Внутренний финансовый контроль в Федеральной таможенной службе
Т. Обухова,
эксперт журнала
"Силовые министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 7, июль 2015 г.
Статьей 160.2-1 БК РФ определены бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, главного администратора (администратора) доходов бюджета, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. В отношении таможенных органов, учреждений, находящихся в ведении Федеральной таможенной службы (далее - ФТС), внутренний финансовый контроль осуществляется непрерывно руководителями (заместителями руководителей), иными должностными лицами (работниками) главного администратора (администратора) средств федерального бюджета в порядке, утвержденном Приказом ФТС РФ от 27.02.2015 N 339. О том, как проводятся мероприятия внутреннего финансового контроля, мы поговорим в этой статье.
Объекты внутреннего финансового контроля
Об общих направлениях внутреннего финансового контроля говорится в ст. 160.2-1 БК РФ. Приведем некоторые из них в таблице:
Проверяющий орган | Объекты внутреннего финансового контроля |
Главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств | Соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, включая расходы на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим главным распорядителем бюджетных средств и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств |
Подготовка и организация мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств | |
Главный администратор (администратор) доходов бюджета | Соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по доходам, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим главным администратором доходов бюджета и подведомственными администраторами доходов бюджета |
Внутренний финансовый контроль осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.03.2014 N 193 "Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и о внесении изменения в пункт 1 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. N 89" (далее - Правила N 193). В целях реализации этого нормативного акта ФТС утвердила Положение об осуществлении внутреннего финансового контроля в Федеральной таможенной службе (далее - Положение N 339), которое является приложением к Приказу ФТС РФ от 27.02.2015 N 339.
Полномочия органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля
Полномочия органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля приведены в ст. 269.2 БК РФ. Ниже в форме таблицы представлены виды контроля, осуществляемого этими органами.
Следует заметить, что направления внутреннего финансового контроля в таможенной службе, приведенные в п. 2 Положения N 339, схожи с теми, которые нами указаны выше. Согласно нормам п. 2 Положения N 339 внутренний финансовый контроль в таможенной службе осуществляется непрерывно руководителями (заместителями руководителей), иными должностными лицами (работниками) главного администратора (администратора) средств федерального бюджета, организующими и выполняющими внутренние процедуры составления и исполнения федерального бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности, и направлен:
- на соблюдение правовых актов главного администратора (администратора) средств федерального бюджета, регулирующих составление и исполнение федерального бюджета, составление бюджетной отчетности и ведение бюджетного учета, включая порядок ведения учетной политики;
- на подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
/------------------------------------------------------\
| Виды контроля, проводимого органами |
|внутреннего государственного (муниципального) контроля|
\------------------------------------------------------/
/----------------------------\ /-----------------------------\
| Контроль за соблюдением | | Контроль за полнотой и |
|бюджетного законодательства | | достоверностью отчетности о |
| РФ и иных нормативных | | реализации государственных |
|правовых актов, регулирующих| | (муниципальных) программ, |
| бюджетные правоотношения | | в том числе отчетности |
| | |об исполнении государственных|
| | | (муниципальных) заданий |
\----------------------------/ \-----------------------------/
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (п. 2 ст. 269.2 БК РФ):
- проводятся проверки, ревизии и обследования;
- направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания;
- направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с БК РФ, иными актами бюджетного законодательства РФ принимать решения о применении предусмотренных БК РФ бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения;
- осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.
Внутренний финансовый контроль в таможенной службе
Организацию проведения внутреннего финансового контроля в таможенной службе условно можно разделить на несколько этапов.
1. Составление карты внутреннего финансового контроля. Подготовка к проведению внутреннего финансового контроля осуществляется путем формирования (актуализации) карт внутреннего финансового контроля (далее - карта). Финансовый контроль в таможенной службе осуществляется в соответствии с утвержденной картой (п. 7 Положения N 339). В ней по каждому предмету внутреннего финансового контроля указываются (п. 5 Положения N 339):
1) наименование процесса внутренней бюджетной процедуры (примерный перечень процессов внутренних бюджетных процедур приведен в приложении 1.3 к Положению N 339);
2) наименование операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры);
3) данные о должностном лице (работнике), ответственном за выполнение операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры);
4) периодичность выполнения операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры);
5) данные о должностных лицах (работниках), осуществляющих контрольные действия в ходе самоконтроля и (или) контроля по уровню подчиненности (подведомственности);
6) периодичность контрольных действий;
7) метод контроля: самоконтроль, контроль по уровню подчиненности или контроль по уровню подведомственности. Уполномоченное должностное лицо финансово-экономического подразделения главного администратора бюджетных средств осуществляет контроль по уровню подведомственности путем проверки оформления проекта бюджетной сметы и (или) проверки плана-графика закупок, затем оформляет заключение об устранении нарушений и недостатков в случае их выявления. В отношении оформления заключения указанное лицо осуществляет самоконтроль, а руководитель структурного подразделения - контроль по уровню подчиненности;
8) контрольное действие (отражается одно из следующих контрольных действий: проверка оформления документа, авторизация операций, сверка данных);
9) вид (способ) контроля (указывается один из следующих видов контроля: визуальный, автоматический, смешанный, а также способов контроля - сплошной или выборочный);
10) периодичность и срок выполнения контрольных действий.
Следует отметить, что примерный перечень процессов внутренних бюджетных процедур, приведенных в приложении 1.3 к Положению N 339, включает в себя бюджетные процедуры, проводимые при бюджетном планировании, финансировании, исполнении бюджетной сметы и принятии бюджетных обязательства, ведении бюджетного учета и составлении бюджетной (финансовой) отчетности. Ниже вашему вниманию представлена таблица, в которой в сокращенном виде приведен примерный перечень процессов внутренних бюджетных процедур, проводимых при проверке ведения бюджетного учета, составления бюджетной (финансовой отчетности).
Наименование внутренней бюджетной процедуры | Наименование процесса | Ответственный за результат выполнения внутренней бюджетной процедуры |
Ведение бюджетного учета, в том числе принятие к учету первичных учетных документов (составление сводных учетных документов), отражение информации, указанной в первичных учетных документах, в регистрах бюджетного учета, проведение оценки имущества и обязательств, а также инвентаризаций | Принятие к учету первичных учетных документов (составление сводных учетных документов) | Финансово-экономическое подразделение главного администратора (администратора) средств федерального бюджета, получателя средств федерального бюджета |
Отражение информации, указанной в первичных учетных документах, регистрах бюджетного учета | Финансово-экономическое подразделение главного администратора (администратора) средств федерального бюджета, получателя средств федерального бюджета | |
Проведение инвентаризаций | Финансово-экономическое подразделение главного администратора (администратора) средств федерального бюджета, получателя средств федерального бюджета | |
Составление и представление бюджетной отчетности и сводной бюджетной отчетности | Составление бюджетной отчетности | Финансово-экономическое подразделение главного администратора (администратора) средств федерального бюджета, получателя средств федерального бюджета |
Представление бюджетной отчетности | Финансово-экономическое подразделение главного администратора (администратора) средств федерального бюджета, получателя средств федерального бюджета | |
Составление сводной бюджетной отчетности | Финансово-экономическое подразделение главного администратора средств федерального бюджета | |
Представление сводной бюджетной отчетности | Финансово-экономическое подразделение главного администратора средств федерального бюджета | |
Исполнение судебных актов по искам, предусматривающим обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных казенных учреждений | Принятие к учету, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью выплат по искам, предусматривающим обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных казенных учреждений | Финансово-экономическое подразделение главного администратора (администратора) средств федерального бюджета, получателя средств федерального бюджета |
Форма карты и порядок ее заполнения приведены в приложениях 2 и 2.1 к Положению N 339. Следует заметить, что перед составлением карты структурными подразделениями главного администратора (администратора) средств федерального бюджета, получателя средств федерального бюджета, ответственными за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур, формируется перечень операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры). Форма такого перечня приведена в приложении 1 к Положению N 339, а порядок заполнения такого перечня - в приложении N 1.1 к Положению N 339.
Этап, на котором составляется карта, является этапом планирования контрольных мероприятий, а сама карта - программой контрольных мероприятий.
2. Проведение контрольного мероприятия. При осуществлении внутреннего финансового контроля производятся следующие контрольные действия (п. 5 Правил N 193):
а) проверка оформления документов на соответствие требованиям нормативных правовых актов РФ, регулирующих бюджетные правоотношения, и внутренних стандартов и процедур;
б) авторизация операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);
в) сверка данных;
г) сбор и анализ информации о результатах выполнения внутренних бюджетных процедур.
Положение N 339 не содержит в себе разъяснения по проведению этого этапа проверки. Но в нем в отдельном разделе выделены правила учета и хранения регистров (журналов) внутреннего финансового контроля. Из пунктов 19-20 Положения N 399 следует, что учет и хранение регистров (журналов) внутреннего финансового контроля осуществляются структурными подразделениями главного администратора (администратора) средств федерального бюджета, получателя средств федерального бюджета, ответственными за выполнение внутренних бюджетных процедур. Регистры (журналы) внутреннего финансового контроля формируются и брошюруются в хронологическом порядке. Их хранение осуществляется способами, обеспечивающими их защиту от несанкционированных исправлений, утраты целостности информации в них и сохранность.
3. Оформление результатов контрольных мероприятий. Информация о результатах внутреннего финансового контроля направляется подразделением, ответственным за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур, или уполномоченным подразделением руководителю (заместителю руководителя) главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств с установленной руководителем главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств периодичностью (п. 24 Правил N 193). То, в каком порядке в таможенной службе следует отражать результаты контрольных мероприятий внутреннего финансового контроля, Положением N 339 не разъясняется. Обычно они оформляются актом либо справкой. В акте или справке, как правило, указывается следующая информация:
- проверяемый период;
- дата и номер акта, справки;
- состав контрольной группы;
- объект проверки (наименование бюджетной процедуры);
- вопросы проверки;
- перечень нарушений, выявленных в ходе проверки, и их описание;
- ссылка на пункт, статью нормативного акта, положения которого были нарушены;
- фамилия, инициалы и должность виновного лица;
- размер ущерба.
Акт обычно составляется в трех экземплярах. Один экземпляр остается в отделе внутреннего контроля, второй направляется руководителю учреждения, третий - руководителю проверяемого отдела.
4. Принятие решений по результатам проверок. На основании информации, изложенной в акте проверяющими, формируются предложения по исправлению выявленных в ходе проверки нарушений. На основании акта должностные лица, наделенные соответствующими полномочиями, вправе привлекать виновных в нарушении норм законодательства РФ лиц к ответственности. Кроме того, согласно акту проверки может быть разработан план мероприятий по устранению выявленных в ходе проверки недостатков и нарушений.
По итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля принимаются решения с указанием сроков их выполнения, направленные (п. 25 Правил N 193):
а) на обеспечение применения эффективных автоматических контрольных действий в отношении отдельных операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) и (или) устранение недостатков используемых прикладных программных средств автоматизации контрольных действий, а также на исключение неэффективных автоматических контрольных действий;
б) на изменение карт внутреннего финансового контроля в целях увеличения способности процедур внутреннего финансового контроля снижать вероятность возникновения событий, негативно влияющих на выполнение внутренних бюджетных процедур;
в) на актуализацию системы формуляров, реестров и классификаторов как совокупности структурированных документов, позволяющих отразить унифицированные операции в процессе осуществления бюджетных полномочий главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств;
г) на уточнение прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий, а также регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;
д) на изменение внутренних стандартов и процедур;
е) на уточнение прав по формированию финансовых и первичных учетных документов, а также прав доступа к записям в регистры бюджетного учета;
ж) на устранение конфликта интересов у должностных лиц, осуществляющих внутренние бюджетные процедуры;
з) на проведение служебных проверок и применение материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам;
и) на ведение эффективной кадровой политики в отношении структурных подразделений главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств.
5. Отчетность о результатах контрольных мероприятий. В разделе IV Положения N 339 приведен порядок составления отчетности о результатах внутреннего финансового контроля. Согласно нормам п. 23 Положения N 339 структурные подразделения главного администратора (администратора) средств федерального бюджета, получателя средств федерального бюджета, ответственные за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур, составляют ежеквартальную и годовую отчетность о результатах внутреннего финансового контроля. Такая отчетность формируется на основе данных регистров (журналов) внутреннего финансового контроля по образцу и с учетом рекомендаций по ее заполнению, приведенных в приложениях 3 и 3.1 к Положению N 339.
В отчетности о результатах внутреннего финансового контроля отражается следующая информация:
- методы контроля (самоконтроль, контроль по подчиненности, контроль по подчиненности, контроль по подведомственности в соответствии с картой внутреннего финансового контроля, контроль по подведомственности в соответствии с регламентом);
- количество контрольных действий, проведенных проверок (ревизий);
- количество выявленных недостатков (нарушений);
- сумма бюджетных средств, подлежащая возмещению;
- сумма восстановленных бюджетных средств;
- количество предложенных мер по устранению недостатков (нарушений), причин их возникновения, заключений;
- количество принятых мер, исполненных заключений;
- количество материалов, направленных в Росфиннадзор, правоохранительные органы.
К отчетности о результатах внутреннего финансового контроля прилагается пояснительная записка, содержащая (п. 26 Положения N 339):
- описание принятых и (или) предлагаемых мер по устранению нарушений и (или) недостатков, причин их возникновения в отчетном периоде;
- сведения о количестве должностных лиц (работников), осуществляющих внутренний финансовый контроль, мерах по повышению их квалификации;
- сведения о ходе реализации мер по устранению нарушений и недостатков, причин их возникновения, а также о ходе реализации материалов, направленных в орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, правоохранительные органы.
Отчетность подписывается начальником (заместителем начальника) структурного подразделения главного администратора (администратора) средств федерального бюджета, получателя средств федерального бюджета, ответственного за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур, и до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляется на утверждение (п. 25 Положения N 339):
- руководителю (заместителю руководителя) ФТС - Главным финансово-экономическим управлением;
- начальнику (заместителю начальника) или руководителю (заместителю руководителя) администратора средств федерального бюджета, получателя средств федерального бюджета структурными подразделениями администратора средств федерального бюджета, получателя средств федерального бюджета, ответственными за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур.
* * *
В завершение статьи хотелось бы отметить, что Положение N 339 содержит не всю информацию, которая необходима при организации и проведении мероприятий внутреннего финансового контроля. С этой целью может быть разработаны и утверждены дополнительные ведомственные акты, в которых следует прописать необходимый порядок действий при проведении контрольных мероприятий финансовой сферы деятельности таможенной службы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"