Федеральные казенные учреждения исполнения наказаний привлекают к труду осужденных. В рамках трудовой деятельности эти лица изготавливают товары, оказывают услуги, выполняют работы, которые в последующем реализовываются. Подлежит ли реализация изготовленных осужденными товаров, выполненных ими работ, оказанных ими услуг обложению налогом на прибыль?
Т. Сильвестрова,
главный редактор журнала "Ревизии и проверки
финансово-хозяйственной деятельности
государственных (муниципальных) учреждений"
Журнал "Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", N 8, август 2015 г.
По мнению Минфина, изложенному в Письме от 21.05.2015 N 03-03-06/4/29151, в рамках реализации полномочий ФСИН по привлечению осужденных к труду доходы федеральных казенных учреждений от выполнения работ и оказания услуг не учитываются при определении базы по налогу на прибыль организаций, в то время как доходы от реализации товаров, полученные в рамках реализации тех же полномочий ФСИН, включаются в базу по налогу на прибыль организаций.
Однако суды по этому поводу придерживаются другого мнения. Так, в Постановлении АС ЦО от 12.03.2015 N Ф10-25/2015 N А09-2787/2014 рассматривался спор между федеральным казенным учреждением - исправительной колонией N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Брянской области - и налоговой инспекцией. Причиной спора послужило доначисление налоговой инспекцией по итогам проведения выездной проверки налога на прибыль с доходов, полученных учреждением от реализации товаров (работ, услуг), произведенных привлеченными к труду осужденными лицами, отбывающими наказание. По мнению инспекции, выручка от операций по реализации указанных товаров (работ, услуг) не является доходом, полученным от оказания казенным учреждением государственных услуг, а также от исполнения иных государственных функций, который в силу пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ не учитывается при определении базы по налогу на прибыль организаций.
Разрешая спор по существу, суд, руководствуясь п. 1 ст. 247, ст. 251 НК РФ, ст. 6, п. 3 ст. 41, п. 2 и 3 ст. 161, п. 10 ст. 241 БК РФ, ст. 13 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний", п. 2, 7, 8 Порядка отражения на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых в территориальных органах Федерального казначейства федеральным казенным учреждениям, исполняющим наказания в виде лишения свободы, операций по финансовому обеспечению осуществления функций указанных учреждений, источником которого являются доходы, полученные ими от приносящей доход деятельности, утвержденного Приказом Минфина РФ от 21.07.2010 N 73н, пришел к выводу об отсутствии оснований для доначисления обществу налога на прибыль, пени по указанному налогу и привлечении общества к налоговой ответственности.
По мнению суда, доход от реализации продукции, произведенной в результате привлечения к труду лиц, отбывающих наказание, как осуществление государственной функции, не подлежит учету при определении налогооблагаемой базы в силу пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ.
В определениях ВС РФ от 27.02.2015 N 302-КГ14-3438, ВАС РФ от 09.06.2014 N ВАС-6290/14, постановлениях АС ВВО от 17.11.2014 N А39-5210/2013, ФАС ВВО от 23.01.2014 N А79-234/2013 сделаны аналогичные выводы.
Мы поддерживаем позицию судей и считаем, что доходы от реализации продукции, произведенной в результате привлечения к труду лиц, отбывающих наказание, не подлежат учету при определении облагаемой базы налога на прибыль.
1 августа 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"