Если администрация поселения самостоятельно поменяла вид пользования земельного участка в связи с изменениями в генеральный план, то кто должен оформить правоустанавливающие документы в юстиции - администрация или собственник? Где это прописано?
Порядок, в соответствии с которым должно происходить внесение изменений в связи с изменением вида разрешенного использования, следующий.
Согласно ст. 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке, установленном в соответствии с этой статьей, обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений, в том числе, об изменении вида разрешенного использования земельного участка. При поступлении документов орган кадастрового учета самостоятельно вносит изменения в государственный кадастр недвижимости (ч. 3 ст. 16 того же закона). В настоящее время база ГКН и база ЕГРП - это одно и то же, поэтому соответствующие изменения в Единый госреестр прав вносятся автоматически.
Таким образом, изменения должны быть внесены без вашего участия. За выдачей повторного свидетельства о госрегистрации права на участок с новыми данными в Росреестр должны обратиться именно вы, оплатив госпошлину за выдачу повторного свидетельства. Делать это необязательно, если вы в ближайшее время не будете распоряжаться участком.
Внесение изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования в части основных, вспомогательных и условно разрешенных видом использования не влечет автоматического изменения вида разрешенного использования каждого земельного участка, расположенного в пределах данной территориальной зоны. Тем более, когда земельные участки находятся в частной собственности.
Согласно ч. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ, земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и/или максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Реконструкция указанных в ч. 8 этой статьи объектов капитального строительства может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции. Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом.
Таким образом, участки могут использоваться правообладателями так же, как раньше (без изменения вида разрешенного использования) до тех пор, пока они не соберутся строить или реконструировать дом, например, или осуществлять какие-то другие мероприятия на земельном участке. Тогда у правообладателей возникнут проблемы. Естественно, никто не выдаст разрешение на строительство дома на землях, которые в соответствии с Правилами землепользования и застройки находятся на землях общего пользования.
Однако права собственников и других правообладателей в этом случае нарушены, т.к. не соблюдены принципы, на основе которых утверждаются Правила землепользования и застройки.
Согласно ч. 1 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ, правила землепользования и застройки разрабатываются в целях:
- создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия;
- создания условий для планировки территорий муниципальных образований;
- обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;
- создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно ч. 1 ст. 34 Градостроительного кодекса РФ, при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом:
- возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков;
- функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного ч. 6 ст. 18 этого же кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района;
- определенных Градостроительным кодексом РФ территориальных зон;
- сложившейся планировки территории и существующего землепользования;
- планируемых изменений границ земель различных категорий;
- предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках;
- историко-культурного опорного плана исторического поселения федерального значения или историко-культурного опорного плана исторического поселения регионального значения.
Таким образом, в данном случае нарушены права землепользователей. Физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке - согласно ч. 4 ст. 32 Градостроительного кодекса РФ.
Н. Янкина
Правовед.RU
24 мая 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Материал предоставлен Правовед.RU