Разъясните, что следует понимать под недостоверной отчетностью? Могут ли руководителя казенного учреждения МВД привлечь к ответственности за нарушение срока сдачи отчетности?
С. Валова,
редактор журнала "Силовые министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2015 г.
Непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 30 000 руб. (ст. 15.15.6 КоАП РФ).
При этом под отчетностью в соответствии с п. 3 ст. 264.1 БК РФ понимается комплекс документов: отчет об исполнении бюджета, баланс исполнения бюджета, отчет о финансовых результатах деятельности, отчет о движении денежных средств, пояснительная записка.
Под искажением бухгалтерской отчетности подразумевают неверное отражение и представление данных в бухгалтерской отчетности в связи с нарушением со стороны персонала экономического субъекта установленных нормативными документами Российской Федерации правил ведения и организации бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности (Перечень терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности, утвержденный Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ).
За примерами искаженной бухгалтерской отчетности обратимся к судебной практике по делам о привлечении должностных лиц к административной ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ.
Так, в Постановлении Курганского областного суда от 05.06.2015 по делу N 4А-127/2015 было определено, что внесение в годовой отчет заведомо недостоверных сведений по оплате за электроэнергию на основании государственных контрактов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.15.6 КоАП РФ. Аналогичное решение было вынесено в Постановлении Волгоградского областного суда от 25.11.2014 по делу N 7а-1036/14 (за недостоверную информацию о дебиторской задолженности, отраженной на бухгалтерских счетах, должностное лицо было привлечено к административной ответственности).
В Решении Свердловского областного суда от 18.03.2015 по делу N 72-271/2015 было отмечено, что неотражение имущества на забалансовом счете 21 "Основные средства стоимостью до 3 000 рублей" является искажением бюджетной отчетности, в связи с чем на должностное лицо был наложен административный штраф в размере 10 000 руб.
Что касается нарушения сроков представления отчетности, отметим, что порядок составления и представления бюджетной отчетности установлен Инструкцией N 191н*(1).
В соответствии с п. 10 Инструкции N 191н получатель бюджетных средств представляет бюджетную отчетность вышестоящему распорядителю (главному распорядителю) бюджетных средств в определенные сроки. В свою очередь, распорядитель (главный распорядитель) составляет сводную и (или) консолидированную бюджетную отчетность и представляет ее финансовому органу соответствующего бюджета в установленный им срок.
Сроки представления главными распорядителями средств федерального бюджета, а также сводной квартальной и годовой бухгалтерской отчетности федеральных бюджетных и автономных учреждений в 2015 году предусмотрены Приказом Федерального казначейства от 12.12.2014 N 21н.
Как отмечается в Письме Минфина РФ от 05.08.2015 N 02-10-10/45251, срок представления отчетности определяет срок, до истечения которого субъекты бюджетной отчетности, ответственные за формирование сводной отчетности, обеспечивают:
- проведение камеральной проверки отчетности, представляемой им подведомственными учреждениями;
- корректировку отчетности по результатам камеральной проверки и принятие ее в случае положительного результата.
Если выявились расхождения по указанным показателям до истечения срока представления отчетности в Федеральное казначейство, учреждением принимаются меры по их устранению.
Примечание. Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
На основании ст. 2.4 КоАП РФ административная ответственность возлагается на должностное лицо в случае совершения им нарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом, в частности, понимается лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.
Пунктом 24 Постановления Пленума ВС РФ от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" установлено, что за ведение бухгалтерского учета и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности ответственность несет главный бухгалтер учреждения. Следовательно, за несвоевременное представление отчетности привлекается к административной ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ главный бухгалтер казенного учреждения, являющегося получателем бюджетных средств.
В то же время необходимо учитывать нормы, содержащиеся в п. 8 Инструкции N 157н*(2), п. 8 ст. 7 Федерального закона N 402-ФЗ*(3), касающиеся урегулирования разногласий по подписанию документов. С учетом разъяснений, приведенных в них, документы, не содержащие подписи главного бухгалтера, принимаются к исполнению и отражаются в бухгалтерском учете с письменного распоряжения руководителя учреждения. В данном случае руководитель несет ответственность, предусмотренную законодательством РФ. Поэтому при вынесении решения о привлечении должностного лица к ответственности за нарушение сроков сдачи отчетности контрольный орган будет исходить из конкретной ситуации и обнаруженных фактов, повлекших за собой нарушение.
1 октября 2015 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 N 191н.
*(2) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(3) Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"