследования, но скорректировать их при необходимости. Существенность влияния неточностей оценивает сам актуарий. Если неточности имеют существенный характер, то актуарий обязан принять одно из следующих решений:
- отказаться от выполнения поставленной задачи;
- согласовать с заказчиком изменение поставленной задачи, получив необходимые дополнительные данные;
- выполнить поставленные задачи, но отразить при представлении результатов актуарной деятельности информацию о неточности данных.
Актуарные предположения устанавливаются как актуарием, так и заказчиком, в соответствии с законодательством РФ, что должно найти отражение в итоговом документе - актуарном заключении.
Выбор предположений зависит от профессионального суждения в отношении степени обоснованности использования методологии по актуарным расчетам.
Объекты и документы для обязательного актуарного оценивания
Объектом обязательного актуарного оценивания является деятельность:
- уполномоченного органа при разработке страховых тарифов по обязательному страхованию;
- негосударственных пенсионных фондов;
- страховых организаций;
- обществ взаимного страхования.
Обязательное актуарное оценивание деятельности негосударственных пенсионных фондов, страховых организаций, обществ взаимного страхования проводится ответственным актуарием не реже одного раза в год.
Заказчиком проведения обязательного актуарного оценивания выступает уполномоченный орган в отношении перечисленных объектов, а также организация, деятельность которой является объектом актуарного оценивания.
Ответственному актуарию при проведении оценивания деятельности организации представляются необходимые сведения и документы. Для осуществления актуарного оценивания оформляется договор на актуарное оценивание, содержащий:
- задачу, поставленную перед субъектом актуарной деятельности;
- сроки осуществления актуарной деятельности и предоставления заказчику актуарного заключения или результатов актуарных расчетов;
- права и обязанности сторон при осуществлении актуарной деятельности;
- указание на стандарты актуарной деятельности и статистические данные, которые будут использованы при осуществлении актуарной деятельности;
- сведения о саморегулируемой организации актуариев, членом которой является субъект актуарной деятельности;
- регистрационный номер ответственного актуария в едином реестре ответственных актуариев.
Гражданско-правовой договор о проведении актуарного оценивания содержит сведения об организации, в отношении которой проводится актуарное оценивание, размере денежного вознаграждения, субъекте актуарной деятельности, а также ссылку на уполномоченный орган, в который направляется актуарное заключение. Конкретизируется ответственность актуария и максимальный размер возмещения убытков в случае их причинения заказчику в результате виновных действий актуария.
В понятие "управление процессом актуарных расчетов" входит:
- определение контрольных процедур и объекта контроля;
- оценка результатов с использованием предположений и методологий;
- определение степени целесообразности независимой проверки подготовленного актуарием документа по результатам поставленной задачи;
- выбор при необходимости и по согласованию с заказчиком рецензента, который не участвовал в выполнении поставленной задачи, но который имеет практический опыт и квалификацию.
В процессе актуарной оценки актуарий должен принимать во внимание любые события, наступившие после даты проведения актуарного оценивания. В итоговом документе описываются данные события и степень их влияния на результаты актуарных расчетов.
* * *
В статье рассмотрены отдельные вопросы, касающиеся введения с 01.01.2015 Федерального закона N 293-ФЗ, а именно:
- охарактеризован поэтапный подготовительный этап по введению ряда нормативно-правовых актов, способствующих исключению противоречий и дублирования в регулировании актуарной деятельности;
- особенности и необходимость введения федерального стандарта актуарной деятельности, его структура по разделам, порядок разработки, утверждения и опубликования;
- проклассифицированы объекты и сущность актуарного оценивания, оформления документации;
- охарактеризованы три вида финансовых рисков, которые подвергаются реальной оценке;
- приведено содержание и структура актуарного оценивания;
- дано определение и назначение актуарного заключения, требования к нему и структура по разделам с необходимыми комментариями.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"