К нам предъявляют претензии по поводу того, что наше штатное расписание составлено не в соответствии с рекомендуемыми штатными нормативами, содержащимися в порядках оказания медицинской помощи. Что делать?
Ф.Н. Кадыров,
д.э.н.
Журнал "Менеджер здравоохранения", N 3, март 2015 г.
Часть 3 Федерального закона от 21.11.2011 N 323 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" устанавливает, что "порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя... 4) рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений".
Как видим, штатные нормативы носят рекомендуемый характер. Мы должны строго руководствоваться нормами закона: порядки оказания медицинской помощи обязательны для исполнения, следовательно, в обязательном порядке мы должны рассматривать рекомендуемые штатные нормативы именно как рекомендуемые.
Вообще еще со времен Советского Союза у нас в стране все штатные нормативы носят рекомендательный характер.
Далее. В распоряжении Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 N 2190-р "Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы" говорится: "Формирование штатной численности учреждений следует проводить с применением систем нормирования труда с учетом необходимости качественного оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ)". А правительственное распоряжение выше по статусу, чем приказы Минздрава (Минздравсоцразвития) России, которыми утверждаются порядки оказания медицинской помощи. Поэтому в положении о нормировании труда, принимаемом в учреждении, целесообразно со ссылкой на вышеприведенное положение закрепить, что штатное расписание учреждения рассчитывается в соответствии с нормативными правовыми актами (включая порядки оказания медицинской помощи, содержащие рекомендуемые штатные нормативы), методическими рекомендациями и т.д. в рамках штатного нормирования (определения норм численности), являющегося составной частью нормирования труда в учреждении. При этом следует добавить, что по итогам нормирования штатная численность работников, утверждаемая руководителем учреждения в рамках штатного расписания, может отличаться от той, которая предусмотрена соответствующими документами.
Действующая нормативная база дает учреждениям чрезвычайно большие полномочия в вопросах нормирования. Но этими полномочиями нужно грамотно пользоваться: недостаточно просто продекларировать, что учреждение формирует штатное расписание на основе нормирования, нужно составление штатного расписания официально (через закрепление в Положении о нормировании труда в учреждении) включить в систему нормирования труда.
Тем не менее, остается еще один важный аспект - лицензирование. Для получения лицензии учреждение должно подтвердить, что оно обладает возможностями для оказания заявленных видов медицинской помощи. Например, при оказании хирургической помощи в штатном расписании должны присутствовать должности врачей-анестезиологов-реаниматологов. Обеспечение круглосуточного наблюдения за пациентами не может быть обеспечено, если в штатном расписании имеются менее 4,0 ставок соответствующих должностей и т.д. Подобные отклонения в штатном расписании могут служить основанием для того, чтобы лицензия не была выдана.
Таким образом, никто не вправе требовать введения должностей строго в соответствии с рекомендуемыми штатными нормативами, содержащимися в порядках оказания медицинской помощи. Но если имеющихся должностей недостаточно для организации оказания медицинской помощи, учреждение может не получить лицензию.
1 марта 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Менеджер здравоохранения"
Издатель: ООО Издательский дом "Менеджер здравоохранения"
Свидетельство о регистрации СМИ: N 77-15481 от 20 мая 2003 г.
Издается с 2004 г.
Периодичность: ежемесячный
Главный редактор: академик РАМН, профессор В.И. Стародубов
Информационная концепция: Административная реформа в здравоохранении.
Новые финансово-экономические механизмы и организационно-правовые формы медицинской организации. Анализ и прогноз рынка медицинских услуг. Программы переподготовки руководителей здравоохранения. Актуальные интервью. Репортажи о заметных событиях
Подписные индексы по каталогу "Газеты и журналы" агентства "Роспечать":
20102 - годовая подписка;
82614 - подписка на полгода.
Адрес редакции: г. Москва, ул. Добролюбова, 11, оф. 234
Телефоны редакции: (495) 618-07-92
факс (495) 618-07-92
Справки о подписке через редакцию по тел/факс (495) 618-07-92, 639-92-45
Адрес электронной почты idmz@mednet.ru
Сайт: www.idmz.ru