Переход на УСНО
Н.М. Софийская,
эксперт журнала "Жилищно-коммунальное хозяйство:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 7, июль 2015 г.
Цикл статей, опубликованных в журнале за последние полгода, посвященный упрощенной системе налогообложения, был бы неполным без рассмотрения вопросов, связанных с переходом с общего режима на УСНО. Эта статья может быть актуальна для вновь созданных УК, которые не успели вовремя представить заявление о применении налогового спецрежима, для компаний, объемы деятельности которых снизились и которые в связи с этим решили воспользоваться преимуществами "упрощенки".
Порядок перехода
В соответствии с п. 1 ст. 346.11 НК РФ переход на УСНО осуществляется исключительно добровольно. Перейти на данный режим можно только с начала календарного года. Для этого организация уведомляет налоговый орган о переходе на УСНО не позднее 31 декабря предшествующего календарного года (п. 1 ст. 346.13 НК РФ). Форма уведомления (форма 26.2-1) утверждена Приказом ФНС РФ от 02.11.2012 N ММВ-7-3/829@, а формат - Приказом ФНС РФ от 16.11.2012 N ММВ-7-6/878@. В уведомлении указываются:
- выбранный объект налогообложения;
- размер доходов за девять месяцев года, предшествующего календарному году, начиная с которого компания переходит на УСНО. Эта величина не должна превышать 45 млн. руб., индексируемых на коэффициент-дефлятор. Если УК хочет перейти на УСНО с 2016 года, ее доходы за девять месяцев 2015 года не должны превышать 51 615 000 руб. Доходы определяются в соответствии со ст. 248 НК РФ, то есть учитываются и выручка от реализации, и внереализационные доходы. Проще говоря, этот показатель берется из декларации по налогу на прибыль за девять месяцев;
- остаточная стоимость основных средств по состоянию на 1 октября года, предшествующего календарному году, начиная с которого компания переходит на УСНО. При этом учитываются основные средства, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом на основании гл. 25 НК РФ. Остаточная стоимость определяется в соответствии с законодательством о бухучете.
Между тем далеко не всякая компания может сделать это. Налогоплательщики, которые не вправе применять УСНО, перечислены в п. 3 ст. 346.12 НК РФ. В частности, это фирмы, имеющие филиалы*(1), компании, в которых доля участия других организаций превышает 25%, со средней численностью работников более 100 человек.
Налог на добавленную стоимость
Как известно, организации, применяющие УСНО, не признаются плательщиками НДС (п. 2 ст. 346.11 НК РФ), хотя и сохраняют обязанности налогового агента по данному налогу. Поэтому начиная с 1 января года, с которого компания перешла на "упрощенку", она не обязана начислять НДС по операциям реализации. Действует ли этот принцип, если тарифы на коммунальные услуги утверждены для РСО с учетом НДС, как и размер платы за содержание и ремонт общего имущества в соответствии с договором управления (либо используется "муниципальный тариф")? Обязана ли УК уменьшить размер платы на суммы НДС в связи с переходом на УСНО?
В первую очередь необходимо отметить, что тарифы на коммунальные услуги для РСО регулируются государством. УК приобретает коммунальные ресурсы по таким тарифам (с учетом НДС, если РСО выступает в роли плательщика НДС) и исходя из них же рассчитывает плату за коммунальные услуги для потребителей (ч. 2 ст. 157 ЖК РФ, п. 38 Правил предоставления коммунальных услуг). Поэтому у граждан нет оснований требовать снижения размера платы в связи с переходом УК на УСНО.
Аналогичный вывод следует сделать в отношении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. Исходя из ч. 7 ст. 156 ЖК РФ, он утверждается на общем собрании собственников помещений с учетом предложений УК, фиксируется в договоре управления. Закон не содержит правовых оснований для одностороннего изменения размера платы, к таковым не относится и изменение режима налогообложения участников сделки, это возможно только в результате договоренности сторон. Пока УК применяла общую систему налогообложения (и не применяла налоговую льготу, предусмотренную пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ), размер платы включал в себя НДС в силу специального положения п. 6 ст. 168 НК РФ независимо от упоминания в договоре. В период, когда УК применяет УСНО, размер платы остается неизменным в своей абсолютной величине. Если в договоре нет упоминаний об НДС, никаких вопросов у налогоплательщиков, как правило, не возникает. А вот если в договоре управления прописано, что плата установлена с учетом НДС, либо в случае применения размера платы, определенного органом местного самоуправления также с учетом НДС, УК может столкнуться с претензиями по поводу уплаты налога в бюджет в соответствии с пп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ. Существуют прецеденты, когда налоговики находили поддержку в суде и взыскивали с УК суммы НДС, содержащиеся в фактически полученных от потребителей суммах, исчисленных с учетом "муниципального тарифа", содержащего НДС. Подробно о них, а также о доводах, обосновывающих неправомерность претензий проверяющих к УК, можно прочитать в статье Н.М. Софийской "УК на УСНО и плата с учетом НДС" (N 9, 2014). Если говорить вкратце, в случае невыставления УК клиентам счетов-фактур с выделением суммы НДС, на основании которых клиенты имеют возможность применять налоговые вычеты, уплачивать в бюджет налог она не обязана.
Если УК все же оформляла счета-фактуры, в которых выделяла НДС, к ней в полной мере применим пп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ. Но в данной ситуации суммы НДС не нужно включать в налогооблагаемые доходы: до 2016 года это следует из Постановления Президиума ВАС РФ от 01.09.2009 N 17472/08, а с 2016 года будет следовать из положений п. 1 ст. 346.15 НК РФ.
НДС переходного периода с предоплаты
В пункте 5 ст. 346.25 НК РФ сформулировано специальное положение, регулирующее применение вычета НДС, исчисленного и уплаченного до перехода на УСНО с сумм предоплаты, полученной до такого перехода, в случае оказания услуг и выполнения работ уже в рамках "упрощенки". Эти суммы подлежат вычету в последнем налоговом периоде, предшествующем месяцу перехода плательщика НДС на УСНО (то есть в IV квартале), при наличии документов, свидетельствующих о возврате сумм налога покупателям в связи с переходом на УСНО.
Как было сказано выше, объем обязательств собственников помещений по оплате содержания и ремонта общего имущества может быть изменен только по согласованию сторон. Без двустороннего соглашения у УК нет обязанности возвращать НДС, полученный в составе предоплаты, как нет причин для реализации услуг после перехода на УСНО по сниженным ценам. Выходит, что на вычет этого налога не приходится претендовать.
В зеркальной ситуации - при перечислении предоплаты за те или иные товары, работы, услуги - восстанавливать НДС, ранее правомерно принятый к вычету на основании п. 12 ст. 171 и п. 9 ст. 172 НК РФ, не нужно, поскольку в ст. 170 НК РФ нет прямого указания на такую обязанность налогоплательщика при переходе на УСНО.
Восстановление НДС
В налоговом периоде, предшествующем переходу на УСНО, налогоплательщик обязан восстановить суммы НДС, ранее правомерно принятые к вычету по товарам, работам, услугам, в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам. Причина в том, что в дальнейшем такие ценности будут использоваться для осуществления операций организациями, не признаваемыми плательщиками НДС (пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ). Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету, а в отношении основных средств и нематериальных активов - в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки (остаточная стоимость фиксируется на дату изменения режима налогообложения). Суммы налога, подлежащие восстановлению, учитываются в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ.
Обратим внимание, что помимо восстановления НДС по материалам и основным средствам, нематериальным активам (это бесспорная обязанность налогоплательщика) возникает вопрос о необходимости восстановления "входного" НДС, относящегося к несписанной части затрат (могут быть учтены в составе расходов будущих периодов, незавершенного производства). Однозначного ответа на него нет. С одной стороны, нетрудно догадаться, что проверяющие предъявят соответствующие претензии. Свидетельство тому содержится в давнишнем разъяснении налоговиков (абз. 5 п. 1.3 Письма от 24.11.2005 N ММ-6-03/988@), согласно которому восстановлению подлежит сумма НДС, уплаченная поставщикам по приобретенным материальным ресурсам, как не использованным при производстве товаров, работ, услуг, так и использованным в производстве товаров (работ, услуг), не отгруженных (не выполненных, не оказанных) до перехода на УСНО. С другой стороны, в пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ сказано о товарах, работах, услугах, основных средствах, нематериальных активах. Объекты, учтенные на балансе в ином качестве, здесь не названы. Кстати, в Постановлении от 05.03.2014 N Ф05-1140/2014 арбитры ФАС МО согласились с налогоплательщиком в том, что восстанавливать НДС по расходам будущих периодов и несписанным затратам не нужно. Безусловно, при принятии решения следует учитывать возникающие риски.
Налог на прибыль
Правила признания доходов и расходов в связи с переходом с ОСНО на УСНО приведены в п. 1 ст. 346.25 НК РФ.
Признание доходов
Первый принцип: на дату перехода на УСНО (то есть уже в рамках "упрощенки") в налоговую базу включаются суммы денежных средств, полученные до перехода на УСНО в оплату по договорам, исполнение которых налогоплательщик осуществляет после перехода на УСНО (пп. 1 п. 1 ст. 346.25 НК РФ). Иначе говоря, суммы предоплаты, полученные до перехода на УСНО в счет оплаты услуг, которые будут оказаны в период применения ОСНО, следует признать в составе доходов по состоянию на 1 января. Хотя собственники помещений и не обязаны оплачивать жилищно-коммунальные услуги авансом, такое случается. В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов (см. комментарий к счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками") суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно. Поэтому величина доходов переходного периода равна сумме авансов, отраженных на счете 62.
Здесь следует вспомнить о суммах "авансового" НДС, уплаченного в бюджет до перехода на УСНО. Как было сказано выше, у УК, не уменьшающей плату на сумму НДС в связи с переходом на "упрощенку", нет оснований принимать этот налог к вычету.
Однако в ст. 346.25 НК РФ, посвященной переходным положениям, отсутствуют специальные правила о том, что размер дохода в виде предоплаты должен быть уменьшен на сумму исчисленного и уплаченного в бюджет НДС. Налогоплательщик может выбрать менее рискованный вариант и включить в доходы всю сумму предоплаты, в том числе НДС (см. Письмо Минфина РФ от 22.06.2004 N 03-02-05/2/41), или быть готовым доказывать отсутствие экономической выгоды в размере перечисленного в бюджет налога, ведь фактически в распоряжении компании останется меньше денег (предоплата за вычетом НДС).
В свою очередь, денежные средства, полученные после перехода на УСНО, не включаются в налоговую базу, если по правилам налогового учета по методу начисления указанные суммы были включены в доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (пп. 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ). Это касается всех сумм, поступающих после 1 января в погашение задолженности за любой расчетный период любого предшествующего года.
Признание расходов
Следующие принципы актуальны только для тех налогоплательщиков, которые выбрали объект налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов". Итак, если до перехода на УСНО расходы были учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с гл. 25 НК РФ, оплата этих расходов, осуществленная после перехода на УСНО, не учитывается в налоговой базе (пп. 5 п. 1 ст. 346.25 НК РФ).
Если же расходы были произведены организацией после перехода на УСНО, они признаются расходами, вычитаемыми из налоговой базы:
- на дату осуществления, если расходы были оплачены до перехода на УСНО (то есть при исчислении налога на прибыли они не были учтены, поскольку не наступила дата их признания в соответствии со ст. 272 НК РФ);
- на дату их оплаты, если оплата произведена после перехода на УСНО (это общее правило п. 2 ст. 346.17 НК РФ о том, что расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты).
Обратите внимание! Выше мы говорили, что в Налоговом кодексе нет оснований для восстановления НДС, ранее правомерно принятого к вычету при перечислении предоплаты, в связи с переходом на УСНО. Когда придет время осуществления расходов (в периоде применения УСНО), возникнет вопрос: нужно ли признавать в расходах только стоимость товаров, работ, услуг или еще и "входной" НДС (пп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ)? Здесь, как и в случае с формированием доходов в виде полученной до перехода на УСНО предоплаты, с которой был уплачен НДС, ситуация спорная. Как обычно, существует два ответа на данный вопрос. Первый - безопасный, но невыгодный: ограничиться включением в расходы только стоимости товара, поскольку сумма НДС, ранее принятая к вычету, не составляет затраты налогоплательщика (имеет иной источник, так как компенсирована за счет бюджетных средств). Второй - рискованный, в котором можно усмотреть возникновение необоснованной налоговой выгоды: признать расходы с учетом налога. Сделать выбор налогоплательщику следует самостоятельно.
Представляется, что под осуществлением расходов следует понимать их признание для целей налогообложения. Не исключена такая ситуация, когда по состоянию на дату перехода на УСНО расходы еще не осуществлены по правилам гл. 25 НК РФ (к примеру, стоимость материалов, находящихся на складе или переданных в производство, продукция из которых еще не реализована), но уже произведены по правилам гл. 26.2 НК РФ (материалы приняты к учету). В этом случае налогоплательщик имеет все основания включить соответствующие суммы в состав расходов на дату перехода на УСНО (письма Минфина РФ от 30.10.2009 N 03-11-06/2/233, от 07.06.2007 N 03-11-04/2/162).
Амортизация основных средств
Если у УК на дату перехода на УСНО есть основные средства и выбранный объект налогообложения допускает учет расходов на их приобретение при налогообложении, следует воспользоваться предписанием из п. 2.1 ст. 346.25 НК РФ. Оно распространяется на основные средства и нематериальные активы, приобретенные (сооруженные, изготовленные, созданные самой организацией), которые оплачены до перехода на УСНО. В отношении таких объектов нужно отразить в налоговом учете на дату смены режима налогообложения остаточную стоимость в виде разницы между ценой приобретения (сооружения и т.д.) и суммой начисленной амортизации в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ. Впоследствии остаточная стоимость основного средства относится на расходы, учитываемые в налоговой базе, в порядке, установленном в пп. 3 п. 3 ст. 346.16 НК РФ.
Особые правила действуют, если организация решит продать основное средство или нематериальный актив до истечения трех лет с момента учета расходов на его приобретение (в отношении объектов со сроком использования свыше 15 лет - до истечения 10 лет с момента их приобретения) (см. абз. 11 пп. 3 п. 3 ст. 346.16 НК РФ). В этой ситуации нужно пересчитать все расходы на приобретение объекта, учтенные при расчете налоговой базы при УСНО: признать можно только расходы, эквивалентные суммам амортизации, начисленным по правилам гл. 25 НК РФ до момента реализации (придется доплатить сумму налога и пени за прошедшие периоды). Доходы от реализации в рамках применения УСНО не могут быть уменьшены на остаточную стоимость.
Бухгалтерский учет
Если утрата права на применение УСНО и, соответственно, переход на данный режим могут вызвать трудности у бухгалтера в части выделения "входного" НДС, уже включенного в стоимость приобретений, то в обратной ситуации, а именно при плановом переходе с ОСНО на УСНО, никаких особых задач перед учетными работниками именно по части бухгалтерского учета не стоит. Фактически останется только правильно списать суммы НДС с предоплаты на счет 91 "Прочие доходы и расходы", а также восстановить налог по неиспользованным активам.
Пример
При создании УК в январе 2015 года заявление о переходе на УСНО не было подано вовремя, поэтому в течение 2015 года УК применяет ОСНО. Заявление об отказе от применения льготы по НДС было направлено в инспекцию в марте 2015 года. Деятельность по управлению МКД ведется с мая 2015 года. Для упрощения примера предположим, что от месяца к месяцу размер платы, начисляемой собственникам и нанимателям помещений в управляемых домах, неизменен и составляет:
-за коммунальные услуги - 1 380 000 руб., в том числе НДС - 210 508 руб.;
- за содержание общего имущества - 1 260 000 руб., в том числе НДС - 192 203 руб.;
- за управление МКД - 300 000 руб., в том числе НДС - 45 763 руб.;
- за текущий ремонт - 540 000 руб. (ремонт проводится ежегодно согласно решению общего собрания в соответствии с договором управления).
Фонд капитального ремонта формируется на счете регионального оператора, не отражается в учете УК. Собираемость платежей составляет 94%. Согласно учетной политике в бухгалтерском учете выручка от реализации услуг по содержанию общего имущества признается ежемесячно в сумме начисленной платы. Административно-управленческие расходы списываются без распределения по видам деятельности.
Кроме того, УК ежемесячно осуществляет следующие затраты (допустим, что они также не меняются от месяца к месяцу):
- на приобретение коммунальных ресурсов - 1 416 000 руб., в том числе НДС - 216 000 руб.;
- на приобретение подрядных работ и услуг сторонних организаций по содержанию общего имущества - 1 150 000 руб., в том числе НДС - 108 000 руб. (некоторые контрагенты применяют УСНО);
- на управление МКД - 100 000 руб. (заработная плата, страховые взносы, услуги без НДС);
- общехозяйственные затраты - 150 000 руб., в том числе НДС - 6 697 руб.
Текущий ремонт запланирован на март 2016 года (перечень и стоимость работ согласованы на общем собрании и прописаны в договоре управления). В ноябре 2015 года приобретены необходимые стройматериалы на сумму 708 000 руб., в том числе НДС - 108 000 руб., оплачены 50% перед поставкой, оставшаяся часть подлежит оплате в январе 2016 года.
УК перейдет на УСНО с 2016 года, размеры платы не пересматриваются, НДС на основании пп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ УК не начисляет.
В рабочем плане счетов УК:
- к счету 20 "Основное производство" открыты субсчета 20-1 "Содержание общего имущества", 20-2 "Текущий ремонт общего имущества", 20-3 "Управление МКД", 20-4 "Коммунальные услуги";
- к счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" открыт субсчет 60-1 "Расчеты за выполненные работы, оказанные услуги";
- к счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" открыт субсчет 62-1 "Плата начисленная";
- к счету 68 "Расчеты по налогам и сборам" открыт субсчет 68-1 "НДС";
- к счету 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" открыт субсчет 76-7 "Расчеты по НДС".
С мая по декабрь 2015 года в учете УК будут составлены следующие проводки по признанию затрат и реализации услуг:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Признаны расходы на содержание общего имущества (1 150 000 - 108 000) руб. | 1042 000 | ||
Принят к учету "входной" НДС | 108 000 | ||
"Входной" НДС принят к вычету | 108 000 | ||
Начислена плата за содержание общего имущества, признана выручка по мере готовности | 1260 000 | ||
Начислен НДС с реализации | 192 203 | ||
Сформирована себестоимость услуг по содержанию общего имущества за месяц | 1042 000 | ||
Признаны расходы на управление МКД | 100 000 | ||
Начислена плата за управление МКД, признана выручка | 300 000 | ||
Начислен НДС с реализации | 45 763 | ||
Сформирована себестоимость услуг по управлению МКД за месяц | 100 000 | ||
Приобретены коммунальные ресурсы (1 416 000 - 216 000) руб. | 1200 000 | ||
Принят к учету "входной" НДС | 216 000 | ||
"Входной" НДС принят к вычету | 216 000 | ||
Начислена плата за коммунальные услуги | 1380 000 | ||
Начислен НДС с реализации | 210 508 | ||
Сформирована себестоимость коммунальных услуг | 1200 000 | ||
Отражены общехозяйственные расходы | 150 000 | ||
Принят к учету "входной" НДС | 6 697 | ||
"Входной" НДС принят к вычету | 6 697 | ||
Общехозяйственные расходы списаны на себестоимость (150 000 - 6 697) руб. | 143 303 | ||
Начислена плата за текущий ремонт | 540 000 | ||
Исчислен НДС с фактически поступившей предоплаты (кроме мая 2015 года)* (540 000 руб. х 94% х 18/118) | 77 430 | ||
* На основании пп. 1 п. 3 ст. 162 НК РФ в налоговую базу по НДС не включаются денежные средства, полученные на формирование резерва на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в МКД. Что такое резерв в данном контексте, в Налоговом кодексе не поясняется. Существует позиция, согласно которой получение платежей под конкретные, согласованные сторонами работы составляет предоплату и не может признаваться резервом ни в каком его смысле. В этой ситуации действует пп. 2 п. 1 ст. 167 НК РФ о моменте определения налоговой базы при получении предварительной оплаты в счет будущего выполнения работ и необходимо начислить НДС, как это сделано в примере. Если бы УК осталась на общей системе налогообложения на момент проведения работ, она имела бы право воспользоваться налоговыми вычетами. Однако переход на УСНО фактически лишает компанию суммы НДС, уплаченной жильцами в составе платы за текущий ремонт (в ее распоряжении остается лишь 84,74% фактически уплаченных гражданами сумм), но не снимает с нее обязанности выполнить оговоренный перечень работ в согласованные сроки. |
Одновременно имеет место другая трактовка пп. 1 п. 3 ст. 162 НК РФ: резерв формируется, если денежные средства поступают УК не по мере выставления исполнителями работ по капитальному ремонту актов выполненных работ и счетов-фактур, а заранее, учитываются отдельно и расходуются в соответствии с целевым назначением. Такой вывод был сделан в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2015 N 09АП-58196/2014 применительно к бюджетным средствам на софинансирование капитального ремонта. Безусловно, это рискованный подход, оправданность риска должна быть оценена самой управляющей организацией.
В ноябре 2015 года в учете УК будут составлены записи по оприходованию стройматериалов:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Оприходованы стройматериалы | 600 000 | ||
Принят к учету "входной" НДС | 108 000 | ||
"Входной" НДС принят к вычету | 108 000 |
В связи с переходом на УСНО с 01.01.2016 в декабре 2015 года УК должна восстановить НДС, принятый к вычету по стройматериалам. При этом сумма НДС (108 000 руб.) относится к прочим расходам (Дебет 91-1 Кредит 68-1).Поскольку УК начисляла НДС с платежей за текущий ремонт, квалифицируя их в качестве предоплаты, и не осуществляет перерасчет платы для потребителей, вычет она заявить не сможет. В бухгалтерском учете уверенность в том, что актив в виде "дебиторки", равной начисленному НДС, не принесет экономических выгод (не уменьшит обязательства УК перед бюджетом путем применения налогового вычета), появится на момент проведения ремонта в марте 2016 года. Именно тогда следует списать этот актив: Дебет 91-1 Кредит 76-7 на сумму 542 010 руб. (77 430 руб. х 7 мес.).
В налоговом учете уже после перехода на УСНО следует включить в расходы стоимость стройматериалов, хранящихся на складе, в оплаченной части. Поскольку МПЗ учитываются без НДС, а сумма налога относится на расходы в декабре 2015 года, налогооблагаемые доходы "упрощенца" уменьшит сумма в размере 300 000 руб. На дату оплаты второй половины стоимости МПЗ (по условиям примера - также в январе 2016 года) на расходы следует отнести оставшиеся 300 000 руб.
Несмотря на то, что для целей исчисления НДС платежи за текущий ремонт признаются предоплатой, они не являются таковой при исчислении налога на прибыль и, соответственно, налога, уплачиваемого в связи с применением УСНО. Основание - пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, согласно которому к средствам целевого финансирования относятся средства собственников помещений в МКД, поступающие на счета УК на финансирование проведения ремонта общего имущества дома. Льгота действует при условии ведения раздельного учета доходов (расходов) и при целевом использовании полученных средств.
* * *
При плановом переходе организации с традиционной на упрощенную систему налогообложения бухгалтеру следует по итогам календарного года восстановить "входной" НДС, ранее правомерно принятый к вычету, по приобретениям, которые будут использованы после перехода на УСНО. Восстановленные суммы налога включаются в расчет налогооблагаемой прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
Сразу после перехода на УСНО в состав доходов нужно включить суммы предоплаты, полученной до такого перехода и не включенной в расчет налогооблагаемой прибыли. НДС, уплаченный в бюджет с полученной предоплаты, можно поставить к вычету также в конце предшествующего года, но только при условии, что клиентам возвращены суммы налога (то есть цена договора пересмотрена). В расходы, учитываемые при применении УСНО, нужно поставить оплаченную до перехода на УСНО стоимость приобретений, если дата осуществления расходов приходится на период применения "упрощенки".
-------------------------------------------------------------------------
*(1) До 2016 года наличие представительств также является препятствием для применения УСНО.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"