Как отразить в бухгалтерском учете автономного учреждения операции по оплате обязательств с удержанием неустойки (штрафа), исчисленной согласно гражданско-правовому договору, источником финансирования которого является субсидия на выполнение государственного задания?
О. Гришакова,
эксперт журнала "Автономные учреждения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 7, июль 2015 г.
Автономные учреждения при оплате по договорам вправе руководствоваться ст. 410 ГК РФ, предусматривающей прекращение обязательства зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования. Для зачета достаточно заявления одной стороны, оформленного в рамках обычая делового оборота.
В случае возникновения у автономного учреждения права на предъявление неустойки к исполнителю договора при неисполнении или ненадлежащем исполнении исполнителем обязательств у автономного учреждения (в том числе в рамках субсидий, полученных на выполнение государственного (муниципального) задания) указанные средства признаются собственными доходами учреждения и подлежат отражению в рамках приносящей доход деятельности (по КВФО 2).
В соответствии с Указаниями по применению бюджетной классификации Российской Федерации доходы в виде поступлений в результате применения мер гражданско-правовой ответственности относятся на статью 140 "Суммы принудительного изъятия" КОСГУ.
В письмах Минфина РФ от 24.11.2014 N 02-06-10/59651, от 23.01.2014 N 02-06-07/2378, от 18.09.2012 N 02-06-10/3788, от 20.09.2012 N 02-06-10/3831 приведены разъяснения о порядке отражения в бухгалтерском учете операций по предъявлению и исполнению требований по уплате неустоек (пеней, штрафов) в данном случае.
Необходимо обратить внимание на то, что в 2015 году учет неустойки осуществляется на счете 2 209 40 000 "Расчеты по суммам принудительного изъятия" (ранее суммы предъявленной неустойки отражались на счете 2 205 40 000, как указано в вышеприведенных письмах). Напомним: обозначенные изменения внесены в Инструкцию N 157н*(1) Приказом Минфина РФ от 29.08.2014 N 89н. Методические рекомендации по переходу на новые положения даны в Письме Минфина РФ от 19.12.2014 N 02-07-07/66918.
Таким образом, операции по оплате обязательств с удержанием неустойки, исчисленной согласно гражданско-правовому договору (контракту) при неисполнении или ненадлежащем исполнении исполнителем своих обязательств, отражаются в бухгалтерском учете автономного учреждения следующими бухгалтерскими записями:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Предъявление неустойки по условиям гражданско-правового договора | 2 209 40 000 | 2 401 10 140 |
Прекращение встречного требования зачетом согласно акту, иному документу: | ||
в сумме исполненного денежного обязательства | 4 302 хх 000 | |
в сумме исполненного требования по неустойке | 2 209 40 000 |
В Письме Минфина РФ от 24.11.2014 N 02-06-10/59651 отмечено: в случае если оплата по договору была осуществлена учреждением за счет субсидии на выполнение государственного задания в размере оплаты поставщику (исполнителю) суммы, уменьшенной на сумму неустойки, сумма неустойки отражается как некассовая операция в отчете об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737):
- по КВФО 4 в разделе 2 "Расходы учреждения" в графе 8 по соответствующей строке расходов и в разделе 3 "Источники финансирования дефицита средств учреждения" в графе 8 в строке 831 со знаком плюс;
- по КВФО 2 в разделе 1 "Доходы учреждения" в графе 8 по строке 050 и в разделе 3 "Источники финансирования дефицита средств учреждения" в графе 8 в строке 832 со знаком минус.
При этом обращается внимание, что денежные средства, полученные учреждением в виде субсидии на выполнение государственного задания и от приносящей доход деятельности, отражаются на одном лицевом счете с кодом 20, в связи с чем в графе 5 отчета показатели по указанным средствам не формируются.
1 июля 2015 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"