Организация в качестве подрядчика выполняет работы по двум муниципальным контрактам. Будет ли с ней автоматически расторгнут второй контракт, если заказчик в одностороннем порядке откажется от исполнения первого контракта в связи с существенным нарушением организацией условий данного контракта и информация о ней будет включена в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)?
А.И. Серова,
эксперт журнала "Строительство:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 7, июль 2015 г.
Заказчик работ не вправе расторгнуть второй контракт только на основании того, что организация в ходе его исполнения была включена в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (РНП) по причине существенного нарушения условий первого контракта.
Обоснование. В ответ на подобный вопрос Минэкономразвития в Письме от 18.02.2015 N Д28и-387 сообщило: включение в РНП по результатам исполнения отдельного государственного контракта после заключения иных государственных и (или) муниципальных контрактов:
- не является основанием для расторжения таких контрактов;
- может являться ограничением для последующего участия в закупках (при установлении заказчиком соответствующего требования об отсутствии в РНП информации об участнике закупки).
При этом чиновники сослались на следующее. Заказчик вправе установить требование об отсутствии в РНП информации об участнике закупки (ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ*(1)). Однако односторонний отказ заказчика от исполнения контракта предусмотрен только тогда, когда в ходе его исполнения установлено, что подрядчик не соответствует требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения подрядчика (ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Соответственно, если на этапе определения подрядчика (то есть до заключения второго контракта) организация стала победителем на законных основаниях (полностью соответствовала требованиям к участникам закупки, в том числе об отсутствии сведений о ней в РНП, и предоставляла достоверную информацию о своем соответствии таким требованиям), расторгнуть данный второй контракт заказчик не вправе.
Аналогичная позиция представлена в судебной практике. В частности, Девятый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 21.04.2015 N 09АП-11847/2015-ГК по делу N А40-178922/14 указал: ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ предусматривает обязанность принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта исключительно при недобросовестности действий поставщика, позволивших ему стать победителем на этапе определения поставщика, то есть до заключения контракта. Названная норма не распространяет свое действие на отношения сторон контракта при возникновении каких-либо обстоятельств после заключения контракта в период его исполнения, которые не могли повлиять на определение поставщика.
1 июля 2015 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"