Институт кураторства для страховщиков
С.П. Данченко,
эксперт журнала "Страховые организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, июль-август 2015 г.
Завершена работа над документом, регулирующим кураторство страховых компаний. С 31 мая 2015 года действует Положение о кураторах страховых организаций, утвержденное Банком России 22.12.2014 N 447-П (далее - Положение N 447-П). Впереди у страховых компаний знакомство и работа со своими кураторами.
Рассмотрим основные принятые положения института кураторства страховщиков.
Цели и задачи института кураторства для страховщиков
Институт кураторства много лет действует в отношении кредитных организаций (Положение о кураторах кредитных организаций, утвержденное Банком России 07.09.2007 N 310-П).
Данную практику было решено внедрить и в отношении страховых компаний. По всей видимости, регулятору именно этот вариант представляется наиболее эффективным на данный момент.
Согласно действующему законодательству Банк России наделен соответствующими полномочиями по внедрению института кураторства в отношении страховщиков:
- страховой надзор осуществляется Банком России, исполняющим функции по регулированию, контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела) (пп. 7 п. 1 ст. 4.1 и п. 3 ст. 30 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации");
- Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами (п. 9.1 ст. 4 и ст. 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)").
Предполагается, что введение такого института позволит выявлять проблемы страховых компаний на ранней стадии и повысит оперативность надзора, что в конечном итоге будет способствовать улучшению финансового положения страховщиков, повышению доверия к отрасли.
Целью назначения кураторов является обеспечение осуществления Банком России функции контроля и надзора за деятельностью страховых организаций, в том числе на основе лучшего понимания и оценки таких аспектов деятельности страховой организации, как финансовая устойчивость и платежеспособность (состояние капитала, страховых резервов, страховых тарифов, перестрахование, качество активов), корпоративное управление (включая организацию внутреннего контроля), прозрачность структуры собственности, структура страховой группы, в которой страховая организация является головной организацией или участником.
Основной задачей куратора является своевременная, полная и точная оценка финансового положения закрепленной за ним страховой организации, в том числе выявление недостатков в ее деятельности на возможно более ранних стадиях их появления, с целью защиты прав и законных интересов страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, предупреждение и пресечение нарушений требований страхового законодательства РФ, а также предупреждение возникновения ситуаций, угрожающих стабильности функционирования страхового рынка РФ.
Требования к кураторам
Положением N 447-П определены требования к кураторам страховых организаций и порядок их назначения.
Во-первых, куратором может быть только работник Департамента страхового рынка Банка России (территориального учреждения Банка России).
Во-вторых, куратор должен иметь:
- высшее экономическое, или высшее юридическое, или высшее математическое образование и стаж работы не менее двух лет в органе страхового надзора в области надзора за страховыми организациями или в зарегистрированных на территории РФ страховой организации, рейтинговом агентстве в области анализа финансовой устойчивости и платежеспособности страховых организаций, аудиторской организации в области аудита страховых организаций;
- либо иное высшее образование при опыте работы в органе страхового надзора в области надзора за страховыми организациями или страховой организации, рейтинговом агентстве в области анализа финансовой устойчивости и платежеспособности страховых организаций, аудиторской организации в области аудита страховых организаций не менее трех лет.
В-третьих, установлен ряд ограничений для назначения кураторами, а именно работник Банка России, назначаемый куратором по отношению к закрепляемой за ним страховой компании, не должен:
- иметь в течение предшествующих его назначению трех лет трудовых отношений и являться в течение указанного срока членом совета директоров (наблюдательного совета) данной страховой организации;
- являться собственником (владельцем) акций (долей), а также лицом, под контролем либо значительным влиянием которого находится данная страховая организация. В данном случае контроль либо значительное влияние определяются в соответствии с МСФО (IFRS) 10 "Консолидированная финансовая отчетность" и МСФО (IAS) 28 "Инвестиции в ассоциированные и совместные предприятия";
- иметь родственных отношений в соответствии с Семейным кодексом с акционерами (участниками) данной страховой организации, на долю которых приходится более 1% акций (долей), и (или) с лицами, под контролем либо значительным влиянием которых находится данная страховая организация;
- иметь родственных отношений с членами совета директоров (наблюдательного совета), лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа, его заместителем, членом коллегиального исполнительного органа, главным бухгалтером или заместителем главного бухгалтера, с руководителями подразделений данной организации, если страховая организация находится под контролем либо значительным влиянием указанных лиц;
- иметь договорных отношений со страховой организацией.
Во избежание конфликта интересов потенциальный куратор обязан письменно проинформировать руководителя Департамента страхового рынка Банка России (территориального учреждения Банка России) (лицо, его замещающее) либо его заместителя о наличии известных ему приведенных выше обстоятельств, а также иных обстоятельств, препятствующих надлежащему выполнению возлагаемых на него обязанностей.
При возникновении указанных обстоятельств куратор обязан в течение пяти рабочих дней (со дня, когда обстоятельства стали известны) информировать руководителя Департамента страхового рынка Банка России (территориального учреждения Банка России) о них.
Непосредственное назначение куратора осуществляется посредством издания распорядительного акта Департамента страхового рынка Банка России (территориального учреждения Банка России).
Одновременно с куратором назначается лицо, которое в период временного отсутствия куратора будет исполнять его обязанности.
Закрепление за куратором страховых компаний
За куратором может быть закреплена одна или несколько страховых организаций.
Введено временное ограничение: максимальный срок курирования одной страховой компании составляет три года подряд. Этот срок может быть увеличен, но не более чем на один год и только руководителем Департамента страхового рынка Банка России (территориального учреждения Банка России).
Рекомендуемым является принцип, согласно которому если за куратором закрепляется страховая организация, являющаяся головной организацией страховой группы, то за ним закрепляются и другие страховые организации данной группы.
Для крупных страховых компаний может быть принято решение о формировании надзорной группы из работников Департамента страхового рынка Банка России (территориального учреждения Банка России) во главе с куратором.
Права и обязанности куратора
По общему правилу куратор обязан соблюдать требования законодательства РФ, в том числе нормативных актов Банка России, определяющих этические нормы делового поведения и ответственность служащих Банка России, подчиняться своему непосредственному руководителю.
Права и обязанности куратора вытекают из задач, поставленных перед ним, а именно основной задачей куратора является ведение досье закрепленной за ним страховой организации.
Досье страховой организации представляет собой свод информации о деятельности закрепленной за куратором страховой организации, включающий в себя сведения, имеющиеся в Банке России, документы, полученные в ходе работы, например сведения средств массовой информации, информацию рейтинговых агентств, иных внешних источников.
Порядок нахождения у куратора документов (подлинников либо их копий), а также права доступа к ним будет определен Банком России.
Обязанности куратора в отношении закрепленной за ним страховой организации | Права куратора в отношении закрепленной за ним страховой организации | ||
Взаимодействие со страховой организацией | Доступ к информационным ресурсам Банка России, получение в подразделениях Банка России информации, относящейся к деятельности страховой организации, страховых, кредитных и иных организаций, являющихся участниками страховой группы, в состав которой входит закрепленная за куратором страховая организация | ||
Взаимодействие со структурными подразделениями Банка России по вопросам осуществления надзора | Получение консультации работников подразделений Банка России или территориальных учреждений Банка России по всем вопросам, возникающим в ходе исполнения возложенных на него обязанностей | ||
Анализ отчетности, а также всей имеющейся в распоряжении Банка России информации и принятие участия в оценке ее достоверности | С разрешения своего непосредственного руководителя и по согласованию с руководством закрепленной за куратором страховой организации куратор вправе: - посещать закрепленную страховую организацию с целью изучения ее деятельности. Результаты этого посещения оформляются в виде справки, к которой прилагаются полученные в ходе посещения материалы. Справка представляется куратором своему непосредственному руководителю и хранится в досье страховой организации; - получать от руководства, служащих страховой организации справки (в устном и письменном виде), а также иметь доступ к иным сведениям (иной информации) по вопросам деятельности страховой организации; - принимать участие без права голоса в совещаниях, заседаниях, собраниях, проводимых в страховой организации | ||
Оценка финансового положения страховой организации посредством осуществления мониторинга ее деятельности с применением финансовых показателей (коэффициентов), характеризующих финансовое положение страховой организации и ее устойчивость к внутренним и внешним факторам риска | Внесение предложений о проведении совместных со страховой организацией совещаний, в том числе с участием аудиторской организации, ответственного актуария, профессионального объединения страховщиков, иных объединений субъектов страхового дела, членом которых является страховая организация | ||
Выявление нарушений (недостатков) в деятельности страховой организации на возможно более ранних стадиях их появления, а также ситуаций, угрожающих законным интересам ее страхователей, перестрахователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, стабильности страхового рынка РФ | Обсуждение со страховой организацией ее финансового положения, тенденций, перспектив развития, выявленных нарушений страхового законодательства, путей их устранения | ||
Оценка перспективы деятельности страховой организации | Подготовка запросов для направления от имени Банка России в адрес страховой организации о предоставлении разъяснений по отчетности и другой полученной информации о ее деятельности | ||
Подготовка предложения о режиме надзора за страховой организацией, а также разработка проекта программы надзора за страховой организацией | |||
Подготовка не реже одного раза в квартал заключения (справки, аналитической записки), содержащего краткий анализ финансового положения страховой организации, соблюдения ею требований финансовой устойчивости и платежеспособности, оценку ее финансового положения, а также предложения по выбору режима надзора | |||
Подготовка развернутого заключения (развернутой аналитической записки) о финансовом положении страховой организации, о существенных событиях, произошедших в деятельности страховой организации за анализируемый период, краткосрочных и среднесрочных перспективах ее деятельности с учетом тенденций и прогнозов ее развития по мере необходимости, но не реже одного раза в полугодие | |||
Осуществление контроля за соблюдением страховой организацией законодательства РФ | |||
Подготовка предложений по всем вопросам, связанным с осуществлением надзора за страховой организацией | |||
Подготовка предложений относительно проведения плановых и внеплановых проверок страховой организации с указанием в том числе вида и типа проверки, вопросов, подлежащих проверке, проверяемого периода | |||
Взаимодействие с подразделением Банка России и руководителем рабочей группы, проводящим проверку закрепленной страховой организации, ознакомление с материалами проверки, ее результатами и проектом акта проверки | |||
Организация работы возглавляемой надзорной группы |
Обязанности Департамента страхового рынка Банка России
Чтобы куратор мог полноценно выполнять поставленные перед ним задачи, Департамент страхового рынка Банка России (территориальное учреждение Банка России) должен создать для этого соответствующие условия, а именно обеспечить ему доступ к имеющейся у регулятора информации и участие в обсуждении вопросов деятельности закрепленной за ним страховой организации, а также в подготовке решений по вопросам ее деятельности. Кроме этого, будет определен порядок взаимодействия куратора с работниками других подразделений Банка России, в том числе получение необходимых консультаций.
При необходимости куратор может принять участие в выездной проверке деятельности страховой организации, что также обеспечивается регулятором.
Страховая организация извещается Банком России в течение пяти рабочих дней после дня назначения ей куратора в письменном виде.
* * *
В отношении страховых организаций введен институт кураторства со стороны Банка России. Основной целью кураторства является ускорение реакции надзора при возникновении негативных тенденций в деятельности страховщиков, что укрепит финансовую устойчивость и платежеспособность последних и повысит доверие к страхованию.
Кураторы будут непосредственно взаимодействовать с компаниями и оперативно отслеживать финансовое состояние страховщика.
На данном этапе для страховой компании одной из важнейших задач является налаживание контакта и взаимодействия с закрепленным за ним куратором.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"