Нарушается ли порядок назначения выездной налоговой проверки в случае, когда решение о ее назначении вручено не генеральному директору организации, а лицу, исполняющему его обязанности?
О.П. Гришина,
эксперт журнала "Налоговая проверка"
Журнал "Налоговая проверка", N 4, июль-август 2015 г.
В соответствии с действующим законодательством налогоплательщик вправе участвовать в налоговых отношениях (в том числе в выездной проверке) через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом. Положения НК РФ и форма решения о назначении выездной налоговой проверки не предусматривают возможности ознакомления с ним лица, исполняющего обязанности руководителя в соответствии с приказом и не имеющего соответствующей доверенности. Однако некоторые суды находят подобные действия контролеров правомерными.
Обоснование. В силу п. 2 ст. 89 НК РФ решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица, если иное не предусмотрено указанным пунктом.
Согласно п. 1 ст. 26 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК РФ.
Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов (п. 1 ст. 27 НК РФ).
Таким образом, налогоплательщик вправе участвовать в выездной налоговой проверке через своих представителей при проведении выездной налоговой проверки.
Приказом ФНС РФ от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ утверждена форма решения о проведении выездной налоговой проверки, которая среди прочего предусматривает ознакомление руководителя налогоплательщика с таким решением.
Согласно п. 1 ст. 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. А пунктом 1 ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" установлено, что единоличным исполнительным органом общества являются генеральный директор, президент и др. При этом единоличный исполнительный орган (генеральный директор) без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки (п. 3 ст. 40 Федерального закона N 14-ФЗ).
В силу п. 1 ст. 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами. Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами (п. 4 ст. 185.1 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 29 НК РФ уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Из буквального толкования приведенных законодательных норм следует, что с решением о проведении выездной налоговой проверки должен быть ознакомлен под подпись именно генеральный директор налогоплательщика или же лицо, уполномоченное соответствующей доверенностью. При этом ни Налоговый кодекс, ни форма решения о проведении выездной налоговой проверки не предусматривают возможность ознакомления с указанным решением лица, исполняющего обязанности руководителя налогоплательщика в соответствии с приказом и не имеющего соответствующей доверенности.
Однако здесь уместно отметить, что ФАС ВВО счел, что факт вручения решения о проведении выездной проверки и требования о представлении компанией документов лицу, исполняющему обязанности гендиректора, не свидетельствует о незаконности действий инспекции (Постановление от 21.10.2013 по делу N А82-7633/2012). Иначе говоря, порядок назначения выездной ревизии и вручения данного требования, по мнению арбитров, ИФНС не нарушила.
1 июля 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"