Оборонзаказу - усиленный контроль государства!
А. Сухаренко,
юрист, г. Владивосток
Газета "эж-ЮРИСТ", N 29, июль 2015 г.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" работает неэффективно, о чем свидетельствуют многочисленные срывы госзакупок. Грубое нарушение условий госконтрактов по гособоронзаказу может повлечь серьезные последствия в части оснащенности Вооруженных сил. Во избежание этих проблем, Федеральным законом от 29.06.2015 N 159-ФЗ вносятся изменения в закон N 275-ФЗ. Законодатели полагают, что новая система размещения гособоронзаказа должна исправить сложившуюся ситуацию.
Обороноспособность под угрозой
В 2014 году в мировом объеме военных расходов на долю РФ приходится 4,8%, что ставит ее на третье место после США (34%) и Китая (12%). Об этом говорится в докладе о глобальной торговле оружием и расходах на вооружение, опубликованном Стокгольмским международным институтом исследований проблем мира. Военные расходы РФ в прошлом году выросли по сравнению с 2013 годом на 8,1% и составили 84,5 млрд. долл., или 4,5% ВВП. Из-за сокращения доходов от продажи нефти оборонный бюджет страны был скорректирован на 5% в сторону уменьшения.
Основная доля расходов Минобороны - это расходы на программу вооружения, которая реализуется в рамках гособоронзаказа (ГОЗ). Несмотря на то что предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК) обеспечены всеми необходимыми ресурсами для нормальной работы, руководители некоторых из них по-прежнему грешат нарушением условий госконтрактов или невыполнением заданий по гособоронзаказу. По данным Минобороны, в 2012 году поставщики сорвали 71 контракт в сфере ГОЗа, в 2013 году - 34 контракта, а в 2014 году - 47. За это время Минобороны направило поставщикам в общей сложности 4849 претензий на общую сумму 161,2 млрд. руб. (годовой объем гособоронзаказа составляет около 2 трлн. руб.).
Сохраняется практика нецелевого использования бюджетных средств, неоправданных задержек расчетов с соисполнителями контрактов, завышения цен на продукцию, нарушения сроков поставок и т.д. По данным Генпрокуратуры, в результате прошлогодних проверок предприятий ОПК было выявлено более 7 тыс. нарушений федерального законодательства, а установленная сумма ущерба превысила 20 млрд. руб. Прокурорам удалось пресечь деятельность десятка фирм, выводивших бюджетные средства в офшоры, и около 30 фирм-посредников. По материалам проверок были возбуждены 131 уголовное и более 300 административных дел, а к дисциплинарной ответственности привлечены 800 должностных лиц.
Исполнительская дисциплина
В целях повышения исполнительской дисциплины и стабильной работы предприятий ОПК по укреплению обороноспособности страны был принят Федеральный закон от 29.06.2015 N 159-ФЗ "О внесении изменений...". Необходимость его принятия возникла после упразднения в 2014 году Федеральной службы по гособоронзаказу с передачей ее функций в части контроля за ценами и торгами Федеральной антимонопольной службе (ФАС), а контрольно-аналитических - Счетной палате РФ. Закон N 159-ФЗ призван повысить эффективность контроля использования бюджетных средств при исполнении ГОЗ, предотвратить необоснованное завышение стоимости ГОЗ, а также регламентировать порядок проведения ФАС проверок, возбуждения, рассмотрения и обжалования дел о нарушении закона о ГОЗ.
Согласно поправкам в Законе N 275-ФЗ будет создана межведомственная система контроля за использованием бюджетных средств при размещении и выполнении ГОЗ, участниками которой будут Минобороны, ФАС, Росфинмониторинг и Центробанк. Это будет электронная система, содержащая информацию о выполнении заказа, его исполнителях и расчетах.
Закон также запрещает действия либо бездействие, которые могут привести к необоснованному завышению цены продукции по гособоронзаказу и неисполнению госконтракта. Документ прописывает полномочия ФАС России как контролирующего органа в сфере гособоронзаказа, определяет порядок проведения ею проверок, порядок возбуждения, рассмотрения и обжалования дел о нарушении законодательства в сфере гособоронзаказа (глава 5.2 Закона N 275-ФЗ).
Основаниями для возбуждения дела о нарушении законодательства в сфере гособоронзаказа являются:
- материалы, поступившие от правоохранительных органов, федеральных органов исполнительной власти, госзаказчиков, головных исполнителей и соисполнителей;
- заявления юридических или физических лиц;
- признаки нарушения законодательства в сфере гособоронзаказа, выявленные контролирующим органом;
- сообщения в СМИ, указывающие на признаки нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа;
- результаты проверки, при проведении которой выявлены признаки нарушения законодательства в сфере гособоронзаказа госзаказчиком, головным исполнителем, исполнителем.
Дело о нарушении законодательства в сфере гособоронзаказа не может быть возбуждено, а возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения. При длящемся нарушении законодательства в сфере гособоронзаказа срок давности исчисляется со дня окончания нарушения или его обнаружения (ст. 15.14 Закона N 275-ФЗ).
Решение и (или) выданное на его основании предписание контролирующего органа по делу о нарушении законодательства в сфере гособоронзаказа могут быть обжалованы в арбитражном суде в течение 90 дней со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решений и (или) предписаний контролирующего органа подведомственны арбитражному суду. Причем обжалование предписания не исключает обязанности его исполнения (ст. 15.28 Закона N 275-ФЗ).
В уполномоченных банках будут открыты спецсчета для средств, выделяемых для выполнения гособоронзаказа. Банковское сопровождение госконтрактов уполномоченными банками будет бесплатным. В случае если операции выходят за пределы спецсчетов, контроль за движением средств будет проводить Росфинмониторинг. На его нужды будут выделены дополнительные средства в объеме 515,5 млн. руб. в 2015 году и 873 млн. руб. в 2016 году.
Наказания не избежать
Также в КоАП РФ были внесены изменения, устанавливающие дополнительную ответственность за совершение правонарушений в сфере ГОЗ (ст. 14.55.1, 14.55.2, 15.37, 15.40, 19.4.2, 19.7.2, 23.82) и предусматривающие возможность проведения их административного расследования. В частности, отказ или уклонение поставщика российских вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов, от заключения госконтракта по гособоронзаказу, если его заключение является обязательным для указанных лиц, влекут наложение штрафа на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб., а на юрлиц - от 300 тыс. до 1 млн. руб. (ст. 7.29.2 КоАП РФ).
В соответствии с ч. 2.1 ст. 14.55 КоАП РФ за нарушение должностным лицом головного исполнителя срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг), поставляемых (выполняемых, оказываемых) по гособоронзаказу, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, грозит штраф в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб.
Включение головным исполнителем, исполнителем в себестоимость производства (реализации) продукции по гособоронзаказу затрат, не связанных с ее производством (реализацией), влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере 50 тыс. руб.; а на юрлиц - в двукратном размере суммы затрат, включенных в себестоимость продукции по гособоронзаказу и не относящихся к производству такой продукции.
Воспрепятствование осуществлению деятельности должностных лиц федерального госоргана, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере гособоронзаказа, или его территориальных органов по проведению проверок или уклонение от проверок влечет штраф в размере от 25 тыс. до 50 тыс. руб. для должностных лиц и от 300 тыс. до 500 тыс. руб. для юрлиц (ст. 19.4.2 КоАП РФ).
Непредставление или несвоевременное представление в контролирующий федеральный госорган информации и документов, если их представление является обязательным, в том числе непредставление или несвоевременное представление информации и документов по требованию указанного органа, либо представление заведомо недостоверных информации и документов влечет штраф в размере 15 тыс. руб. для должностных лиц и от 100 тыс. до 500 тыс. руб. для юрлиц (ст. 19.7.2 КоАП РФ).
Помимо этого, было введено определение грубого нарушения правил ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности (искажение сумм понесенных расходов не менее чем на 10%). За грубое нарушение головным исполнителем гособоронзаказа правил ведения такого учета предусмотрен штраф от 50 тыс. до 100 тыс. руб. или дисквалификация на срок до трех лет для должностных лиц, а от 500 тыс. до 1 млн. руб. - для юрлиц (15.37 КоАП РФ).
Следует отметить, что еще в 2013 году был принят Федеральный закон от 02.12.2013 N 326-ФЗ, ужесточивший административную ответственность за неисполнение гособоронзаказа. В частности, данный Закон ввел штраф для должностных лиц за несоблюдение требований законодательства при принятии решения о проведении закрытых торгов - от 30 тыс. до 50 тыс. руб. Аналогичный штраф налагается за нарушение порядка определения начальной и максимальной цены по гособоронзаказу или при его размещении (ст. 7.29.1 КоАП РФ).
Впоследствии было издано Постановление Правительства РФ от 02.06.2014 N 504, предусматривающее дисквалификацию должностных лиц головного исполнителя гособоронзаказа на срок до трех лет за "грубое нарушение контракта", под которым понимается:
- повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1-2 ст. 14.55 КоАП РФ;
- нарушение условий госконтракта, повлекшее ущерб РФ на сумму не менее 5% (но не менее 5 млн. руб.) цены госконтракта;
- нарушение условий госконтракта, повлекшее невыполнение установленного задания по гособоронзаказу.
В свою очередь, председатель профильного комитета Госдумы РФ И. Яровая предлагает установить специальное наказание за хищение бюджетных средств для исполнителей государственных и муниципальных контрактов, дополнив УК РФ ст. 164.1, согласно которой чиновников, исполнителей и соисполнителей госзаказов, участвовавших в хищении государственных средств или имущества, будут наказывать штрафом до 1 млн. руб. с лишением права занимать свои должности на срок до 5 лет, а также пятилетними принудительными работами или лишением свободы сроком до 6 лет.
Наказание для высших чиновников, уличенных в хищении бюджетных средств на госзаказах, будет жестче: от 5 до 12 лет лишения свободы со штрафом в 1-3 млн. руб. и запретом занимать свои должности на срок до 10 лет. Аналогичные санкции предусмотрены за хищения, совершенные группой лиц по предварительному сговору и в крупном размере. Крупным предлагается считать хищения на сумму от 1 млн. руб., а особо крупным - свыше 6 млн. К хищению в особо крупном размере предлагается приравнять любые хищения при исполнении госконтрактов по оборонзаказу. Участникам преступлений, квалифицированных таким образом, будет грозить от 7 до 20 лет лишения свободы со штрафом в 3-5 млн. руб.
Цены отрегулированы
Постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 N 407 утверждено Положение об определении начальной (максимальной) цены госконтракта, а также цены госконтракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при госзакупках по ГОЗ. В Положении определяются единые подходы к определению цены госконтракта на поставку продукции по ГОЗ и общий порядок определения цены с учетом особенностей планируемой к закупке продукции, а также особенности определения цены на поставку продукции, на которую распространяется госрегулирование цен. При этом Положением предусматривается дифференцированный подход к составу документов предложения о цене, формируемого организациями в зависимости от применяемых методов для определения цены на продукцию.
При закупках продукции, на которую распространяется госрегулирование, цена соответствующего госконтракта определяется исходя из прогнозных цен на продукцию, которые учитывались при формировании и утверждении ГОЗ, а в отношении продукции, поставляемой единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), до заключения госконтракта проводится регистрация цен на такую продукцию.
Положением определен порядок регистрации цен в ФСТ России в случаях, когда цена на продукцию, предлагаемая в госконтракте, соответствует прогнозной цене или если прогнозная цена не определена.
Также положением установлены методы определения цены государственного контракта на поставку продукции по ГОЗ. К приоритетным относятся методы предельного уровня цены, затратный и аналоговый. Для каждого из этих методов даны рекомендации по их применению в целях определения цен различных видов продукции.
Положением предусматривается сохранение действующей формулы определения рентабельности (прибыли) в цене продукции, устанавливающей размер прибыли исходя из собственных затрат на производство и реализацию продукции (до 20%, а в отдельных случаях, установленных Положением, - до 25%) и привнесенных затрат (до 1%).
В то же время вводятся новации в порядок определения прибыли. В частности, устанавливаются:
- минимальный уровень рентабельности (прибыли) в размере 5% от собственных затрат на производство и реализацию продукции (ранее он не устанавливался и был равен 0);
- требование о совместном (госзаказчиком и головным исполнителем) определении прибыли в составе цены госконтракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
- дифференцированный порядок расчета прибыли с учетом отраслевой специфики, участия организаций в инвестиционных проектах, соотношения объемов собственных и привнесенных затрат и других факторов, что позволит исключить субъективный фактор при согласовании с госзаказчиком размера прибыли в цене на продукцию и в цене госконтракта.
Полномочия по разработке и утверждению методических рекомендаций по определению размеров рентабельности (прибыли), реализующих эти положения, предоставлены Минпромторгу.
Наряду с этим Минпромторгу, Роскосмосу и Росатому представлены полномочия утверждать методические рекомендации по расчету цен на продукцию при заключении госконтрактов с учетом отраслевых особенностей производства отдельных видов продукции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru