Как устанавливается обеспечение госзадания?
С.Н. Степанов,
эксперт журнала "Руководитель бюджетной организации"
Журнал "Руководитель бюджетной организации", N 10, октябрь 2015 г.
Порядок финансового обеспечения выполнения государственных (муниципальных) заданий (далее - обеспечения госзаданий) устанавливается Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией (п. 4 ст. 69.2 БК РФ). Постановление N 640*(1), принятое в конце июля, утверждает порядок формирования госзадания и его финансового обеспечения в отношении федеральных учреждений. В соответствии с этим документом субъекты РФ и муниципалитеты начнут создавать свои порядки формирования госзадания. Рассмотрим, на основании каких показателей будет рассчитываться объем субсидий на выполнение госзадания.
Объем обеспечения госзадания рассчитывается с учетом нормативных затрат на оказание госуслуг и выполнение работ, на содержание имущества учреждения (при условии, что это имущество не сдано в аренду), а также на уплату налогов, объектом обложения которыми признается имущество учреждения (п. 11 *(2)).
К сведению. К имуществу учреждения относятся недвижимость (в том числе земельные участки) и особо ценное движимое имущество, закрепленное за учреждением или приобретенное им за счет средств, выделенных учредителем на указанные цели.
Расчет объема обеспечения выполнения госзадания
Объем финансового обеспечения |
| -+- | | -+-
| | | | |
/---------+----------\ /--------\ /------------+-------------\ /----------\ /-------\
|Оказание |Выполнение| | | | | Недвижимое | | | |Имущес-|
| услуг | работ | | | | Содержание |(в том числе | | Налоги | |тво, |
| | | | Платные| | имущества | земельные | | на | |сданное|
| | | | услуги | | учреждения | участки) | |имущество | | в |
|--------------------| | | | |-------------| |учреждения| |аренду |
| Нормативные | | | | |Особо ценное | | | | |
| затраты | | | | | движимое | | | | |
\--------------------/ \--------/ \--------------------------/ \----------/ \-------/
Указанный порядок расчета касается правоотношений, возникших при формировании госзадания и расчете объема обеспечения его выполнения на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.
Объем обеспечения выполнения обеспечения госзадания (R) определяется по следующей формуле (п. 12):
, где:
- нормативные затраты на оказание i-й госуслуги, включенной в ведомственный перечень;
- объем i-й госуслуги, установленной госзаданием;
- нормативные затраты на выполнение w-й работы, включенной в ведомственный перечень;
- размер платы (тариф и цена) за оказание i-й госуслуги за плату*(3), установленный госзаданием;
- затраты на уплату налогов, объектом обложения которыми признается имущество учреждения;
- затраты на содержание имущества учреждения, не используемого для оказания государственных услуг (выполнения работ) и для общехозяйственных нужд.
Показатели ,
,
,
рассчитывает орган-учредитель.
Как видно из формулы, обеспечиваются только услуги или работы, оказываемые учреждением бесплатно и в рамках госзадания, и эти услуги или работы должны быть включены в ведомственный перечень.
К сведению. На правоотношения, возникшие при формировании государственного задания и расчете объема обеспечения госзадания на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, распространяется действие п. 36 Постановления N 640: при осуществлении бюджетным учреждением платной деятельности в рамках госзадания, по которому в соответствии с федеральными законами предусмотрено взимание платы, объем обеспечения выполнения этого задания уменьшается на объем доходов от платной деятельности.
Стоимость каждой услуги, оказываемой учреждением, умножается на ее объем, установленный в госзадании. Работы, которые выполняются в рамках госзадания, тоже финансируются в полном объеме. Объем обеспечения выполнения госзадания включает в себя сумму уплаты налогов на имущество учреждения и стоимость содержания этого имущества.
Если бюджетное учреждение осуществляет платную деятельность сверх госзадания, затраты на уплату налогов, объектом обложения которыми признается имущество этого учреждения, рассчитываются с применением коэффициента платной деятельности, который определяется как отношение планируемого объема обеспечения госзадания (исходя из объемов субсидии, полученной из федерального бюджета в отчетном финансовом году на указанные цели) к общей сумме, включающей планируемые поступления от субсидии на обеспечение выполнения госзадания и доходов платной деятельности (исходя из указанных поступлений, полученных в отчетном финансовом году). Данное положение распространяется на правоотношения, возникшие при формировании госзадания и расчете объема обеспечения его выполнения на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов (п. 4, 33).
Значение затрат на содержание имущества, которое не используется для выполнения госзадания, будет утверждать учредитель.
Однако бюджетникам следует обратить внимание: если имущество учреждения не используется для выполнения госзадания, то затраты на его содержание будут финансироваться только до 2018 года. При расчете объема обеспечения начиная с госзадания на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов выделение денег на эти цели прекращается. У бюджетных организаций есть три года, чтобы определиться, что делать с "балластом", разумеется, если данное имущество не используется для общехозяйственных нужд или для приносящей доход деятельности.
Как следует из формулы, в объем обеспечения госзадания входит стоимость оказанных услуг и проделанных работ. Нормативные затраты на выполнение работы определяются в порядке, установленном учредителем (п. 28). Имейте в виду, что положения в части нормативных затрат, связанных с выполнением работ в рамках госзадания (), применяются при расчете объема обеспечения выполнения госзадания (R), начиная с госзадания на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (п. 5).
Рассмотрим, как рассчитываются нормативные затраты на оказание госуслуг ()
Расчет нормативных затрат на оказание госуслуг:
Нормативные затраты на оказание госуслуги () рассчитываются на единицу показателя объема оказания услуги (например, один специалист, прошедший обучение по программе, одна выданная лицензия). Объем устанавливается в госзадании (сколько специалистов следует обучить или сколько лицензий надо выдать).
Основами показателя служат базовый норматив затрат (
) и корректирующие коэффициенты к таким нормативам - отраслевой (
) и территориальный (
) (п. 13):
Корректирующие коэффициенты: и
Базовый норматив затрат () довольно сложно рассчитывается, поэтому сначала рассмотрим особенности применения корректирующих коэффициентов.
При формировании госзадания и расчете объема его обеспечения на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов применяется положение п. 26 Постановления N 640, согласно которому отраслевой корректирующий коэффициент учитывает показатели отраслевой специфики, в том числе с учетом показателей качества госуслуги, и определяется в соответствии с общими требованиями.
Отраслевые корректирующие коэффициенты () принимают федеральным органом исполнительной власти (ФОИВ), утвердившим базовый (отраслевой) перечень, но не позднее срока формирования госзаданий на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов. При этом по решению ФОИВ корректирующих коэффициентов может быть несколько.
Территориальные корректирующие коэффициенты () утверждает орган-учредитель. Эти коэффициенты зависят от разных показателей, например, от территориальных корректирующих коэффициентов на оплату труда, коммунальные услуги и содержание объектов недвижимого имущества. Так,
услуги по библиотечному, библиографическому и информационному обслуживанию пользователей библиотеки (показатель объема - количество посещений) для Москвы будет равен 1, для Санкт-Петербурга - 0,68.
При этом общими требованиями*(4) может устанавливаться, что нормативные затраты на оказание отдельных госуслуг и работ в соответствующих сферах определяются с учетом иных нормативных правовых актов РФ (п. 13).
Базовый норматив затрат на оказание госуслуги:
Базовый норматив затрат на оказание услуги () состоит из двух частей:
- затраты, непосредственно связанные с оказанием i-й госуслуги;
- затраты на общехозяйственные нужды при оказании i-й госуслуги (это "коммуналка", расходы на связь, транспорт и т.д.).
Составные части тоже имеют сложную структуру, для наглядности представим ее в виде схемы.
Структура базового норматива затрат на оказание услуги
Базовый норматив затрат на оказание госуслуги |
/---------\ /-------------------\ /----------------\ /-----------------\
|Затраты, | |Плата исполнителям | | | |"Коммуналка" |
|непосред-||услуги | |Затраты на | | |
|ственно | \-------------------/ | общехозяйствен-| \-----------------/
|связанные| |ные нужды на |
|с | /-------------------\ |оказание i-й | /-----------------\
|оказанием| |Приобретение | |госуслуги | |Содержание |
|i-й ||материальных | | | |объектов |
|госуслуги| |запасов и особо | | | |недвижимости |
| | |ценного движимого | | | | |
| | |имущества | | | | |
| | \-------------------/ | | \-----------------/
| | | |
| | /-------------------\ | | /-----------------\
| | |Иные затраты на | | | |Содержание особо |
| ||оказание госуслуги | | | |ценного движимого|
| | | | | | |имущества |
| | \-------------------/ | | \-----------------/
| | | |
| | | | /-----------------\
| | | | |Услуги связи |
| | | | \-----------------/
| | | |
| | | | /-----------------\
| | | | |Транспортные |
| | | | |услуги |
| | | | \-----------------/
| | | |
| | | | /-----------------\
| | | | |Плата |
| | | | |обслуживающему |
| | | | |персоналу |
| | | | \-----------------/
| | | |
| | | | /-----------------\
| | | | |Прочие ОХН |
\---------/ \----------------/ \-----------------/
Итак, базовый норматив затрат на оказание услуги () определяется по следующей формуле:
Алгоритм расчета затрат на общехозяйственные нужды рассмотрим в следующем номере. А сейчас ознакомимся с особенностями определения базового норматива затрат, непосредственно связанных с оказанием госуслуги, . По схеме, приведенной выше, видно, что в состав этого норматива входят:
- - затраты на оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда работников, непосредственно связанных с оказанием госуслуг (включая административно-управленческий персонал в случаях, установленных стандартами оказания госуслуги).
Например, затраты на оплату труда работникам, непосредственно связанным с библиотечным обслуживанием, состоят из оплаты труда гардеробщика, библиографа, работников регистрационного отдела и отдела хранения;
- - затраты на приобретение материальных запасов и особо ценного движимого имущества, потребляемых (используемых) в процессе оказания i-й госуслуги, с учетом срока полезного использования, в том числе затраты на арендные платежи (так, для библиотечного обслуживания потребуются следующие материальные запасы (основные средства, потребляемые в процессе оказания госуслуги): карточка регистрации читателя, читательский билет, ручка, табурет и стол для читателя, пакет для вещей читателя, сданных в гардероб);
- - иные затраты, непосредственно связанные с оказанием i-й госуслуги (например, питьевая вода и одноразовые стаканчики).
Итак, базовый норматив затрат, непосредственно связанных с оказанием госуслуги, рассчитывается по следующей формуле:
Рассмотрим составляющие формулы подробнее.
Затраты на оплату труда работникам, непосредственно связанным с оказанием госуслуг, находятся в прямой зависимости от таких показателей:
- - значение натуральной нормы рабочего времени, затрачиваемого d-м работником, непосредственно связанным с оказанием i-й госуслуги, на оказание именно этой i-й госуслуги (значение колонки 4 в примере 1, см. стр. 33);
- - размер повременной (часовой, дневной, месячной, годовой) оплаты труда (с учетом окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера) с начислениями на выплаты по оплате труда d-го работника, непосредственно связанного с оказанием i-й госуслуги (значение колонки 5 в примере 1, см. стр. 33).
Затраты на оплату труда рассчитываются по следующей формуле:
Размер повременной оплаты труда с начислениями на выплаты по оплате труда d-го работника, непосредственно связанного с оказанием i-й государственной услуги, определяется исходя из годового фонда оплаты труда и годового фонда рабочего времени указанного работника. При этом учитывается прогнозный индекс потребительских цен на конец соответствующего финансового года.
Годовой фонд оплаты труда и годовой фонд рабочего времени d-го работника, непосредственно связанного с оказанием i-й госуслуги, определяются согласно значениям натуральных норм.
Рассмотрим в качестве примера механизм расчета оплаты труда работников, непосредственно связанных с оказанием библиотечных услуг.
Исходные данные:
273 940 - количество посещений за отчетный год;
52 308 руб. - данные Росстата о среднемесячной заработной плате работников учреждений культуры по Москве в 2014 году (либо заработная плата по наиболее эффективному учреждению);
119 600 часов - общее полезное время использования имущественного комплекса (299 рабочих дней в году (шестидневная неделя, один санитарный день в месяц), восьмичасовой рабочий день, количество посетителей, находящихся в здании библиотеки, - 50 чел./ч);
0,7 часа - среднее время посещения библиотеки (время использования имущественного комплекса на оказание услуги), определяемое как сумма норм времени по всем специалистам, непосредственно участвующим в оказании услуги.
Пример 1: оплата труда работников, непосредственно связанных с оказанием услуги (г. Москва)
Наименование ресурса | Фактическое количество человеко-часов персонала, задействованного в процессе оказания услуги | Нормативное количество одновременно оказываемых услуг* | Норма трудозатрат на оказание единицы госуслуги, чел./ч | Стоимость 1 чел./ч, руб.** | Нормативные затраты |
1 | 2 | 3 | 4 = 2 / 3 | 5 | 6 = 4 х 5 |
Гардеробщик | 8 912 | 273 940 | 0,032532671 | 414,85 | 13,5 |
Работник регистрационного отдела | 5 777 | 273 940 | 0,02108856 | 414,85 | 8,75 |
Библиограф | 98 350 | 273 940 | 0,359020223 | 414,85 | 148,94 |
Работник отдела хранения | 78 657 | 273 940 | 0,287132219 | 414,85 | 119,12 |
Итого оплата труда | 290,3 | ||||
* Нормативное количество одновременно оказываемых услуг равно количеству посещений читателями библиотеки за отчетный год. ** Стоимость 1 чел./ч (значение столбца 5) 414,85 руб. получена следующим образом: 52 308 руб. (среднемесячная заработная плата работников учреждений культуры по Москве в 2014 году либо заработная плата по наиболее эффективному учреждению) х 12 мес. х 1,302 (начисления на ФОТ) / 1 970 раб. ч/год. Расчет произведен на основе суммарного количества человеко-часов и количества посетителей (данные управленческой отчетности). Таким образом, нормативные затраты на оплату труда работников, непосредственно связанных с оказанием услуги |
Затраты на приобретение материальных запасов и особо ценного движимого имущества, потребляемого (используемого) в процессе оказания госуслуги (в том числе затраты на арендные платежи), определяются по следующей формуле:
, где:
- значение натуральной нормы k-го вида материального запаса / особо ценного движимого имущества, непосредственно используемого в процессе оказания i-й государственной услуги (значение колонки 4 в примере 2, см. стр. 35);
- стоимость k-го вида материального запаса / особо ценного движимого имущества, непосредственно используемого в процессе оказания i-й государственной услуги в соответствующем финансовом году (значение колонки 6 в примере 2, см. стр. 35);
- срок полезного использования k-го вида материального запаса / особо ценного движимого имущества (значение колонки 5 в примере 2, см. стр. 35).
Рассмотрим алгоритм расчета указанных затрат на примере библиотечной услуги.
Пример 2: материальные запасы / основные средства, потребляемые в процессе оказания госуслуги по библиотечному обслуживанию
Наименование (вид материального запаса / основного средства) | Нормативное количество ресурса материального запаса / основного средства, шт. | Нормативное количество одновременно оказываемых услуг* | Норма, шт. | Срок полезного использования, лет | Цена единицы ресурса, руб. | Нормативные затраты, руб. |
1 | 2 | 3 | 4 = 2 / 3 | 5 | 6 | 7 = 4 х 6 / 5 |
Карточка регистрации читателя | 4 600 | 273 940 | 0,016791998 | 1 | 2 | 0,03 |
Читательский билет | 5 930 | 273 940 | 0,021647076 | 1 | 10 | 0,22 |
Ручка | 218 | 273 940 | 0,000795795 | 1 | 23 | 0,02 |
Табурет для читателя | 100 | 273 940 | 0,000365043 | 5 | 1 000 | 0,07 |
Стол для читателя | 100 | 273 940 | 0,000365043 | 5 | 2 000 | 0,15 |
Пакет-майка для вещей читателя | 8 395 | 273 940 | 0,030645397 | 1 | 1,3 | 0,04 |
Итого материальные запасы / основные средства | 0,49 | |||||
* Исходя из количества посещений читателей за отчетный год. |
Расчет произведен на основе суммарного количества используемых материальных запасов / основных средств и количества посетителей (данные управленческой отчетности).
Таким образом, для оказания госуслуги по библиотечному обслуживанию затраты на приобретение потребляемых материальных запасов и особо ценного движимого имущества составят 0,49 руб.
Иные затраты, непосредственно связанные с оказанием госуслуги, определяются по формуле:
, где:
- значение иной натуральной нормы, непосредственно используемой в процессе оказания i-й госуслуги (натуральной нормы l-го вида, непосредственно используемой в процессе оказания i-й госуслуги и не учтенной в затратах на оплату труда и затратах на приобретение материальных запасов и особо ценного движимого имущества) (значение колонки 4 в примере 3).
- стоимость l-й иной натуральной нормы, непосредственно используемой в процессе оказания i-й госуслуги в соответствующем финансовом году (значение колонки 6 в примере 3);
- срок полезного использования l-й иной натуральной нормы, непосредственно используемой в процессе оказания i-й госуслуги (значение колонки 5 в примере 3).
Рассмотрим расчет этого показателя на примере финансирования госуслуги по библиотечному обслуживанию.
Пример 3: иные затраты, непосредственно связанные с оказанием госуслуги по библиотечному обслуживанию
Наименование (вид материального запаса / основного средства) | Нормативное количество ресурса материального запаса / основного средства, шт. | Нормативное количество одновременно оказываемых услуг | Норма, шт. | Срок полезного использования, лет | Цена единицы ресурса, руб. | Нормативные затраты, руб. |
1 | 2 | 3 | 4 = 2 / 3 | 5 | 6 | 7 = 4 х 6 / 5 |
Вода питьевая, бут. | 2 400 | 273 940 | 2 400 / 273 940 = 0,008761043 | 1 раз | 27,7 | 0,008761043 х 27,7 / 1 = 0,24 |
Одноразовый стакан, шт. | 273 940 | 273 940 | 1 | 1 раз | 1,5 | 1 х 1,5 / 1 = 1,5 |
Итого иные ресурсы | 0,24 + 1,5 = 1,74 |
Расчет произведен на основе суммарного количества используемых иных ресурсов и количества посетителей (данные управленческой отчетности).
Таким образом, иные затраты, непосредственно связанные с оказанием i-й государственной услуги , составили 1,74 руб.
Расчет базового норматива затрат, непосредственно связанных с оказанием госуслуги по библиотечному обслуживанию, в нашем примере будет выглядеть так: = 290,3 + 0,53 + 1,74 = 292,57 (руб.).
Поскольку расчет базового норматива затрат на оказание услуги достаточно сложный, для удобства понимания его алгоритма предлагаем следующую схему:
Алгоритм расчета базового норматива затрат
/-----------------\ /-------------------------------\ /-------------------\
| Нормативные | | Корректирующие | | |
| затраты на || коэффициенты || Отраслевые |
| оказание | | | | |
| госуслуги | | | | |
\-----------------/ \-------------------------------/ \-------------------/
| \----------\
/---------------------------------------------------\ /-------------------\
| Базовый норматив затрат на оказание услуги | | Территориальные |
\---------------------------------------------------/ \-------------------/
| \--------------\
/---------------------------------------------------\ /-------------------\
| Затраты, связанные с оказанием госуслуги | | Затраты на ОХН |
\---------------------------------------------------/ \-------------------/
| | \--------------\
/-----------------\ /-------------------------------\ /-------------------\
| Оплата | | Приобретение материальных | | Иные |
| труда | | запасов и особо ценного | | затраты |
| | | движимого имущества | | |
\-----------------/ \-------------------------------/ \-------------------/
* * *
Особенности расчета базового норматива затрат на общехозяйственные нужды при оказании i-й госуслуги рассмотрим с примерами в следующем номере.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление Правительства РФ от 26.06.2015 N 640 "О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания" (вместе с Положением о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания).
*(2) Здесь и далее в скобках указаны положения Постановления N 640.
*(3) Согласно п. 36 Постановления N 640, если учреждение осуществляет платную деятельность в рамках госзадания, по которому в соответствии с федеральными законами предусмотрено взимание платы, объем обеспечения госзадания, рассчитанный на основе нормативных затрат, подлежит уменьшению на объем доходов от платной деятельности исходя из объема госуслуги (работы), за оказание (выполнение) которой предусмотрено взимание платы, и среднего значения размера платы (цены, тарифа), установленного в госзадании учредителем.
*(4) Общие требования к определению нормативных затрат на оказание госуслуг, применяемых при расчете объема обеспечения выполнения госзадания на оказание госуслуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением в соответствующих сферах деятельности, например, Общие требования к определению нормативных затрат на оказание услуг в сфере здравоохранения утв. Приказом Минздрава РФ от 25.06.2015 N 366н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"