Должно ли муниципальное казенное учреждение выставлять счета-фактуры при оказании услуг в рамках муниципального заказа?
Ю. Лермонтов,
государственный советник РФ 3-го класса
Журнал "Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 7, июль 2015 г.
В силу пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ в целях применения гл. 21 НК РФ не признаются объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно ст. 6 БК РФ казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета по бюджетной смете.
В силу п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, установленном гл. 21 НК РФ.
Согласно пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с гл. 21 НК РФ, за исключением операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) по ст. 149 НК РФ.
Начиная с 1 января 2012 года работы (услуги), выполняемые (оказываемые) федеральными казенными учреждениями, в том числе на платной основе, объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость не являются (см. Письмо Минфина РФ от 16.04.2012 N 03-07-11/111).
Таким образом, счета-фактуры выставляет исполнитель услуги, если операция по оказанию данной услуги облагается НДС. В анализируемой ситуации операции не облагаются НДС, соответственно, казенное учреждение не должно выставлять счета-фактуры.
Рассмотрим позицию официальных органов по данному вопросу.
Так, в Письме Минфина РФ от 03.07.2014 N 03-07-РЗ/32152 разъясняется, что, поскольку операции по выполнению работ (оказанию услуг) казенными учреждениями не признаются объектом обложения налогом на добавленную стоимость, счета-фактуры при осуществлении этих операций казенными учреждениями не составляются.
Также в Письме Минфина РФ от 20.07.2012 N 03-07-09/81 указывается, что при выполнении работ (оказании услуг) казенными учреждениями счета-фактуры не выставляются, журналы учета выставленных счетов-фактур и книги продаж не ведутся.
Таким образом, исходя из анализа вышеприведенных норм и позиции Минфина, следует, что муниципальное казенное учреждение счета-фактуры не выставляет в рамках муниципального заказа.
1 июля 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"