Можно ли в формы бухгалтерской отчетности, представляемые в налоговый орган, вносить дополнительные показатели?
М.С. Звягинцева,
эксперт журнала "Торговля:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", N 7, июль 2015 г.
Организации в случае необходимости могут вносить в формы бухгалтерской отчетности дополнительные показатели и пояснения, в том числе если отчетность сдается по телекоммуникационным каналам связи. Предприятия и организации, формирующие отчетность по упрощенной схеме, отражают показатели по группам статей без детализации показателей по статьям. В случае если такая отчетность сдается по электронке, вносить дополнительные реквизиты в нее не следует, поскольку это не предусмотрено форматом представления отчетности (внесение каких-либо изменений в форму отчетности повлечет отказ в приеме такого документа).
Обоснование. В силу п. 5 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация в соответствии с Законом о бухгалтерском учете*(1) не обязана вести бухгалтерский учет или является религиозной организацией, у которой за отчетные (налоговые) периоды календарного года не возникало обязанности по уплате налогов и сборов. Причем налоговое законодательство не определяет, каким способом должна быть сдана отчетность. То есть налогоплательщики выбирают сами - сдавать отчетность на бумажном носителе (в том числе отправлять по почте) или по телекоммуникационным каналам связи. Конечно, большинство организаций в настоящее время сдают отчетность по электронке.
В соответствии с п. 6 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" если при составлении бухгалтерской отчетности выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то в бухгалтерскую отчетность организация включает соответствующие дополнительные показатели и пояснения. Аналогичная норма содержится в п. 3 Приказа Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (далее - Приказ N 66): организации вправе самостоятельно определять детализацию показателей по статьям формы бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, а также по статьям приложений к названным отчетам. Отметим, что указанное относится только к отчетности, упомянутой в п. 1 и 2 настоящего приказа, то есть к отчетности, которую сдают организации в общеустановленном порядке.
Приказами ФНС утверждены форматы представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронной форме:
- общеустановленный формат представления бухгалтерской (финансовой) отчетности (Приказ от 03.09.2013 N ММВ-7-6/313@ (далее - формат 313));
- формат представления бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектов малого предпринимательства (Приказ от 03.09.2013 N ММВ-7-6/311@ (далее - формат 311)).
Формат 313 позволяет налогоплательщику по своему усмотрению включать в состав отчетности дополнительные показатели. Такие показатели называются вписываемыми показателями, имеются во всех формах отчетности и к заполнению необязательны.
В соответствии с п. 6 Приказа N 66 организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, формируют бухгалтерскую отчетность по следующей упрощенной системе:
а) в бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о целевом использовании средств включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);
б) в приложениях к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, отчету о целевом использовании средств приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
При этом Приказ N 66 не предполагает внесение в названные формы дополнительных реквизитов. Формат 311 (применяется субъектами малого предпринимательства) также не дает такой возможности.
Программным обеспечением налоговых органов при получении документов в электронной форме проводится их форматно-логический контроль на соответствие форматам, утвержденным приказами ФНС. Если от налогоплательщика поступает электронный документ, в том числе бухгалтерская отчетность, в несоответствующем формате, то налогоплательщику будет направлено уведомление об отказе в приеме документа.
Таким образом, если налогоплательщик составляет бухгалтерскую отчетность по упрощенной системе и представляет ее в налоговый орган по формату 311, внесение каких-либо изменений в форму отчетности повлечет отказ в приеме документа ввиду его несоответствия утвержденным форматам. В то же время организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, могут формировать представляемую бухгалтерскую отчетность согласно п. 1-4 Приказа N 66, то есть по общим правилам. В этом случае они вправе вносить в отчетность дополнительные реквизиты и сведения. Аналогичная позиция изложена в Письме ФНС РФ от 29.05.2015 N ГД-3-3/2180@.
1 июля 2015 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"