Правомерно ли уменьшение денежных средств, собранных управляющей организацией с собственников помещений в многоквартирном доме на содержание и ремонт жилья, на сумму задолженности неплательщиков, отнесенной на расходы по содержанию и текущему ремонту дома?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации уменьшение денежных средств, собранных управляющей организацией с собственников помещений в многоквартирном доме на содержание и ремонт жилья, на сумму задолженности неплательщиков с отнесением этой задолженности на расходы по содержанию и текущему ремонту дома неправомерно.
Обоснование вывода:
Согласно ст. 39, ч. 1 ст. 158 ЖК РФ, п. 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя содержания общего имущества, участвуя в расходах соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Плата за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, будучи для собственника составной частью платы за жилое помещение, включает в себя и плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом (п. 1 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ).
Если дом управляется управляющей организацией, то плату за содержание и ремонт общего имущества собственники вносят этой управляющей организации в соответствии с договором управления многоквартирным домом, заключенным в порядке, предусмотренном ст. 162 ЖК РФ (ч. 7 ст. 155 ЖК РФ, подп. "а" п. 16 Правил N 491).
Плата за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома устанавливается в размере, обеспечивающем содержание этого имущества в соответствии с требованиями законодательства (ч. 1 ст. 156 ЖК РФ, п. 29 Правил N 491). Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержден постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290.
Размер платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома определяется на общем собрании собственников помещений с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год одинаковым для всех собственников. В подп. "в" п. 4, п.п. 5-8 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416, приведены стандарты подготовки и обоснования предложений управляющего по вопросам содержания и ремонта общего имущества. Согласованный перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества, порядок его изменения, а также размер их финансирования утверждаются на общем собрании (ч. 7 ст. 156 ЖК РФ, п. 31 Правил N 491). Данный перечень является неотъемлемой частью договора управления многоквартирным домом (ч. 3 ст. 162 ЖК РФ, п. 17 Правил N 491). При этом управляющая организация ежегодно в течение I квартала текущего года представляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год, а также размещает указанный отчет в информационной системе. Иной порядок может быть предусмотрен договором управления многоквартирным домом (ч. 11 ст. 162 ЖК РФ).
Таким образом, денежные средства, полученные управляющей организацией на содержание и ремонт многоквартирного дома, носят целевой характер и должны расходоваться с учетом утвержденного собственниками помещений перечня работ и услуг. По логике законодателя накопленные суммы не становятся собственностью управляющей организации, поскольку она распоряжается ими в интересах всех собственников и в соответствии с достигнутым соглашением. Аналогичный вывод содержится в решении Советского районного суда г. Омска от 25.06.2013 по делу N 2-2508/2013. Направление этих средств на погашение задолженности неплательщиков, на наш взгляд, может иметь место лишь в том случае, если такое решение примут собственники. Никто не может заставить добросовестного плательщика жилищно-коммунальных услуг оплачивать долги соседа. Подпунктом "а" п. 30 Правил N 491 прямо определено, что содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений за счет собственных средств.
Кроме того, уменьшение указанных средств на сумму долгов неплательщиков фактически означает освобождение неплательщиков от установленной обязанности нести бремя таких расходов, что жилищным законодательством не предусмотрено.
Отметим, что в силу ч. 4 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) сам факт возвращения взыскателю исполнительного документа в связи с отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного ст. 21 Закона N 229-ФЗ. Поэтому ничто не мешает управляющей организации, пока не истекли давностные сроки, продолжать работу с неплательщиками по взысканию задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, неустойки и т.д., даже если эта дебиторская задолженность для целей налогообложения списана организацией как безнадежная.
На основании изложенного можно заключить, что уменьшение денежных средств, собранных управляющей организацией с собственников помещений в многоквартирном доме на содержание и ремонт жилья, на сумму задолженности неплательщиков с отнесением этой задолженности на расходы по содержанию и текущему ремонту дома неправомерно.
К сожалению, каких-либо официальных разъяснений по данному вопросу нам обнаружить не удалось.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Глебов Валерий
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
30 июня 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.