Проведение инвентаризации в учреждениях Минобороны
С. Валова,
редактор журнала "Силовые министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2015 г.
Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств в учреждениях Минобороны регламентирован ведомственным Приказом от 16.10.2010 N 1365 (далее - Порядок N 1365). В соответствии с п. 3 данного порядка проведение контрольного мероприятия перед составлением годовой бюджетной отчетности, а также при смене материально ответственных лиц обязательно. В статье рассмотрим основные положения, на которые следует обратить внимание при приведении инвентаризации в учреждениях Минобороны.
Перед тем, как перейти к рассмотрению основных положений Порядка N 1365, хотелось сказать несколько слов о значимости проведения инвентаризации перед составлением годовой отчетности.
В силу п. 1, 2 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" активы и обязательства подлежат инвентаризации с целью выявления фактического наличия соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета. Минфин в Письме от 15.07.2014 N 02-06-10/34544 указал, что о достоверности представленной отчетности можно судить, только если проведена инвентаризация. Аналогичные разъяснения в части обязательности проведения контрольных мероприятий в конце года были представлены финансовым ведомством и в более ранних письмах - от 03.10.2013 N 02-06-10/41147, от 30.12.2013 N 02-06-010/58448.
Более того, при проведении проверок учреждений Минобороны территориальными органами Росфиннадзора выявленные случаи непроведения инвентаризации расцениваются как нарушение законодательства РФ. В качестве примера приведем случай из арбитражной практики. Так, в Постановлении ФАС ВСО от 04.06.2014 по делу N А78-5909/2013 судьи указали, что на ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по субъекту РФ" возложены обязанности по ведению в обслуживаемых учреждением воинских частях бухгалтерского учета. В силу своих обязанностей учреждение должно участвовать в инвентаризациях имущества и обязательств, проводимых в воинских частях, своевременно и правильно отражать результаты инвентаризации в бюджетном учете. Следовательно, указание в акте проверки на нарушения в виду непроведения инвентаризаций в воинских частях, неотражение излишков и недостач имущества обосновано, поэтому требования ФКУ признаны недействительными и судом отклонены.
Далее рассмотрим основные положения по проведению инвентаризации в воинских частях Минобороны, руководствуясь Порядком N 1365.
Инвентаризационная комиссия
Для начала отметим, что проведению инвентаризации предшествуют организационные подготовительные мероприятия. В первую очередь в воинской части приказом командира назначается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. В соответствии с п. 5 Порядка N 1365 в ее состав могут включаться представители финансово-экономических служб, служб материально-технического обеспечения, а также представители независимых аудиторских организаций. Пунктом 6 Порядка N 1365 допускается на время работы инвентаризационных комиссий освободить от исполнения служебных обязанностей по занимаемым должностям членов инвентаризационной комиссии. Об этом упоминается в соответствующем приказе командира воинской части.
Отметим, что, по мнению Минфина, участие работников бухгалтерской службы в инвентаризационной комиссии, наделенной полномочиями по инвентаризации имущества и обязательств, является обязательным (см. Письмо от 27.11.2014 N 02-06-10/60461). В связи с участием бухгалтерской службы в работе комиссии по инвентаризации нефинансовых активов обеспечивается предоставление информации, необходимой для проведения инвентаризации.
Обратите внимание! Отсутствие хотя бы одного члена инвентаризационной комиссии при проведении инвентаризации служит основанием считать результаты инвентаризации недействительными (п. 6 Порядка N 1365).
Подготовительные мероприятия
В соответствии с п. 8 Порядка N 1365 до наступления установленных сроков проведения инвентаризации командир воинской части издает приказ о проведении инвентаризации, в котором указываются сроки ее проведения и виды инвентаризируемого имущества и обязательств. При необходимости уточняется состав инвентаризационной комиссии. Приказ регистрируется в журнале учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации (ф. 0317019), который ведется председателем инвентаризационной комиссии.
Председатель инвентаризационной комиссии должен завизировать все приходные и расходные первичные учетные документы, а финансовый орган, осуществляющий ведение бюджетного учета, обязан закончить обработку всех первичных учетных документов по движению имущества и обязательств, отразить их в регистрах учета и определить остатки на день инвентаризации.
Примечание. До начала инвентаризации комиссия должна получить последние приходные и расходные документы по движению имущества на дату проверки.
К началу проведения инвентаризации материально ответственные лица должны дать расписки о сдаче в бухгалтерию всех приходных и расходных первичных учетных документов по движению имущества и об отсутствии неоприходованного или списанного в расход имущества.
Проведение инвентаризации
Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц и по каждому месту хранения. В соответствии с п. 11 Порядка N 1365 при хранении имущества в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения, после проверки помещение опломбировывается (опечатывается), а инвентаризационная комиссия переходит в новое помещение.
Примечание. Фактическое наличие материальных ценностей определяется путем их взвешивания, обмера, пересчета.
Далее следует обратить внимание на особенности, которые приведены в Порядке N 1365.
В соответствии с нормами, изложенными в п. 11 Порядка N 1365 о материальных ценностях, хранящихся в неповрежденной упаковке поставщика, их количество допускается определять на основании первичных учетных документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей.
Ракеты и боеприпасы, хранящиеся в стандартной (штатной) таре, целостность которой не нарушена и на которой отчетливо видны заводская маркировка и пломбировка, должны проверяться по данным, указанным в маркировке, с проверкой на выборку 1-2% каждой партии. Определение веса (или объема) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов.
Обратите внимание! В случае выявления расхождения вся партия подлежит проверке, а количество материальных ценностей, подлежащее выборке, удваивается. При выявлении фактов недостачи какого-либо имущества инвентаризации подвергается 100% имущества, принятого на ответственное хранение материально ответственным лицом (п. 11 Порядка N 1365).
В соответствии с п. 12 Порядка N 1365 при инвентаризации ГСМ результаты замера горючего в баках машин (агрегатов), резервуарах и другой таре следует отражать:
- в ведомости замера горючего в баках машин (ф. 6002601);
- (или) ведомости измерений количества горючего и смазочных материалов при снятии остатков (ф. 6002602), данные о которых заносятся в инвентаризационные описи (сличительные ведомости) (ф. 0504087).
При сопоставлении фактических данных о наличии ГСМ с данными бухгалтерского учета определяются недостачи, излишки и величины естественной убыли, образовавшейся в межинвентаризационный период.
Примечание. Естественную убыль нефтепродуктов рассчитывают только в том случае, если была выявлена их недостача.
Согласно п. 28 Порядка N 1365 машины, оборудование и транспортные средства отражаются в описи по каждому объекту с указанием заводского номера по техническому паспорту организации-изготовителя и года выпуска.
Однотипные объекты основных средств одинаковой стоимости, поступившие одновременно в одно из подразделений воинской части и учитываемые в инвентарной карточке группового учета основных средств (ф. 0504032), в инвентаризационных описях (сличительных ведомостях) (ф. 0504087) отражаются группами по наименованиям с указанием количества.
Предметы мягкого инвентаря, посуда, находящиеся в эксплуатации, проверяются путем осмотра каждого предмета по местам их нахождения и по каждому материально ответственному лицу, на хранении которого они числятся (п. 40 Порядка N 1365).
Обращаем внимание, что специальная одежда, обувь и другие средства индивидуальной защиты, отправленные в стирку и ремонт, должны записываться в инвентаризационную опись (сличительную ведомость) на основании первичных учетных документов организаций, осуществляющих эти услуги.
Документальное оформление
В связи с тем, что в случаях обнаружения недостач и хищений результаты инвентаризации являются законным основанием для обращения в правоохранительные и судебные органы, их оформлению следует уделить больше внимания.
Приказом Министра обороны РФ от 28.03.2008 N 139 утверждены формы документов, используемых в финансово-хозяйственной деятельности Вооруженных Сил РФ.
В разделе VII данного приказа приведен перечень документов, используемых при инвентаризации. К ним, в частности, отнесены:
- инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087);
- ведомость замера горючего в баках машин (ф. 6002601);
- ведомость измерений количества горючего и смазочных материалов при снятии остатков (ф. 6002603);
- ведомость взвешивания тарных материальных запасов (ф. 6002603);
- акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835).
Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных обязательств должны записываться в инвентаризационные описи (сличительные ведомости), которые составляются не менее чем в двух экземплярах. Добавим, что количество экземпляров инвентаризационных описей (сличительных ведомостей) определяется инвентаризационной комиссией воинской части. При этом следует учитывать, что один экземпляр инвентаризационной описи (сличительной ведомости) в обязательном порядке передается материально ответственному лицу, а другой направляется в финансово-экономический орган, осуществляющий учет имущества и обязательств.
Примечание. При заполнении документов по инвентаризации следует обратить внимание на нормы, приведенные в п. 16 Порядка N 1365.
На каждой странице инвентаризационной описи (сличительной ведомости) должны быть указаны прописью число порядковых номеров материальных ценностей и их общее количество в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения материальные ценности представлены.
В пункте 16 Порядка N 1365 обращено внимание, что инвентаризационные описи (сличительные ведомости) должны быть заполнены четко, без помарок. Исправление ошибок нужно производить во всех экземплярах инвентаризационных описей (сличительных ведомостей) путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.
Обратите внимание! В инвентаризационных описях (сличительных ведомостях) не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются.
На последней странице инвентаризационной описи (сличительной ведомости) должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировке и подсчете итогов за подписями лиц, производивших эту проверку.
Отражение в учете результатов инвентаризации
В соответствии с п. 80 Порядка N 1365 инвентаризационные описи (сличительные ведомости) по окончании инвентаризации и после их соответствующего оформления передаются председателем инвентаризационной комиссии в тот же день, а если инвентаризация закончилась по окончании рабочего дня, то на следующий день к началу работы в финансово-экономический орган, где ведется бюджетный учет имущества. Инвентаризационные описи (сличительные ведомости) передаются в финансово-экономический орган по перечню, подписанному председателем инвентаризационной комиссии.
Финансово-экономический орган заносит в инвентаризационные описи (сличительные ведомости) данные бюджетного учета и отражает в них результаты инвентаризации, то есть расхождения между учетными данными и фактическим наличием имущества. По выявленным расхождениям оформляется ведомость расхождений. Расхождениями являются излишки, недостачи, пересортица.
Расхождения при инвентаризации |
|
/---------------------------\ | /------------------------------\
| Излишки | | | Недостачи |
\---------------------------/ \------------------------------/
/---------------------\
| Пересортица |
\---------------------/
В соответствии с п. 81 Порядка N 1365 по всем недостачам и излишкам, пересортице инвентаризационная комиссия получает письменные объяснения материально ответственных лиц.
В силу п. 82 Порядка N 1365 председатель инвентаризационной комиссии обязан представлять командиру воинской части предложения по:
- отнесению недостач за счет виновных лиц воинской части либо их списанию за счет федерального бюджета;
- постановке на учет излишков;
- урегулированию расхождений фактического наличия материальных ценностей с данными бюджетного учета при пересортице путем проведения взаимного зачета излишков и недостач, возникших в результате нее.
Окончательное решение об отнесении недостач за счет виновных лиц либо их списании за счет федерального бюджета, по постановке на учет излишков, а также о возможности взаимного зачета пересортицы принимается в порядке, установленном в Минобороны (п. 84 Порядка N 1365).
Ниже рассмотрим отражение результатов по итогам проведения инвентаризации излишков (недостач) в бухгалтерском учете.
Отражение в учете излишков. В соответствии с п. 31 Инструкции N 157н*(1) неучтенные объекты нефинансовых активов, выявленные при проведении инвентаризации активов, принимаются к бухгалтерскому учету по их текущей оценочной стоимости.
Оценочная стоимость определяется на основании п. 25 Инструкции N 157н, ею признается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи названных активов на дату принятия к учету.
Согласно указаниям п. 7, 12, 16, 23 Инструкции N 162н*(2) излишки относятся на финансовый результат - кредит счета 0 401 10 180 "Прочие доходы".
Пример 1
В результате инвентаризации на складе воинской части выявлен не состоящий на бухгалтерском учете компьютер. Излишки оприходованы по текущей оценочной стоимости на сумму 15 800 руб.
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 N 65н, доходы, полученные казенным учреждением от выявленных излишков, относятся на статью 180 "Прочие доходы" КОСГУ.
В бухгалтерском учете казенного учреждения излишки будут отражены следующей проводкой:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Поставлен на учет компьютер по оценочной стоимости | 1 101 34 310 | 1 401 10 180 | 15 800 |
Отражение в учете недостач. Недостачи имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм - за счет виновных лиц.
При этом следует учитывать, что в силу положений инструкций по бухгалтерскому учету:
- недостачи (потери) материальных запасов в объеме норм естественной убыли (в том числе пришедших в негодность) списываются с учета по фактической стоимости на финансовый результат в дебет счета 1 401 20 272 "Расходование материальных запасов" (п. 26 Инструкции N 162н);
- недостачи (потери) материальных запасов сверх норм естественной убыли (в том числе пришедших в негодность), а также иного имущества списываются с учета на финансовый результат в дебет счета 1 401 10 172 "Доходы от операций с активами" (п. 26 Инструкции N 162н). Недостача по амортизируемому имуществу относится на финансовый результат с учетом ранее начисленной амортизации (п. 10, 13, 17 Инструкции N 162н).
Пример 2
На холодильнике столовой воинской части на начало октября остаток свинины охлажденной в полутушах первой категории (за вычетом норм естественной убыли, определенных в предыдущем месяце) составлял 5 000 кг. За октябрь на холодильник поступило охлажденной свинины названной категории 92 000 кг. В течение месяца было израсходовано 70 000 кг, отправлено на замораживание - 20 000 кг.
В результате инвентаризации в столовой воинской части выявлена недостача свинины охлажденной первой категории в количестве 210 кг. Мясо приобреталось по цене 250 руб. за кг.
Нормы естественной убыли продовольственных товаров в сфере торговли и общественного питания утверждены Приказом Минпромторга РФ от 01.03.2013 N 252 (далее - Приказ N 252).
Они различаются:
- при хранении продуктов на складах и базах розничных торговых предприятий и предприятий общественного питания (разд. XXXII-XXXV);
- при хранении и отпуске в кладовых предприятий общественного питания (разд. XL-XLIV);
- при убыли, понесенной от боя стеклянной тары с пищевыми продуктами на складах, базах, розничных торговых предприятиях и предприятиях общественного питания (разд. LII).
В свою очередь, нормы установлены отдельно для мяса и мясных продуктов, рыбы и рыбных продуктов, молочных и жировых продуктов, кондитерских и бакалейных товаров, плодов переработанных и фуража, овощей и плодов свежих.
Произведем расчет нормы естественной убыли.
1. Рассчитаем средний срок хранения мяса на холодильнике (в сутках) по формуле:
Сумма остатков охлажденного мяса на конец суток за месяц (кг) + Количество охлажденного мяса, реализованного за месяц (кг) + Количество охлажденного мяса, направленного на замораживание за месяц (кг) / Остаток охлажденного мяса на начало месяца (кг) + Количество поступившего охлажденного мяса (кг).
Таким образом, средний срок хранения мяса составляет 1,89 суток ((94 000 + 70 000 + 20 000) кг / (5 000 + 92 000) кг). Округлим этот показатель до двух.
2. Рассчитаем естественную убыль мяса при хранении по формуле:
Остаток охлажденного мяса на начало месяца (кг) + Поступившее охлажденное мясо (кг) x Норма естественной убыли при хранении (%) / 100.
В соответствии с разд. I Приказа N 252 норма естественной убыли при хранении свинины охлажденной первой категории в течение двух суток составляет 0,21%. Таким образом, естественная убыль мяса - 203,7 кг ((5 000 + 92 000) кг x 0,21% / 100) на сумму 50 925 руб. (203,7 кг x 250 руб.).
3. При проведении инвентаризации сумма недостачи составила 210 кг. Таким образом, на виновное лицо следует отнести 6,3 кг (210 - 203,7). Сумма недостачи составит 1 575 руб. (6,3 кг x 250 руб.).
В бухгалтерском учете данная ситуация будет отражена следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Списана недостача мяса в пределах норм естественной убыли | 1 401 20 272 | 1 105 32 440 | 50 925 |
Отражена недостача свыше норм естественной убыли | 1 209 74 560 | 1 401 10 172 | 1 575 |
Отражено погашение суммы недостачи путем внесения ее в кассу | 1 204 31 510 | 1 207 74 660 | 1 575 |
Пример 3
В воинской части проведена инвентаризация, в ходе которой обнаружена недостача двух комплектов специальной одежды на сумму 1 500 руб. Комиссия учреждения признала материально ответственное лицо виновным. Текущая оценочная стоимость специальной одежды на момент обнаружения недостачи составила 2 000 руб. Недостача возмещена виновным лицом в натуральной форме.
В соответствии со ст. 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб, под которым понимается реальное уменьшение наличного имущества или ухудшение его состояния. Из статьи 248 ТК РФ следует, что с согласия работодателя работник может передать ему для возмещения причиненного ущерба равноценное имущество. Таким образом, данный вопрос решается по усмотрению администрации учреждения, в этом случае на усмотрение командира части.
В учете казенного учреждения будут сделаны следующие бухгалтерские записи:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Отнесена недостача спецодежды на виновное лицо по текущей оценочной стоимости | 1 209 74 560 | 1 401 10 172 | 2 000 |
Списана с балансового учета стоимость спецодежды | 1 401 10 172 | 1 105 35 440 | 1 500 |
Возмещена виновным лицом недостача в натуральной форме | 1 401 10 172 | 1 209 74 660 | 2 000 |
Приняты к учету комплекты спецодежды, поступившие в возмещение ущерба виновным лицом | 1 105 35 340 | 1 401 10 172 | 2 000 |
Отражение в учете пересортицы. При инвентаризации продуктов питания часто возникает пересортица, иными словами, излишек одних продуктов и недостача других.
В соответствии с п. 83 Порядка N 1365 зачет излишков и недостач может производиться только в виде исключения за один и тот же период, у одного и того же материально ответственного лица, в отношении материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах. Проведение зачета допускается в отношении одной и той же группы материальных ценностей при условии, что входящие в ее состав ценности имеют сходство по внешнему виду или упакованы в одинаковую тару (при отпуске их без распаковки тары).
Для справки. Если у учреждения возникают затруднения с определением принадлежности продуктов питания одному наименованию, рекомендуется использовать Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93 (ОКП), утвержденный Постановлением Госкомстата РФ от 30.12.1993 N 301.
В том случае, когда при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих ценностей выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница в стоимости подлежит отнесению за счет виновных лиц.
Пример 4
В ходе проведения инвентаризации в буфете воинской части были выявлены следующие расхождения:
- излишек колбасы "Молочная" - 3 кг (стоимость - 180 руб./кг);
- недостача колбасы "Докторская" - 3 кг (стоимость - 245 руб./кг).
В этом случае недостача образовалась по причине пересортицы, в которой виновато материально ответственное лицо.
В случае если при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих ценностей выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница в стоимости относится на виновных лиц. Таким образом, с материально ответственного лица следует удержать 195 руб. ((245 - 180) руб. x 3 кг).
В бухгалтерском учете будет сделана следующая запись:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Списана недостача колбасы "Докторская" | 1 209 74 560 | 1 401 10 172 | 195 |
* * *
Кратко сформулируем основные выводы:
1. Инвентаризация в учреждениях Минобороны проводится в соответствии с Порядком N 1365.
2. По ее итогам составляются акты о результатах инвентаризации имущества и обязательств (ф. 0504835), которые подписываются председателем и членами инвентаризационной комиссии и утверждаются командиром воинской части.
3. Результаты инвентаризации отражаются в бюджетном учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовой бюджетной отчетности воинской части (п. 85 Порядка N 1365).
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(2) Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"