Администрация сельского поселения передает МУП имущество (основные средства) по договору о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения. Какие проводки МУП должно сделать, чтобы оприходовать это имущество? Надо ли платить налог на имущество?
В список передаваемого имущества входят водопроводы, водонапорные башни, водяные скважины, насосы глубинные, сварочный аппарат. Могут ли такие системы быть собственностью предприятия?
Н.К. Сенин,
эксперт журнала "Бухгалтер Крыма"
Журнал "Бухгалтер Крыма", N 7, июль 2015 г.
Администрация сельского поселения является для данного МУП учредителем. Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению*(1) государственные и муниципальные унитарные предприятия для учета всех видов расчетов с уполномоченными на их создание государственными органами и органами местного самоуправления применяют счет 75. Они используют субсчет 75-1 "Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал" для учета расчетов с государственным органом или органом местного самоуправления по имуществу, передаваемому на баланс на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (при создании предприятия, пополнении его оборотных средств, изъятии имущества). Эти предприятия именуют данный субсчет "Расчеты по выделенному имуществу". Учетные записи по нему производятся в порядке, аналогичном порядку учета расчетов по вкладам в уставный (складочный) капитал.
Согласно п. 2 ст. 113 ГК РФ имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Унитарное предприятие не наделено правом собственности на закрепленное за ним собственником имущество (п. 1 ст. 113 ГК РФ).
В Письме Минфина России от 21.08.2003 N 16-00-22/11 "О передаче имущества в хозяйственное ведение (оперативное управление)" указывается, что при наделении унитарного предприятия основными средствами в бухгалтерском учете предприятия делаются записи по дебету счета 75 "Расчеты с учредителями", субсчет "Расчеты по выделенному имуществу" в корреспонденции с кредитом счета 80 "Уставный капитал" - в соответствии с учредительными документами на стоимость подлежащих передаче в хозяйственное ведение (оперативное управление) основных средств; по дебету счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" в корреспонденции с кредитом счета 75 "Расчеты с учредителями", субсчет "Расчеты по выделенному имуществу" - на стоимость полученных основных средств.
Если передача в хозяйственное ведение (оперативное управление) осуществляется сверх суммы определяемого уставного фонда унитарного предприятия, то такая операция оформляется записями по дебету счета 75 "Расчеты с учредителями" (отдельный субсчет) в корреспонденции с кредитом счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" - на стоимость основных средств, подлежащих получению сверх сумм определенного уставного фонда; по дебету счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" в корреспонденции с кредитом счета 75 "Расчеты с учредителями" (отдельный субсчет) - на стоимость полученных основных средств.
Схематично эти операции выглядят так.
/------------------------------------------------\
| Получены основные средства от администрации |
\------------------------------------------------/
/---------------------------------\ /----------------------\
|В соответствии с уставом в рамках| | Сверх уставного фонда|
| уставного фонда | | |
\---------------------------------/ \----------------------/
/---------------------------------\ /----------------------\
| Дебет 75 Кредит 80 | | Дебет 75 Кредит 84 |
\---------------------------------/ \----------------------/
/----------------------------\
| Дебет 08 Кредит 75 |
| Дебет 01 Кредит 08 |
\----------------------------/
В итоге в любом случае полученные от администрации основные средства отражаются на счете 01 "Основные средства". Их стоимость не включается в доход унитарного предприятия, независимо от того, в рамках уставного фонда они получены или сверх него, на основании пп. 26. п. 1 ст. 251 НК РФ.
В Письме Минфина России от 16.05.2012 N 03-03-06/4/36 отмечается, что данная норма применяется только в том случае, если средства и иное имущество получаются унитарным предприятием на безвозмездной основе. В случае если денежные средства или иное имущество передаются унитарному предприятию в оплату стоимости выполненных работ, оказанных услуг, данные доходы подлежат включению в состав доходов от реализации.
В качестве примера указанной безвозмездной передачи, не облагаемой налогом на прибыль, финансисты привели передачу мазута унитарному предприятию собственником имущества этого предприятия на осуществление теплоснабжения населения на территории муниципального образования.
Обратите внимание! Передача имущества в хозяйственное ведение осуществляется по акту приема-передачи имущества в стоимостной оценке имущества, утверждаемой учредителем (Письмо Минфина России от 22.09.2005 N 03-06-01-04/373).
При этом надо учитывать следующее.
Собственник имущества (государственный или муниципальный орган), как правило, передает унитарному предприятию имущество, бывшее в употреблении. Согласно п. 7 ст. 258 НК РФ организация, приобретающая объекты основных средств, бывшие в употреблении (в том числе в виде вклада в уставный (складочный) капитал или в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц), в целях применения линейного метода начисления амортизации по этим объектам вправе определять норму амортизации по названному имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации обозначенного имущества предыдущими собственниками.
Причем срок полезного использования данных основных средств может быть определен как установленный предыдущим собственником этих основных средств срок их полезного использования, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником.
Однако в Письме Минфина России от 29.11.2010 N 03-03-06/4/114 разъясняется: п. 7 ст. 258 НК РФ не может напрямую применяться унитарными предприятиями в связи с тем, что согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" собственниками имущества, находящегося у данных организаций в оперативном управлении или хозяйственном ведении, считаются Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование. Получается, что в случае передачи унитарному предприятию имущества, являющегося в целях гл. 25 НК РФ амортизируемым основным средством, предыдущий собственник отсутствует, поскольку с такой передачей не происходит смены собственника имущества. Финансисты считают, что в названной ситуации унитарное предприятие формирует первоначальную стоимость получаемого имущества и устанавливает срок его полезного использования по данным учета собственника, передающего имущество, который обязан предоставить информацию об остаточной стоимости имущества и его оставшемся сроке полезного использования, руководствуясь абз. 2 п. 1 ст. 257 и абз. 1 п. 1 ст. 258 НК РФ.
В дальнейшем унитарное предприятие осуществляет учет этих основных средств в общем порядке, то есть начисляет амортизацию (п. 17 и 18 ПБУ 6/01 "Учет основных средств"*(2), п. 49 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств*(3)).
Причем надо иметь в виду, что согласно п. 1 ст. 373 НК РФ плательщиками налога на имущество являются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ. Объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.
Таким образом, имущество, полученное унитарным предприятием от собственника в хозяйственное ведение (оперативное управление), отраженное на балансе в качестве объекта основных средств, облагается налогом на имущество (за исключением имущества, не признаваемого объектом обложения данным налогом на основании п. 4 ст. 374 НК РФ или льготируемого) (см. письма ФНС России от 08.04.2013 N БС-4-11/6278, Минфина России от 10.11.2009 N 03-03-06/1/735).
МУП и ГУП, находящиеся в республике Крым и работающие в сфере ЖКХ, могут воспользоваться пп. 5 п. 1 ст. 6 Закона Республики Крым от 19.11.2014 N 7-ЗРК/2014 "О налоге на имущество организаций". Согласно ему от уплаты налога на имущество освобождаются организации, являющиеся собственниками (балансодержателями) объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично осуществляется за счет средств бюджета Республики Крым и (или) местных бюджетов на основании бюджетной сметы или в виде субсидий.
Правда, в российском гражданском и налоговом праве отсутствует понятие "балансодержатель". Но, очевидно, в данном случае под ним можно понимать и унитарное предприятие, которое получило имущество от собственника в хозяйственное ведение (оперативное управление). Это имущество, по нашему мнению, оно сможет исключить из базы, облагаемой налогом на имущество, если в отношении названного имущества выполняются условия, предусмотренные указанным региональным законом.
1 июля 2015 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждены Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.
*(2) Утверждено Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.
*(3) Утверждены Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"