Я работаю менеджером отдела кредитования и подключений в салоне связи. Мой оклад по договору составляет 4000 руб., который я не получаю на руки, потому что всё уходит в различные отчисления. Вся остальная зарплата - это проценты от моих кредитов. Написала заявление на увольнение неделю назад. Мне сказали, что если я увольняюсь, то я эти проценты не получу. Законно ли это? Ведь я работала 2 месяца и получается бесплатно? Правильно ли, что фирма вычла с меня НДФЛ с моих вознаграждений за подключения, если при трудоустройстве оговаривалось, что все вычеты уходят только с оклада в 4000 руб.?
Условия, порядок, размер стимулирующих выплат в виду определенного процента устанавливаются в локальных нормативных актах работодателя. Однако устанавливая в локальных нормативных актах условия и порядок их выплаты, работодатель обязан руководствоваться принципом трудового права о том, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда. Исходя из данного принципа, действия работодателя по невыплате стимулирующих выплат можно рассматривать как неправомерные, если работник уволился не том периоде, по результатам работы в котором они начислялись и выплачивались.
Кроме того, при этом вся сумма выплат в совокупности за месяц не должна быть ниже минимального размера оплаты труда, который составляет с 1 января 2014 года - 5554 рубля.
Для более точного ответа на Ваш вопрос требуется ознакомиться с Вашим трудовым договором и локальными нормативными актами, устанавливающими данные стимулирующие выплаты (напр., Положением об оплате труда, Положением о премиальном вознаграждении и т.п.).
Консультирование граждан по вопросу налогообложения не входит в компетенцию Роструда.
Вам следует обратиться в Федеральную налоговую службу РФ.
Правовое обоснование
Согласно ч. 1 ст. 129 ТК РФ в качестве стимулирующих выплат указаны доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты.
Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Локальные нормативные акты об оплате труда должны устанавливать системы премирования в соответствии со ст. 132 ТК РФ, которой предусмотрено, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, и в которой запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.
Согласно ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров (абз. 2 ч. 2 ст. 22 ТК РФ).
В соответствии с п. 5.5.4 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324 "Об утверждении положения о Федеральной службе по труду и занятости" данный орган осуществляет консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Положение о федеральной налоговой службе утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506.
Согласно п. 1 Положения Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 5.6 Положения предусмотрено, что Федеральная налоговая служба бесплатно информирует (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.