Участие военного прокурора в уголовном преследовании по делам о преступлениях экономической направленности
А.А. Воронцов,
советник юстиции,
старший научный сотрудник НИИ Академии
Генеральной прокуратуры Российской Федерации;
Н.В. Субанова,
старший советник юстиции,
заместитель директора НИИ Академии
Генеральной прокуратуры Российской Федерации,
доктор юридических наук
Журнал "Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение", N 6, июнь 2015 г.
Вопросы противодействия преступности относятся к приоритетным направлениям деятельности органов военной прокуратуры.
На заседании коллегии 5 марта 2015 г. заместитель Генерального прокурора Российской Федерации - Главный военный прокурор С.Н. Фридинский, говоря о работе, проделанной органами военной прокуратуры в 2014 г., особо отметил выявление и пресечение с участием военных прокуроров целого ряда преступлений, мошеннических схем, хищений государственного имущества на сотни миллионов рублей. И в текущем году проблема обеспечения военными прокурорами законности в экономической сфере по-прежнему является крайне острой. В частности, остаются насущными вопросы исполнения законов при реализации государственного оборонного заказа. Проведенные надзорные мероприятия показали, что в ряде случаев по-прежнему нарушаются сроки контрактов, в качестве соисполнителей привлекаются негодные подрядчики, необоснованно завышаются цены работ. Только по результатам проверок, проведенных органами военной прокуратуры, расследуется 30 уголовных дел, связанных с нарушениями законов о гособоронзаказе*(1).
Решение данной проблемы в уголовно-правовом и уголовно-процессуальном аспектах приобретает в настоящее время наибольшую актуальность с учетом поставленной Президентом Российской Федерации задачи - рассматривать нецелевое использование или хищение бюджетных ассигнований на государственный оборонный заказ "как прямой удар по национальной безопасности" и "работать по таким фактам так же серьезно и строго, как по пресечению финансирования терроризма"*(2).
В соответствии с ч. 1 ст. 21 УПК РФ и п. 2 ст. 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 г. N 2202-I в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 приказа Генерального прокурора Российской Федерации "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур" от 7 мая 2008 г. N 84 военными прокурорами осуществляется уголовное преследование в судебных стадиях уголовного судопроизводства по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении воинской части, соединения, учреждения, а также иными гражданскими лицами в соучастии с военнослужащими, а также по уголовным делам, обвинительные заключения или обвинительные акты по которым утверждены военными прокурорами или их заместителями.
Как видно, такая регламентация пределов осуществления военными прокурорами уголовного преследования отражает неоднократно высказанную в научных кругах точку зрения об отсутствии у прокурора в настоящее время функции уголовного преследования в досудебном производстве*(3).
Вместе с тем, не отрицая определяющего значения надзорной функции для деятельности прокуратуры, более обоснованным представляется иной (имеющий достаточную теоретическую опору) подход, согласно которому сущность деятельности прокурора по уголовному преследованию состоит в принятии предусмотренных законом мер, направленных на возбуждение уголовного дела в случае обнаружения признаков преступления, установление лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, применении мер процессуального принуждения, формулировании и обосновании законного обвинения, а также в поддержании этого обвинения в качестве государственного обвинителя при рассмотрении уголовного дела судом*(4).
С учетом сказанного представляется возможным рассмотреть различные процессуальные формы участия военного прокурора в уголовном преследовании по делам экономической направленности.
По результатам "общенадзорных" проверок военный прокурор при наличии достаточных сведений о наличии признаков преступления инициирует уголовное преследование, т.е., руководствуясь требованиями п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, выносит мотивированное постановление и направляет собранные материалы в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании.
Так, уже в 2015 г. военной прокуратурой Южного военного округа в ходе проверки исполнения законодательства при исполнении государственных контрактов по санитарному содержанию военных городков установлено, что подрядчики представили акты сдачи-приемки якобы оказанных услуг по механизированному покосу травы. В итоге на счета коммерческих организаций были перечислены более 20 млн. руб. за работу, которая не проводилась. По материалам проверки возбуждено и расследуется уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ. Военной прокуратурой Хабаровского гарнизона в ходе проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции установлено, что директор аутсорсинговой компании по "липовым" документам трудоустроил восемь "мертвых душ", заработную плату которых присваивал себе. Всего таким способом им похищено более 3 млн. руб. По материалам прокурорской проверки возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ. Военной прокуратурой гарнизона Дровяная в ходе проверки установлено, что в соответствии с заключенными договорами коммерческая фирма должна была поставить более 450 тонн мазута на котельные одного из филиалов ОАО "Р.". Представители обеих сторон составили "липовые" накладные о якобы поставленном топливе, на основании которых похитили свыше 6,7 млн. бюджетных рублей. По материалам прокурорской проверки в отношении генерального директора фирмы-поставщика и начальника эксплуатационного района возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ*(5).
Необходимо отметить, что к безусловным приоритетам в деятельности военного прокурора относится защита предоставленными ему надзорными средствами прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а равно защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения*(6) (что также характеризует тесную связь осуществляемого им уголовного преследования и надзора на этой стадии уголовного судопроизводства).
В частности, прокуроры организуют регистрацию и постоянно проводят единый учет поступивших в органы прокуратуры копий постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела и материалов проверок сообщений о преступлениях отдельно по органу предварительного расследования согласно порядковому номеру, присвоенному каждому зарегистрированному сообщению о преступлении; обеспечивают всестороннюю, полную и объективную проверку законности и обоснованности всех постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела в срок не позднее пяти суток с момента поступления материалов проверок сообщений о преступлениях*(7).
В случаях выявления фактов волокиты и бездействия следователя при принятии процессуального решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела, а также в рамках расследования уголовных дел по изобличению лиц, причастных к совершению преступления, военный прокурор направляет руководителю следственного органа требование об устранении нарушений федерального законодательства. При этом он должен поставить вопрос о необходимости принятия процессуального решения в соответствии с требованиями ст.ст. 144-145 УПК РФ, а по уголовным делам в целях активизации расследования о проведении конкретных следственных действий, направленных на сбор и закрепление доказательств по изобличению виновных в совершении преступления лиц, предъявления таким лицам обвинения и избрания им меры пресечения.
Как показывает практика, положительные результаты дает проведение военными прокурорами совместных с руководством следственных органов оперативных совещаний, направленных на выработку мер к принятию законных и обоснованных процессуальных решений по материалам проверок*(8).
Принимая меры, направленные на установление лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, формулирование и обоснование законного обвинения, при реализации своего права на возвращение уголовного дела для производства дополнительного расследования военный прокурор в качестве оснований для принятия данного решения может указать на неполноту предъявленного обвинения или заниженную квалификацию преступления, а также, например, необходимость предъявления обвинения лицу, необоснованно переведенному в разряд свидетелей и фактически освобожденному от уголовной ответственности (предпосылкой для этих нарушений служит объективная сложность производства по материалам и уголовным делам экономической направленности).
При рассмотрении уголовных дел в суде военные прокуроры поддерживают государственное обвинение. При этом приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации военные прокуроры лично поддерживают государственное обвинение не реже одного раза в квартал, преимущественно по уголовным делам о преступлениях, представляющих повышенную общественную опасность*(9).
Так, в Омске по материалам военных прокуроров на основе доказательств, представленных государственным обвинением, вынесен обвинительный приговор фигурантам уголовного дела о хищении денежных средств, выделенных в рамках гособоронзаказа на ремонт вычислительной техники и средств связи. Они признаны виновными в мошенничестве с использованием своего служебного положения: в 2007-2010 гг. в рамках исполнения государственных контрактов по ремонту вычислительной техники и средств связи должностные лица заказывающих органов путем обмана похитили полтора миллиона рублей, выделенных в счет оплаты трудозатрат, реально не понесенных сотрудниками субподрядной организации при выполнении своих обязательств по контрактам. По вступившему в законную силу приговору суда осужденные обязаны возместить государству ущерб в солидарном порядке*(10).
Таким образом, на наш взгляд, военный прокурор участвует в осуществлении уголовного преследования по делам экономической направленности на различных стадиях уголовного судопроизводства (как досудебных, так и судебных), с использованием правовых средств, которые определены действующим уголовно-процессуальным законодательством.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) URL: http://gvp.gov.ru/news/ (дата обращения: 01.04.2015).
*(2) Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 г.
*(3) См., напр.: Стрельников В.В. К вопросу об осуществлении прокуратурой уголовного преследования // Право и безопасность. 2012. N 1 (41). С. 69; Амирбеков К. Развитие обвинительной функции прокуратуры России в судебных стадиях уголовного судопроизводства // Законность. 2012. N 6.
*(4) Буланова Н.В., Ережипалиев Д.И. Деятельность прокурора по осуществлению уголовного преследования: пособие. М., 2011. С. 15.
*(5) URL: http://gvp.gov.ru/news/ (дата обращения: 01.04.2015).
*(6) Пункт 1.2 приказа Генерального прокурора Российской Федерации "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия" от 2 июня 2011 г. N 162.
*(7) Приказ Генерального прокурора Российской Федерации N 147, МВД России N 209, ФСБ России N 187, СК России N 23, ФСКН России N 119, ФТС России N 596, ФСИН России N 149, Минобороны России N 196, ФССП России N 110, МЧС России N 154 "Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за законностью процессуальных действий и принимаемых решений об отказе в возбуждении уголовного дела при разрешении сообщений о преступлениях" от 26 марта 2014 г.
*(8) Проскуряков А.А. Надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях // Военно-юрид. журн. 2013. N 7. С. 11-15.
*(9) Пункт 2 приказа Генерального прокурора Российской Федерации "Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства" от 25 декабря 2012 г. N 465.
*(10) URL: http://gvp.gov.ru/news/view/1131/ (дата обращения: 03.04.2015).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Участие военного прокурора в уголовном преследовании по делам о преступлениях экономической направленности
Авторы
А.А. Воронцов - советник юстиции, старший научный сотрудник НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации;
Н.В. Субанова - старший советник юстиции, заместитель директора НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, доктор юридических наук
Журнал "Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение", N 6, июнь 2015 г.