С 12-28 июля 2015 я провела отпуск в Албании, маршрут был следующий: Нижневартовск-Москва-Белград-Тирана-Белград-Москва-Нижневартовск. НЖВ-МСК-НЖВ - отдельным билетом, Москва-Белград-Тирана-Белград-Москва также одним билетом с одной оплатой. Исходя из пункта 9 Приложения 1 нашего коллективного договора следует, что мне достаточно предоставить справку о стоимости перелета до аэропорта, ближайшего к месту фактического пересечения границы РФ (при выезде работника в отпуск за границу авиатранспортом без посадки в ближайшем к месту пересечения государственной границы РФ аэропорту проезд оплачивается до аэропорта, ближайшего к месту фактического пересечения границы РФ). Но данную справку не принимают, мотивируя тем, что я должна предоставить справку о стоимости части перелета по территории РФ, включенной в стоимость авиабилета, или справку о коэффициенте перелета по РФ от общей протяженности пути. Также, в приказе "О внесении изменений в Положение "Гарантии и компенсации работникам Общества, работающим в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях" сказано следующее (пункт 3.5.2): "При отсутствии справки транспортной организации, производящей перевозку, стоимость проезда может быть компенсирована на основании справки другой транспортной организации о стоимости проезда по кратчайшему маршруту следования к ближайшему к месту пересечения границы РФ аэропорту по тарифу на перевозку воздушным транспортом в салоне экономического класса на дату авиаперелета, но не более фактических расходов." Но, т.к. крайние точки ни в коллективном договоре, ни в положении не определены, справку о стоимости перелета по кратчайшему маршруту до ближайшего к границе РФ аэропорта принимать отказываются, по-прежнему требуя справку по ортодромии (т.е. о коэффициенте перелета по РФ от общего пути). Коллективный договор принят с 31.12.2014 года, приказ о внесении изменений в положение 11.06.2015, само положение в феврале 2015. Является ли законным требование о справке о коэффициенте полета по РФ? Приоритетнее коллективный договор, утвержденный раньше, чем Положение (ст. 8 ТК РФ говорит, что если положение или локально-нормативный документ ухудшает условия работников, то такой локально-нормативный документ не может быть принят)? Обязан ли работодатель принять справку о стоимости перелета до крайней точки, если крайние точки в нашем коллективном договоре не определены?
Если нормы Положения противоречат действующему коллективному договору и ухудшают положение работников по сравнению с коллективным договором, то применению подлежат только положения коллективного договора.
Для ответа на остальные вопросы необходимо ознакомиться с коллективным договором и Положением "Гарантии и компенсации работникам Общества, работающим в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях", с изменяющими его документами.
Правовое обоснование:
Согласно ч. 4 ст. 8 ТК РФ нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
В соответствии со ст. 325 ТК РФ лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.
Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в государственных органах субъектов Российской Федерации, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, у других работодателей, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", октябрь 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.