На нашем предприятии сотрудница оформлена и непрерывно работает с 01.07.2014, с 23.06.2015 у нее начинается отпуск по беременности и родам. Данная сотрудница по состоянию на 18.03.2014 проживала в Крыму, проживает в Республике Крым и сейчас, в настоящее время является гражданкой Российской Федерации.
До 01.07.2014 она являлась сотрудницей украинского предприятия, зарегистрированного в Киеве. Как рассчитать пособие, учитывать ли для этого только сумму заработка, полученного сотрудницей на нашем предприятии с 01.08.2014?
Н.К. Сенин,
эксперт журнала "Бухгалтер Крыма"
Журнал "Бухгалтер Крыма", N 7, июль 2015 г.
Согласно ч. 5 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ размер пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам определяется путем умножения размера дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам. Размер указанного дневного пособия исчисляется путем умножения среднего дневного заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку в соответствии со ст. 7 и 11 Федерального закона N 255-ФЗ.
Исходя из ст. 11 данного закона пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100%. Исключение составляет выплата застрахованной женщине, имеющей страховой стаж менее шести месяцев. В этом случае пособие по беременности и родам выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц МРОТ, установленного федеральным законом.
К сведению. В силу ст. 1 Федерального закона от 01.12.2014 N 408-ФЗ с 01.01.2015 МРОТ, который следует применять при расчете пособий по беременности и родам, составляет 5965 руб.
На основании ч. 2 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в ФСС в соответствии с Законом о страховых взносах*(1).
Согласно ч. 6.1 ст. 11 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ законодательство РФ о страховых взносах в ФСС на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством применяется на территориях Республики Крым и города Севастополя с 01.08.2014 в отношении:
- организаций, местом нахождения которых является территория Республики Крым или территория города Севастополя, и индивидуальных предпринимателей, проживающих на территории Республики Крым или на территории города Севастополя, сведения о которых внесены соответственно в ЕГРЮЛ и ЕГРИП;
- созданных на территориях Республики Крым и города Севастополя филиалов и (или) представительств российских организаций, сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ;
- созданных на территориях Республики Крым и города Севастополя после 18.03.2014 обособленных подразделений российских организаций, а также обособленных подразделений иностранных организаций.
То есть предприятия, расположенные в Крыму и Севастополе, начисляли страховые взносы в ФСС только с 01.08.2014. Однако согласно ч. 6 ст. 10 Федерального закона N 421-ФЗ в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые были начислены страховые взносы на общеобязательное государственное социальное страхование в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением, в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города Севастополя до 31.12.2014 включительно. Речь идет о взносах, перечисленных страхователями Крыма и Севастополя в соответствии с Законом Украины от 08.07.2010 N 2464-VI в период с 18.03.2014 по 31.12.2014.
То есть в рассматриваемом случае в сумму среднего заработка работнице надо включить вознаграждение, выплаченное ей вашим предприятием за июль 2014 года, если на него был начислен ЕСВ.
Что касается периода ее работы с 18.03.2014 по 30.06.2014 на украинском предприятии, на первый взгляд, вознаграждение, полученное ею в это время, следовало бы включать в расчет среднего заработка при исчислении пособия при условии, что:
- на сумму данного вознаграждения начислялся ЕСВ;
- работница по состоянию на 18.03.2014 проживала на территории Крыма.
Приведенный подход основан на том, что согласно ст. 1 Федерального закона N 421-ФЗ этот закон определяет особенности правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживавших по состоянию на 18.03.2014 на территории Республики Крым или территории города Севастополя. То есть право на страховое обеспечение возникает у данных граждан в равной мере, независимо от того, в какой юрисдикции находилось предприятие, где они работали.
Не предусматривают иного и положения ст. 10 обозначенного закона. В то же время при подтверждении суммы вознаграждения, выплаченного украинским предприятием, могут возникнуть трудности, связанные с тем, что, скорее всего, не будет возможности получить от такого предприятия соответствующие сведения, оформленные по установленной в РФ форме.
Речь идет о справке, форма и порядок заполнения которой утверждены Приказом Минтруда России от 30.04.2013 N 182н. В соответствии с ч. 5 ст. 13 Федерального закона N 255-ФЗ именно она подтверждает сумму заработка, из которого исчисляется пособие, а выдавать ее обязаны страхователи, являющиеся таковыми в соответствии с данным законом. У украинского предприятия, зарегистрированного за пределами РФ, подобной обязанности нет.
Но даже если ответственные службы украинского предприятия представят такую справку, все равно она не будет принята органами ФСС. Ведь с заработка, который выплачивался названным предприятием, ЕСВ перечислялся не в бюджет Крыма, а поэтому и страховое возмещение не может быть предоставлено за его счет.
По нашему мнению, приведенная ситуация дискриминирует граждан Крыма и Севастополя, которые в период с 18.03.2014 по 31.12.2014 работали на украинских предприятиях. Тем не менее органы ФСС, очевидно, откажут в том, чтобы учесть в сумме заработка для расчета пособия вознаграждение, выплаченное украинским предприятием, подтвержденное иным документом, отличным от упомянутой справки. В результате размер пособия придется все-таки рассчитать из более низкого среднего дневного заработка, чем реальный средний заработок работницы.
Если в результате ее средний заработок за расчетный период окажется ниже МРОТ, установленного федеральным законом, то можно воспользоваться ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ. Согласно названной статье в такой ситуации средний заработок для расчета пособия принимается равным федеральному МРОТ, установленному на день наступления страхового случая.
1 июля 2015 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"