Статистическая отчетность образовательных учреждений
И. Дубовик,
эксперт журнала "Учреждения образования:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2015 г.
Статистическая отчетность входит в число обязательных отчетов любого хозяйствующего субъекта, имеющего статус резидента. Учреждения образования не исключение, им тоже нужно подготовить отчетность, в которой отражаются самые различные сведения об имущественном состоянии и результатах их деятельности. Данные включают натуральные и стоимостные показатели, и без участия финансового работника при составлении такой отчетности не обойтись. Однако должен ли бухгалтер учреждения образования заполнять статбланки? Если да, то какие именно?
Кому в учреждении составлять статотчетность?
Вопрос на самом деле не праздный, поскольку у бухгалтера образовательного учреждения достаточно хлопот и без статистической отчетности. В Профессиональном стандарте "Бухгалтер"*(1) сказано, что для составления финансовой (бухгалтерской) отчетности руководитель финансовой службы должен обладать знаниями в области законодательства о бухгалтерском учете, налогах и сборах, аудиторской деятельности, а также об официальном статистическом учете.
Подобные знания не помешают исполнителю при проведении финансового анализа, бюджетирования и при управлении денежными потоками. Больше упоминаний о статистике в Профессиональном стандарте нет. Странно было бы предположить, что составление статистической отчетности входит в основные функции бухгалтера. Правда, один экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности составляющие ее организации (за отдельным исключением) должны представить в орган государственной статистики по месту государственной регистрации (ч. 1 ст. 18 Закона о бухгалтерском учете*(2)). Но это не означает, что за статистическую отчетность отвечает бухгалтер, к тому же названное выше требование не относится к организациям государственного сектора.
Кому же тогда доверить составление статотчетности? Исполнителя найти непросто, поскольку формы включают в себя самые различные показатели о деятельности юридического лица в натуральном и стоимостном выражении. Настолько исчерпывающими сведениями вряд ли обладает представитель того или иного отдела. Следовательно, для составления статотчетности требуются общие усилия и технических, и финансовых, и иных специалистов. Причем обязательно должен быть назначен ответственный за весь процесс составления и представления названной отчетности. Бухгалтер для этого подходит лучше всего, поскольку именно финансовый работник обладает навыками обобщения информации и составления различной отчетности. Не стоит удивляться тому, что в должностные обязанности того или иного сотрудника бухгалтерии (необязательно руководителя) будут входить такие трудовые функции.
Автор допускает, что составление статотчетности может быть поручено иным специалистам - например экономистам, которые проводят финансовый анализ деятельности и отвечают за плановые показатели. Между тем рассматриваемая в статье отчетность, равно как и любая другая актуальная информация, предполагает фиксирование фактических показателей за прошедший (отчетный) период. А значит, за ними придется обращаться в бухгалтерию, которая ведет непрерывный учет и обладает данными о стоимостных показателях деятельности хозяйствующего субъекта.
Завершая разговор о выборе исполнителя, напомним, что обязанность по назначению должностных лиц, уполномоченных представлять статистическую информацию (первичные статистические данные) от имени юридического лица, лежит на его руководителе (п. 5 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета*(3)).
Таким образом, кого руководитель назначит, тот и будет составлять статотчетность, причем, как сказано выше, достаточно высока вероятность того, что таким исполнителем станет именно бухгалтер учреждения.
Что обязывает учреждение представлять статотчетность?
В силу предписаний Закона о статистическом учете*(4) официальный статистический учет - деятельность, направленная на проведение в соответствии с официальной статистической методологией федеральных статистических наблюдений и обработку данных, полученных в результате этих наблюдений, и осуществляемая в целях формирования официальной статистической информации (п. 1 ст. 2). При этом для всех без исключения юридических лиц установлена обязанность по представлению субъектам официального статистического учета первичных статистических данных, необходимых для формирования официальной статистической информации (п. 1 ст. 8).
Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 N 620 утверждено Положение об условиях представления в обязательном порядке первичных статистических данных. Согласно ему первичные статистические данные подаются субъектам статистического учета респондентами (компаниями и органами власти) по утвержденным формам статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам в сроки и с периодичностью, которые приведены на бланках. Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются Росстатом по представлению субъектов официального статистического учета.
Образовательное учреждение, как и все респонденты, отчитывается по общим и отраслевым формам федерального статистического наблюдения. Первый вид бланков обязателен для всех, второй - для тех, кто занимается соответствующей деятельностью, для которой разработаны отдельные формы. Их Росстат не разрабатывает, а лишь утверждает при представлении отраслевого контролирующего органа. В частности, Приказом Росстата от 28.01.2014 N 54 утверждены представленные Министерством образования и науки две формы статистического наблюдения с указаниями по их заполнению, сбор и обработка данных по которым идет в системе Минобрнауки:
- форма N СПО-2 "Сведения о материально-технической и информационной базе, финансово-экономической деятельности профессиональной образовательной организации, осуществляющей подготовку специалистов среднего звена" (приложение 1 к упомянутому приказу);
- форма N ВПО-2 "Сведения о материально-технической и информационной базе, финансово-экономической деятельности образовательной организации высшего образования" (приложение 2).
Закон о статистическом учете определяет респондентов (кто представляет) и субъектов (кто принимает) статистического учета, причем последние включают Банк России, федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы, осуществляющие формирование официальной статистической информации в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством РФ. К последним относится не только Росстат, который является органом, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации*(5), но и другие органы власти, осуществляющие нормативно-правовое регулирование в той или иной сфере деятельности. В образовании таким регулятором является Минобрнауки, который выступает субъектом статистического учета.
Согласно новшествам Постановления Правительства РФ от 22.04.2015 N 381 субъекты официального статистического учета на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещают формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению, а также перечень респондентов, в отношении которых проводится федеральное статистическое наблюдение, с указанием индексов и наименований форм, подлежащих представлению, реквизитов актов об их утверждении. Субъекты официального статистического учета бесплатно информируют (в том числе в письменной форме) респондентов о проведении в отношении их федерального статистического наблюдения по конкретным формам, обязательным для представления.
Поэтому не стоит удивляться, что Приказ Росстата от 28.01.2014 N 54 не только официально опубликован и размещен в Интернете, но и разъяснен в письмах Минобрнауки РФ от 13.03.2015 N АП-306/02, АП-304/02, к которым обратимся чуть позже, когда речь пойдет о представлении отраслевых статформ.
В целом и в частности
Разработанные Минобрнауки формы N СПО-2 и ВПО-2 похожи и включают три раздела, которые представлены наглядно на схеме ниже.
Разделы "образовательных" статформ |
/------------------------------------------------------\
| | |
/------------------\/-----------------------\/--------------------------------\
| Имущество ||Финансово-экономическая|| Информационная база |
| организации || деятельность || |
\------------------/\-----------------------/\--------------------------------/
| | |
/------------------\ /----------------------\/--------------------------------\
| | | Финансирование по || |
|Здания, сооружения| | источникам || |
| и иные объекты | | получения, расходы || Информационно-коммуникационное |
| недвижимости | | образовательного || оборудование, библиотечный фонд|
| | | учреждения, || |
| | | зарплата, стипендии || |
\------------------/ \----------------------/\--------------------------------/
Из трех разделов только в одном указываются стоимостные показатели, за которые в учреждении отвечает бухгалтерская служба. Показатели заполняются на основании документации, имеющейся в организации по вопросам ее финансирования. Рассмотрим детально заполнение подразделов в названном "финансовом" разделе.
Объем средств. За статистическим названием стоит не что иное, как поступления денежных средств в образовательное учреждение. Финансирование детализируется так:
- средства, фактически поступившие из бюджетов всех уровней;
- поступления из внебюджетных источников финансирования;
- собственные средства организации.
По названным направлениям есть своя детализация. Причем, учитывая сферу деятельности образовательных учреждений, в статформе отдельно следует выделить средства, полученные организацией от коммерческих организаций на улучшение материально-технической базы, разработку образовательных программ, на стипендии студентам, доплаты профессорско-преподавательскому составу.
Не совсем однозначные указания даны по собственным средствам. Это формируемые из прибыли средства, которые после уплаты налогов и других платежей в бюджет остаются в учреждении. Фактически это остаток на конец периода. Вероятно, речь идет о поступлениях, не имеющих характера целевого финансирования, которое не подпадает под уплату налогов, - остаток выручки от оказания платных услуг.
Здесь отметим, что в настоящее время действует Официальная статистическая методология формирования официальной статистической информации об объеме платных услуг населению, утвержденная Приказом Росстата от 26.06.2013 N 234. В нем дано определение понятия "объем платных услуг населению" - это денежный эквивалент объема услуг, оказанных резидентами российской экономики (юридическими лицами и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица) гражданам РФ, а также гражданам других государств (нерезидентам), потребляющим те или иные услуги на территории РФ.
Вернемся к заполнению подраздела, в котором нужно выделить средства не только по источникам финансирования (по строкам), но и по видам деятельности (по графам). В частности, из общего объема средств, полученных от образовательной деятельности, отдельно указываются объемы средств, полученных от реализации образовательных программ: подготовки квалифицированных рабочих, служащих, подготовки специалистов среднего звена, получающих высшее образование (бакалавриат, магистратура, аспирантура, ординатура). Для того чтобы провести детализацию на таком уровне, нужно в бухгалтерском учете настроить соответствующую аналитику.
Расходы организации. В подразделе приводятся сведения о расходах организации в отчетном году независимо от источников происхождения средств, в том числе осуществляемых за счет средств бюджетов всех уровней. В данном подразделе расходы учреждения показываются по элементам: расходы на оплату труда и начисления на оплату труда, оплата работ, услуг, социальное обеспечение и прочие расходы. Причем следует указать именно кассовые расходы. Напомним, они характеризуют движение денежных средств, выделенных бюджетному учреждению, а фактические расходы - полноту их использования. То есть речь идет именно о том, что истрачено фактически.
Обратить внимание нужно на указание отдельных расходов. Так, зарплата показывается в размере произведенных начислений, то есть до всех предусмотренных удержаний и выплаты. Поэтому она включает как базовое и дополнительное вознаграждение (выплаты стимулирующего характера, материальная помощь за счет фонда оплаты труда и пр.), так и расходы по удержаниям, произведенным с заработной платы (оплата услуг по расчетам, налог на доходы физических лиц).
Отдельно отражаются начисления на оплату труда. К ним относятся расходы по уплате взносов в Пенсионный фонд, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, пособия, выплачиваемые работодателем за счет средств Фонда социального страхования штатным работникам, другие расходы, связанные с начислениями по оплате труда.
В подразделе еще много расходов, которые автор не будет перечислять. Лишь укажем, что приводятся данные не только о текущих, но и о капитальных расходах, относящихся к нескольким отчетным периодам. Это приобретение и строительство, расширение, реконструкция, техническое перевооружение зданий и сооружений, приобретение машин и оборудования, транспортных средств, измерительных и регулирующих приборов, инструмента, хозяйственного инвентаря и принадлежностей. Здесь же отдельной позицией указываются расходы на пополнение библиотечного фонда. Напомним, в него включается: учебная, научная и художественная литература, специальные виды литературы и другие издания - как отечественные, так и иностранные. Книги, учебники и другие издания, включенные в фонд библиотек, учитываются по номинальной цене, включая стоимость их первоначального переплета.
Сведения о зарплате. В подразделе приводятся сведения о заработной плате всех работников образовательной организации с распределением по категориям персонала. К какой категории персонала профессиональной образовательной организации относится работник, сказано в Указаниях по заполнению формы федерального статистического наблюдения N СПО-1 *(6). В фонд заработной платы включаются начисленные работникам списочного состава и внешним совместителям суммы оплаты труда в денежной и неденежной формах за отработанное и неотработанное время, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, доплаты и надбавки, премии, единовременные поощрительные выплаты. Сюда же относится оплата питания и проживания (преподавателям), имеющая систематический характер. Не включаются в статистический фонд оплаты труда предоставленные работникам социальные льготы (в частности, на лечение, отдых, проезд, трудоустройство), а также пособия из государственных социальных внебюджетных фондов.
Сведения о стипендиях. В данном подразделе следует указать все виды выплачиваемых учреждением образования стипендий: государственные (включая академические), стипендии Правительства РФ (включая специальные), именные и социальные стипендии. Также приводятся данные о других формах материальной поддержки обучающихся, таких как: материальная помощь, ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей, оплата расходов на организацию культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы, санаторно-курортное лечение и отдых. Данные затраты могут быть произведены как за счет стипендиального фонда, так и за счет других источников финансирования. Как и в других подразделах, отражать нужно только сведения по кассовым расходам образовательного учреждения.
Куда представлять формы статистики?
Казалось бы, ответ очевиден: отчетность нужно представлять в территориальные органы Росстата. На самом деле это не так. Если говорить о рассмотренных в статье отраслевых формах, то, как указано в Приказе Росстата от 28.01.2014 N 54, бланки следует представлять по адресам и в сроки, которые указаны в самой статотчетности. А в ней обозначено, что юридические лица, осуществляющие подготовку по образовательным программам специалистов среднего звена и высшего образования, сдают формы N СПО-2 и ВПО-2 в Министерство образования и науки. А оно, в свою очередь, подает уже обобщенные сведения по отрасли в целом в ведомство статистики.
Практические указания есть в письмах Минобрнауки РФ от 13.03.2015 N АП-306/02, АП-304/02. Суть в том, что для ускорения процесса передачи и обработки информации, направляемой в адрес Минобрнауки, используется программное обеспечение. Оно доступно в личном кабинете Единой информационной системы обеспечения деятельности Минобрнауки России (ЕИС).
Образовательной организации, не имеющей доступа к личному кабинету, нужно пройти процедуру регистрации в разделе "Регистрация" ЕИС. Причем регистрируются только головные образовательные организации. Филиал заполняет сведения и представляет их в головную организацию для формирования итогового отчета.
Сформированный программным обеспечением выходной файл с электронной версией отчета следует загрузить через личный кабинет ЕИС. Бумажный вариант отчета нужно распечатать с помощью средств программного обеспечения (сводный отчет, отчет по головной образовательной организации, отчет по каждому филиалу). Сведения подаются Минобрнауки не позднее 20 апреля года, следующего за отчетным.
Об ответственности
Не секрет, что отдельные федеральные и муниципальные учреждения по примеру коллег - коммерческих компаний формально относятся к составлению статформ. В этом нет ничего хорошего, поскольку за непредставление (несвоевременное представление) статсведений, а также за представление их в неполном объеме или в искаженном виде предусмотрена ответственность (п. 14 Постановления Правительства РФ N 620).
В частности, санкции за непредставление или нарушение сроков представления статистических сведений, а также за их искажение прописаны в ст. 13.19 КоАП РФ. Они предполагают наложение административного штрафа в размере от трех тыс. до пяти тыс. руб.
С объективной стороны это административное правонарушение выражается в несоблюдении порядка представления информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно в представлении недостоверной статистической информации. Субъектами административного правонарушения, предусмотренного названной статьей, являются должностные лица, в служебные обязанности которых входит представление статистической информации, а если они не были назначены, то непосредственно руководитель юридического лица (см. Обзор судебной практики Верховного суда РФ за первый квартал 2013 года, утвержденный Президиумом 03.07.2013).
* * *
Заполнение сведений для статистики - малоприятное занятие, но от этого никуда не деться, поэтому чем быстрее ответственный за решение данного вопроса сотрудник ознакомится с бланками, тем проще ему будет их правильно заполнить и своевременно сдать статистическую отчетность в соответствующие органы.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утвержден Приказом Минтруда РФ от 22.12.2014 N 1061н.
*(2) Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ.
*(3) Утверждено Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 N 620.
*(4) Федеральный закон от 29.11.2007 N 282-ФЗ.
*(5) См. Постановление Правительства РФ от 02.06.2008 N 420.
*(6) Утверждены Приказом Росстата от 31.07.2015 N 350.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"