В связи с изменением законодательства все руководители и специалисты служб охраны труда обязаны иметь высшее профессиональное образование по направлению "трансферная безопасность" или дополнительное профессиональное образование (профессиональную переподготовку) в области охраны труда. В связи с тем, что указанные изменения вступили в силу не так давно, судебная практика по данному вопросу отсутствует (т.е. нельзя исключать привлечение общества к ответственности в связи с отсутствием у специалиста по охране труда соответствующего образования даже не смотря на его стаж работы в данной сфере). Следовательно, если работники службы охраны труда не имеют высшего образования по вышеуказанному направлению, их необходимо направить на соответствующую профессиональную переподготовку. Необходимо ли направлять работника службы охраны труда на профессиональную переподготовку, если стаж его работы в сфере охраны труда составляет более 20 лет? К какой ответственности может быть привлечена организация при нарушении приказа Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 N 559н?
Наличие соответствующего образования в сфере охраны труда при работе инженером (специалистом) по охране труда рекомендуется. При отсутствии соответствующего образования работник может быть занимать данную должность при условии, что он обладает достаточным практическим опытом и выполняет качественно и в полном объеме возложенные на него должностные обязанности.
В данном случае организация не может быть привлечена к административной ответственности, поскольку законом не установлена необходимость высшего образования для данной категории работников.
Правовое обоснование:
В соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17.05.2012 N 559н, (далее - Справочник) требования к квалификации специалиста по охране труда нижеследующие:
Специалист по охране труда I категории: высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Техносферная безопасность" или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда, стаж работы в должности специалиста по охране труда II категории не менее 2 лет.
Специалист по охране труда II категории: высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Техносферная безопасность" или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда, стаж работы в должности специалиста по охране труда не менее 1 года.
Специалист по охране труда: высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Техносферная безопасность" или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда без предъявления требований к стажу работы, либо среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда, стаж работы в области охраны труда не менее 3 лет.
Квалификационные характеристики, включенные в Справочник, являются нормативными документами, предназначенными для обоснования рационального разделения и организации труда, правильного подбора, расстановки и использования кадров, обеспечения единства при определении должностных обязанностей работников и предъявляемых к ним квалификационных требований, а также принимаемых решений о соответствии занимаемым должностям при проведении аттестации руководителей и специалистов (п. 1 Справочника). Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных требованиями к квалификации, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы (п. 5 Справочника).
В соответствии с ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет:
- наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей;
- на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ).
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.