Бюджетное учреждение было проверено учредителем (министерством). В ходе проверки выявлено неправомерное расходование средств субсидий прошлого отчетного периода, выделенных на выполнение задания учредителя, выразившееся в выплате работнику заработной платы по дополнительной ставке без заключения дополнительного соглашения к трудовому договору, перечислении денежных средств по договору поставки транспортного средства сверх суммы договора. В соответствии с актом проверки учреждение обязано вернуть данные средства в бюджет. Правомерно ли такое требование?
С. Бычков,
государственный советник РФ 3-го класса
Журнал "Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 8, август 2015 г.
В соответствии с п. 5.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях) контроль деятельности бюджетных учреждений производится органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя:
1) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, - в отношении бюджетных учреждений субъекта РФ;
2) в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования, - в отношении муниципальных бюджетных учреждений.
При проведении контроля учредителя в отношении бюджетного учреждения ревизоры руководствуются законодательством РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, а также локальными актами учредителя (Письмо Минфина РФ от 19.12.2014 N 02-10-10/66817).
Органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций, вправе контролировать достоверность отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания, а также условия, цели, порядок предоставления субсидии (Письмо Минфина РФ от 19.12.2014 N 02-10-10/66817). Положение о формировании государственного задания и финансовом обеспечении выполнения государственного задания утверждено Постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 N 671.
В отношении учреждений субъектов РФ и муниципальных образований действуют аналогичные нормативные акты. Например, Постановление администрации городского округа Химки МО от 13.12.2010 N 1716 "Об условиях и порядке формирования муниципального задания в отношении муниципальных автономных, бюджетных и казенных учреждений и порядке финансового обеспечения выполнения муниципального задания" (вместе с "Положением о формировании муниципального задания в отношении автономных, бюджетных и казенных учреждений и порядке финансового обеспечения выполнения муниципального задания"), Постановление администрации Кстовского района Нижегородской области от 09.03.2011 N 41 "О порядке формирования муниципального задания в отношении муниципальных учреждений Кстовского муниципального района и финансового обеспечения выполнения муниципального задания". Нормативными актами, утверждающими порядок формирования задания учредителя, установлено, что контроль за выполнением учреждением государственного (муниципального) задания осуществляет орган исполнительной власти, выполняющий функции и полномочия учредителя.
Примечание. Правовое регулирование такого контроля осуществляется в соответствии с локальными актами учредителя, утвержденными в рамках нормативных правовых актов, указанных в п. 5.1 ст. 32 Закона о некоммерческих организациях.
Кроме того, как установлено ст. 160.2.1 БК РФ, главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств осуществляет внутренний финансовый контроль, направленный:
- на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, включая расходы на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим главным распорядителем бюджетных средств и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств;
- на подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
К сведению. Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит осуществляются в соответствии с порядком, установленным соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией (п. 5 ст. 160.2.1 БК РФ).
В вопросе речь идет о неправомерном расходовании средств субсидий, выделенных на выполнение задания учредителя. Использование субсидий осуществляется учреждениями в соответствии с планом их финансово-хозяйственной деятельности, который согласно положениям п. 6 ч. 3.3 ст. 32 Закона о некоммерческих организациях составляется и утверждается в порядке, определенном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и в соответствии с требованиями, установленными Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 N 81н.
Исходя из вышеизложенных норм государственное задание выполняется бюджетным учреждением за счет предоставления ему субсидии на его выполнение (Письмо Минфина РФ от 25.02.2015 N 02-01-11/9252). При этом учреждение самостоятельно определяет направления расходования сумм субсидий. Из описанной в вопросе ситуации можно сделать вывод, что у проверяющих нет претензий к выполнению учреждением задания учредителя, проверяющие говорят только о неправомерном расходовании некоторого объема средств.
Рассмотрим случаи, в которых проверяющие нашли нарушение норм законодательства РФ.
В соответствии с нормой, установленной ч. 18 ст. 30 Федерального закона N 83-ФЗ*(1), не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ (целевые субсидии), подлежат перечислению бюджетными учреждениями в соответствующий бюджет.
Указанные остатки средств могут использоваться бюджетными учреждениями в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения. Не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ в соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 78.1 БК РФ (субсидии, выделенные на выполнение задания учредителя), используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы.
Теперь, что касается самих нарушений. Из вопроса следует, что неправомерное расходование средств, выразилось:
- в оплате работы сотруднику без оформления соответствующего соглашения с ним;
- в перечислении оплаты исполнителю договора в сумме, превышающей ту, которая указана в договоре.
Работник действительно выполнял трудовые функции, за которые ему была начислена заработная плата. Да, отношения между работником и работодателем не были оформлены надлежащим образом, но работа была выполнена и оплачена. Оформить отношения между работником и работодателем должным образом возможно в ходе проведения проверки. Оснований требовать возврат сумм, уплаченных работнику, проверяющие органы не имеют.
Что касается перечисления оплаты исполнителю договора в сумме, превышающей ту, которая указана в договоре, то сумму превышения нельзя отнести к оплате стоимости транспортного средства, а следовательно, и к средствам финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, то есть имеются признаки нецелевого использования субсидии с нанесением ущерба бюджету.
В этом случае проверяющим органам необходимо передать материалы проверки в уполномоченный орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля для рассмотрения дела в рамках административного производства и составления предписания о возмещении ущерба.
1 августа 2015 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"