Налог на финансовый результат для нефтяных компаний: новые инициативы, причины и последствия (комментарий руководителя направления Налоговой практики Goltsblat BLP Сергея Лихачёва к законопроектам о введении налога на финансовый результат (НФР) и налога на добавленный доход (НДД))
С. Лихачёв,
руководитель направления Налоговой практики,
Goltsblat BLP
Налоговые доходы от продажи нефти и газа являются одним из основных источников пополнения бюджета России.
На текущий момент на уровень добычи нефти в России оказывает негативное влияние ряд существенных внутренних и внешних факторов. К числу основных внешних факторов можно отнести падение мировых цен на нефть вследствие неблагоприятной экономической конъюнктуры мировой экономики в целом и нефтяного рынка в частности, а также экономические санкции против России. К внутренним факторам относится снижение качества запасов российской нефти, падение добычи действующих месторождений, недостаточность инвестиций в новые технологии, повышающие нефтеотдачу, что препятствует эффективной добычи нефти в отношении как выработанных так и новых месторождений.
До недавнего времени существующая система налогообложения нефтяной ренты в условиях высоких цен на нефть позволяла успешно решать фискальные задачи, обеспечивая доходы бюджета на достаточно высоком уровне, при этом задача регулирующего воздействия налогообложения, призванная стимулировать увеличение добычи нефти за счет повышения ее эффективности, как таковая не решалась. Справедливости ради нужно отметить, что действующий режим обложения налогом на добычу полезных ископаемых (НДПИ) предусматривает определенные изъятия по трудноизвлекаемым запасам, налоговые льготы, однако системный подход на законодательном уровне, позволяющий эффективно решать задачу стимулирования доходности добычи трудноизвлекаемых запасов нефти отсутствует.
В этой связи в текущих условиях усиления негативного воздействия как внешних так и внутренних факторов игнорирование регулирующей роли налогообложения нефтяных доходов в угоду фискальным интересам наряду с другими причинами в конечно счете может негативно отразить на перспективах развития добычи нефти, а, следовательно, и на доходах бюджета. Поэтому предпринимаемые в последнее время законодательные инициативы по изменению существующей системы налогообложения нефтяной ренты путем введения налога на финансовый результат и налога на добавленный доход являются очевидно давно назревшими и необходимыми.
Действующий налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) предусматривает обложение налогом объема добычи нефти. При этом при расчете налога применяются коэффициенты, которые должны позволять учитывать специфику добычи конкретных месторождений. Вместе с тем на практике указанные коэффициенты не позволяют в полной мере обеспечить учет всех геологических, географических и иные подобных факторов, влияющих на качество добычи нефти. При этом идею дальнейшей дифференциации ставок за счет введения новых коэффициентов, либо дополнения или изменения существующих вряд ли можно признать рациональной, учитывая количество тех условий и характеристик, которые должны приниматься во внимание, а также, принимая во внимание, что указанные характеристики и условия не являются статичными, а в течение времени изменяются.
В этой связи более эффективным представляется подход, предполагающий замену налогообложения в отношении выработанных, а также новых месторождений с трудноизвлекаемыми запасами или неразвитой инфраструктурой с объема добычи на финансовый результат, что в наибольшей степени соответствует задаче экономического стимулирования добычи нефти на низкодоходных выработанных и новых месторождениях, а значит, в конечном счете, и фискальным интересам государства. В идеале налогообложение финансового результата должно приводить ко взиманию больших налогов в период максимальной доходности добычи и разработанности месторождения и соответственно к уменьшению налогового бремени при выработанности месторождения, либо в начале ее разработки, стимулируя налогоплательщика повышать эффективность добычи на данных этапах.
На текущий момент идея обложения финансового результата в отношении низкодоходных месторождений нашла свое отражение в законодательных инициативах по введению налога на финансовый результат (НФР) и налога на добавленный доход (НДД). И тот и другой налог предполагает налогообложение финансового результата и учет расходов на добычу нефти в отношении низкодоходных месторождений: НДД - для новых, НФР - для действующих. НФР планируется облагать доходы от продажи нефти за вычетом расходов на ее добычу и доведение до товарного состояния. Расходы на капиталовложения списываются в ускоренном порядке. Предлагаемая максимальная ставка налога 60%. НДД облагается выручка за вычетом эксплуатационных затрат и капитальных вложений. При этом в отличие от НФР капиталовложения предполагается вычитать сразу. Ставка налога рассчитывается с учетом отношения накопленного дохода к накопленным затратам.
Оценивая указанные законопроекты, следует отметить, что предлагаемые к введению НФР и НДД выгодны для налогоплательщиков, поскольку являются в целом более гибкими налоговыми инструментами, нежели действующая система налогообложения в виде НДПИ. Если при существующем режиме налогоплательщик фактически никак не заинтересован работать с труднодоступной нефтью, то при переходе на налогообложение финансового результата учет затрат на разработку и добычу трудноизвлекаемых запасов позволяет снизить налоговую нагрузку, вкладывая тем самым сохранившиеся средства в развитие технологий и инфраструктуры, повышая эффективность добычи таких трудноизвлекаемых запасов.
Переход на налогообложение финансового результата в перспективе выгоден и бюджету - даже если в моменте доходы бюджета от налогообложения добычи труднодоступной нефти снизятся, в перспективе предпринимаемые меры по повышению эффективности добычи такой нефти должны позволить увеличить объемы добычи, и тем самым доходы бюджета. В то же время очевидно, что в текущей ситуации полный отказ от НДПИ является невозможным в силу фискальных причин, что подтверждается и представителями Минфина России в своих оценках указанных законодательных инициатив. В этой связи наиболее правильным решением был бы некий поэтапный переход к новой системе налогообложения с учетом оценки результатов эффективности ее применения. Так указанную систему можно было бы ввести изначально в отношении новых месторождений с трудноизвлекаемыми запасами, а затем распространить ее действие на выработанные месторождения, и впоследствии на остальные действующие месторождение.
В идеале новая система должна обеспечить универсальный механизм налогообложения, применимый в отношении всей добычи, как действующих высокодоходных скважин, так и в отношении уже выработанных или новых трудноизвлекаемых запасов исходя из рентабельности их добычи. При этом очевидно, что предлагаемый механизм налогообложения финансового результата уже на данном этапе требует дальнейшей проработки, в том числе в части уточнения порядка расчета налоговой базы, условий и оснований учета расходов на капитальные вложения. Предлагаемая система ускоренного списания не должна давать оснований для ее рассмотрения в качестве возможности компенсации непродуктивных затрат за счет бюджета.
Одновременно и для налогоплательщиков переход от НДПИ к новой системе не должен приводить к ухудшению условий налогообложения существующих льготируемых проектов. Для чего налоговый эффект от перехода на новую систему налогообложения по таким проектам должен быть заранее просчитан и учтен при формировании соответствующего механизма налогообложения во избежание непрогнозируемых рисков увеличения налоговой нагрузки по таким проектам.
Goltsblat BLP является одной из ведущих международных юридических фирм, российской практикой глобальной фирмы Berwin Leighton Paisner (BLP), оказывающей правовую поддержку по крупным комплексным сделкам и проектам, как международным корпорациям, так и российским компаниям.