Анализ рынка страхования гражданской ответственности туроператоров Нижегородской области
М.Н. Забаева,
д.э.н., профессор кафедры экономики,
финансов и статистики международного факультета экономики,
права и менеджмента ННГАСУ
Журнал "Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, июль-август 2015 г.
Статья посвящена вопросам оценки текущего состояния и перспектив развития сегмента страхования гражданской ответственности турфирм Нижегородской области.
Показатели развития туризма в регионе
Нижегородская область - край, перспективный для самых разных видов путешествий. Наибольшую долю во внутреннем и въездном туризме традиционно занимают лечебно-рекреационный, культурно-познавательный и круизный виды путешествий, они же формируют вклад туризма в экономику региона. Согласно Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года отрасль туризма является одним из приоритетных и перспективных направлений социально-экономического развития региона: туризм отнесен ко второй группе отраслевых приоритетов и входит в число базовых секторов экономики Нижегородской области. Признание туризма стратегически важным направлением развития области, а также необходимость подготовки туристской инфраструктуры региона к проведению в Нижнем Новгороде игр Чемпионата мира по футболу - 2018 предопределили перераспределение финансовых вливаний бюджетных средств в пользу туристской отрасли и положительную динамику показателей развития регионального туризма (табл. 1).
Таблица 1
Показатели развития туризма в Нижегородской области
Показатели | 2002 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 |
Число отправленных туристов, тыс. чел.* | 4,9 | 15,9 | 25,2 | 32,6 | 49,1 | 55,7 | 70,2 | 97,3 | 120,5 | 158,1 | 289,0 | 370,4 | н/д |
Число принятых туристов (граждан других стран), чел.** | 48 | 402 | 1036 | 267 | 180 | 4 | 32 | 44 | 50 | 64 | 212,7 | 215,2 | н/д |
Число турфирм, ед.** | 62 | 79 | 97 | 129 | 151 | 125 | 131 | 184 | 258 | 271 | 289 | 252 | н/д |
В том числе туроператоров*** | 18 | 22 | 29 | 31 | 45 | 62 | 65 | 65 | 65 | ||||
Число реализованных турпакетов, тыс. ед.* | 16,0 | 23,5 | 29,1 | 45,5 | 57,0 | 62,6 | 63,2 | 76,2 | 93,3 | 105,0 | 112,3 | 115,0 | н/д |
Стоимость реализованных турпакетов, млн. руб.* | 198,7 | 410,5 | 851,4 | 1298,7 | 2040,1 | 2393,8 | 2679,8 | 3455,1 | 4536,0 | 5512,6 | 6355 | 6874 | н/д |
Выручка от реализации туристских услуг, млн. руб.* | 73,4 | 396,3 | 376,3 | 426,7 | 559,5 | 489,2 | 500,9 | 656,9 | отменен в 2011 году | ||||
Расходы на услуги сторонних организаций, используемые при производстве турпродукта (основные), млн. руб.* | 45,8 | 201,5 | 240,0 | 259,7 | 273,6 | 186,4 | 202,2 | 224,0 | отменен в 2011 году | ||||
Расходы, произведенные организацией на оказание туристских услуг (накладные), млн. руб.* | 75,2 | 386,5 | 342,8 | 384,3 | 462,3 | 383,5 | 422,1 | 533,6 | отменен в 2011 году | ||||
Сумма комиссионных, агентских и иных вознаграждений, млн. руб.* | 17,3 | 136,7 | 64,9 | 104,4 | 157,2 | 186,8 | 180,7 | 233,5 | 348,6 | 324,8 | н/д | н/д | н/д |
Средняя численность работников, чел.* | 556 | 658 | 614 | 932 | 1052 | 775 | 792 | 1004 | 1098 | 1017 | 1118 | н/д | н/д |
* Росстат ** Администрация Нижегородской области *** Ростуризм |
Ключевым индикатором развития туристской отрасли является показатель стоимости реализованных турпакетов. Динамика этого показателя показана на рисунке 1.
По данным Росстата показатель стоимости реализованных турпакетов за 2002-2014 годы увеличился более чем в 30 раз. Туризм Нижегородской области демонстрирует устойчивый рост.
Число отправленных туристов за последние 10 лет увеличилось с 5 тыс. человек в 2002 году до 370 тыс. человек в 2014 году. Нижегородская область, как абсолютное большинство регионов России, наращивает выездной турпоток. Въездной и внутренний региональные турпотоки на протяжении многих лет демонстрируют устойчивый рост. По итогам 2014 года турпоток в Нижегородскую область составил около 2 млн человек. Основную часть турпотока составляют россияне.
Число турфирм в исследуемом периоде увеличилось в четыре раза (с 62 в 2002 году до 252 в 2014 году). При этом число туроператоров увеличилось на 47 единиц (с 18 в 2007 году до 65 в 2014 году). Увеличение происходит за счет активного развития внутреннего туризма, и особенно экскурсионной деятельности. Но основной рост произошел в агентском сегменте: с 133 турфирм в 2007 году до 224 в 2014 году.
Число турпакетов, реализованных турфирмами региона, в исследуемом периоде увеличилось с 16 тыс. в 2002 году до 115 тыс. в 2014 году более чем в семь раз при устойчивом росте показателей стоимости реализованных турпакетов (см. рис. 1). Сумма комиссионных, агентских и иных вознаграждений также увеличилась более чем в 10 раз. Средняя численность работников увеличилась более чем в два раза.
Показатели состояния сегмента страхования гражданской ответственности туроператоров в регионе
По состоянию на 01.07.2015 в регионе работали 65 туроператоров (табл. 2).
Таблица 2
Реестр туроператоров Нижегородской области*
Из них 54 туроператора зарегистрированы в Нижнем Новгороде, что говорит о высокой концентрации рынка в региональном центре (рис. 2).
По объемам финансового обеспечения в регионе присутствуют четыре группы туроператоров (рис. 3):
- с объемом финансового обеспечения равным 0,5 млн. руб. - 60 туроператоров;
- 0,6 млн. руб. - 1 туроператор;
- 10 млн. руб. - 1 туроператор;
- 30 млн. руб. - 3 туроператора.
Самой многочисленной группой является группа туроператоров с финансовым обеспечением в размере 0,5 млн. руб. Объем финансового обеспечения определил классификацию и структуру туроператоров региона по видам туристской деятельности (рис. 4). Все туроператоры осуществляют деятельность в области внутреннего туризма и лишь три сосредоточились на международном туризме. Неплохие позиции у въездного туризма. 13 туркомпаний позиционируют себя как meet-компании региона.
Все туроператоры Нижегородской области отдали предпочтение страховщикам при получении финансовых гарантий. Общая сумма финансовых гарантий составила 130,6 млн. руб. Ее обеспечили 15 страховых компаний. Объем и структура рынка страхования гражданской ответственности туроператоров Нижегородской области показаны в таблице 3.
Таблица 3
Объем и структура рынка страхования гражданской ответственности туроператоров Нижегородской области
Страховые компании | Число туроператоров - соискателей финансовых гарантий | Сумма финансовых гарантий, млн. руб. |
БИН Страхование, Нижегородский филиал, г. Н. Новгород | 22 | 11,1 |
БИН Страхование, г. Москва | 2 | 1 |
ВСК, Нижегородский филиал, г. Н. Новгород | 1 | 0,5 |
ЕРВ Туристическое страхование, г. Москва | 1 | 30 |
ЖАСО, Нижегородский филиал, г. Н. Новгород | 1 | 0,5 |
Ингосстрах, г. Москва | 5 | 2,5 |
Ингосстрах, Нижегородский филиал, г. Выкса | 11 | 5,5 |
Ингосстрах, г. Чита | 1 | 0,5 |
ИСК Евро-Полис, Нижегородский филиал, г. Н. Новгород | 3 | 1,5 |
Либерти Страхование, г. С. Петербург | 4 | 11,5 |
Росгосстрах, Нижегородский филиал, г. Н. Новгород | 3 | 1,5 |
СОГАЗ, г. Москва | 1 | 0,5 |
Специализированная страховая компания, г. Москва | 1 | 30 |
Страховая группа МСК, Поволжский филиал, г. Н. Новгород | 3 | 1,5 |
Страховая группа МСК, г. Москва | 1 | 0,5 |
Страховая компания "Гелиос", г. Москва | 2 | 1 |
Страховая компания "Согласие", г. Москва | 1 | 0,5 |
Страховое общество "Сургутнефтегаз", г. Сургут | 1 | 0,5 |
Страховое общество "Якорь", г. Москва | 1 | 30 |
Итого | 65 | 130,6 |
Лидерами рассматриваемого сегмента являются: ЕРВ Туристическое страхование (г. Москва), Специализированная страховая компания (г. Москва), Страховое общество "Якорь" (г. Москва) - рыночная доля каждого страховщика составила почти 23%. Эти компании решились предоставить страховые гарантии на сумму 30 млн. руб. Второе место поделили БИН Страхование и Либерти Страхование - рыночная доля которых составила почти 9%. Третье место у страховой компании Ингосстрах - 6,5% рынка. Рыночная доля остальных компаний незначительна - около 1%.
Прогнозы развития сегмента страхования гражданской ответственности туроператоров в Нижегородской области
Используем прием аналитического выравнивания ключевого индикатора развития туризма в регионе (стоимость реализованных турпакетов, млн. руб.) и выявим тенденцию развития туризма в Нижегородской области. В таблицу 4 сведены результаты аналитического выравнивания избранного индикатора.
Таблица 4
Аналитическое выравнивание ряда динамики
Годы | Стоимость реализованных турпакетов, (у) млн. руб. | Условные обозначения периодов, t | yt | Выравненные уровни ряда динамики, млн. руб., | |
2002 | 198,7 | -6 | 36 | -1 192,2 | -253,43 |
2004 | 410,5 | -5 | 25 | -2 052,5 | 293,11 |
2005 | 851,4 | -4 | 16 | -3 405,6 | 839,65 |
2006 | 1298,7 | -3 | 9 | -3 896,1 | 1386,19 |
2007 | 2 040,1 | -2 | 4 | -4 080,2 | 1932,73 |
2008 | 2 393,8 | -1 | 1 | -2 393,8 | 2 479,27 |
2009 | 2 679,8 | +1 | 1 | +2 679,8 | 3 572,35 |
2010 | 3 455,1 | +2 | 4 | +6 910,2 | 4 118,89 |
2011 | 4 536,0 | +3 | 9 | +13 608,0 | 4 665,43 |
2012 | 5 512,6 | +4 | 16 | +22 050,4 | 5 211,97 |
2013 | 6 355,0 | +5 | 25 | +31 775,0 | 5 758,51 |
2014 | 6 578,0 | +6 | 36 | +39 468,0 | 6 305,05 |
Итого | 36 309,7 | 0 | 182 | 99 471,0 | 36 309,7 |
Используя итоги столбцов у, и yt, определим параметры уравнения прямой:
;
По рассчитанным параметрам запишем уравнение ряда динамики, характеризующего стоимости реализованных турпакетов:
Используя приведенное уравнение, рассчитаем для каждого года теоретические значения (для 2002 года
= 3 025,81 + 546,54 х (-6) = -253,43 млн. руб. и т.д.). Сумма значений эмпирического ряда совпадает с суммой вычисленных уровней выравненного ряда (
), то есть расчет верный. Путем экстраполяции (продления в будущее тенденции, наблюдавшейся в прошлом) восполним недостающие сведения и составим прогноз развития туризма. Экстраполируя при t = 7, находим уровень 2015 года, при t = 8 - уровень 2016 года:
- 2015 год: = 3 025,81 + 546,54 х (7) = 6 851,59 млн. руб.
- 2016 год: = 3 025,81 + 546,54 х (8) = 7 398,13 млн. руб.
Таким образом, можно предположить, что показатель стоимости реализованных турпакетов будет устойчиво расти, приведет к росту сумм финансовых гарантий и обеспечит страховым компаниям дополнительные доходы. Однако с учетом сложившейся на туристском рынке ситуации (массовые банкротства туроператоров международного туризма, сложная экономическая и политическая ситуация и ряд других факторов) к прогнозируемым цифрам необходимо относиться с осторожностью. Причем возможны следующие варианты развития событий:
1) фактические показатели будут ниже прогнозируемых;
2) фактические показатели будут очень близки к прогнозируемым;
3) показатели будут выше прогнозируемых.
* * *
В целях увеличения доли области на рынке туризма Министерством поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области разработана и реализуется Областная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Нижегородской области в 2012-2016 годах". Мероприятия программы направлены на повышение узнаваемости регионального туристского продукта на внутреннем и международном туристских рынках, на формирование конкурентоспособного туристского продукта, на повышение качества туристских услуг. В результате реализации мероприятий программы планируется: увеличить въездной туристский поток, среднее время пребывания туристов на территории области, среднегодовой коэффициент загрузки гостиниц, объем платных туристских и гостиничных услуг в общем объеме платных услуг, оказываемых населению; увеличить вклад туризма в региональную экономику с учетом вклада в смежные отрасли.
Также, кроме страхования гражданской ответственности туроператоров, сопутствующими резервами развития страхового рынка исследуемого региона могут стать: страхование гражданской ответственности турагентов; страхование гражданской ответственности поставщиков туристских услуг; страхование сотрудников, занятых в сфере туристского обслуживания; страхование туристов.
Таким образом, перспективы как вхождения на рынок, так и дальнейшего укрепления позиций в сегменте страхования гражданской ответственности туроператоров и сопутствующих видов страхования на рынке Нижегородской области представляются очевидными.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"