• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Репликация обычно-правовых норм коми (зырян) как условие реализации воспитательного процесса и основа формирования компетенций современных обучающихся (О.А. Плоцкая, журнал "Lex Russica", N 7, июль 2015 г.)

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Получить бесплатный доступ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Плоцкая О.А. Репликация обычно-правовых норм коми (зырян) как условие реализации воспитательного процесса и основа формирования компетенций современных обучающихся


Plotskaya O.A. Replicating customary legal norms of the Komi (Zyryan) people as a condition for the implementation of the education process and the fundamental basis fo the formation of competences of modern students.


О.А. Плоцкая - кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой теории государства и права и основ правоведения Сыктывкарского государственного университета


O.A. Plotskaya - PhD in Law, Associate Professor, Head of the Department of Theory of State and Law and Fundamental Provisions of Legal Studies of the Syktyvkar State University


В статье представлен анализ зырянских обычно-правовых норм, регулировавших воспитательный процесс. Целью настоящей работы является изучение обычно-правового опыта коми (зырян) в этно-воспитательном процессе, а также возможности применения обычно-правовых особенностей в современном воспитательном процессе в условиях реформирования системы российского образования и формирования компетентностного подхода. В качестве предмета исследования выступают обычно-правовые нормы, традиционные воззрения и установления, регулировавшие этно-воспитательный процесс у коми (зырян). Методологическую основу исследования составляет социологическая феноменология, раскрывающая восприятие индивидом мира через призму сложившихся в практическом мире субъективных представлений и значений. Среди методов, применяемых в настоящей работе, необходимо выделить следующие: историко-правовой, структурно-функциональный, сравнительно-правовой, системный, социально-правовой. Кроме того, в качестве основных принципов теоретико-правового анализа обычно-правовых аспектов этно-воспитательного процесса у коми (зырян) применяются методологические разработки современной педагогики, психологии, социологии, этнологии. В статье представлено исследование роли обычно-правовых норм в правовом воспитании у коми (зырян) в XIX - начале XX вв. Отдельное внимание уделяется синкретизму зырянского обычно-правового опыта и инновациям в современном воспитательном процессе. На основе работ этнографов, этнолингвистов, разработок социальной психологии, педагогики, истории права в настоящем исследовании будет произведена реконструкция генезиса и репликации особенностей обычно-правового регулирования этно-воспитательного процесса у коми (зырян). В результате автором выделены особенности юридических воззрений коми (зырян) в этно-воспитательном процессе. На основе обычно-правового опыта предложена авторская концепция воспитательной системы, включающая набор коллективных дел, направленных на реализацию воспитательных мероприятий и выработку компетентностного подхода. Автором предложен также и план действий по реализации системы коллективных дел в современной студенческой группе. Отдельного внимания заслуживают также индикаторы реализации системы воспитательной работы в студенческой группе и соответственно рефлексия уровня сформированности компетенций в виде количественных и качественных показателей. Новизна данной научной работы состоит в том, что она является самостоятельным научным исследованием общетеоретических и историко-правовых, психолого-педагогических аспектов генезиса и развития обычно-правового регулирования этно-воспитательного процесса у коми (зырян) и применения опыта прошлого в современном образовательном процессе. Сегодня в России результаты данного исследования могут быть применены в системе российского образования, что обуславливает также и ее новизну.


The article provides the analysis of the Zyryan customary legal norms, regulating educational process. The goal of this article is to study the customary law experience of the Komi people (the Zyryans) within the ethnic educational process, as well as the possibilities for the application of customary law specificities of their education in the modern educational process in the conditions of the reform of Russian legislation and formation of the competence-based approach. The object of studies concerns customary legal norms, traditional views and positions regulating ethnical educational process among the Komi people (Zyryans). The methodological basis for the studies is formed with the sociological phenomenology, revealing the perception of the world by an individual through the prism of subjective values and understanding, having been formed in the practical world. Among the methods used in this work, one should single out the following: historical legal method, structural functional method, comparative legal method, systemic method, social legal method. Additionally, the main principles for theoretical legal analysis among the Komi people (Zyryans), the modern methodological developments of pedagogy, psychology, sociology, ethnology. The article provides the study of customary legal norms in legal education of the Komi people (Zyryans) in XIX - early XX centuries. Special attention is paid to the syncretical character of the Zyryan customary legal experience and the innovations in the modern educational process. Based upon the work of the ethnographers, ethnic language specialists, developments of social psychology, pedagogy, history of law this study shall reconstruct the genesis and replicate the specificities of customary legal regulation of the ethnic educational process of the Komi people (Zyryans). As a result, the author singles out the specificities of the legal views of the Komi (Zuryans) in the ethnic educational process. Based upon the customary legal experience the author provides her concept of an educational system, involving a number of collective chores, which are aimed at the implementation of educational events and development of the competence-based approach. The author also offers a plan for the implementation of the system of collective activities in the modern groups of students. Special attention is paid to the indictors for the implementation of the system of educational work in the group of students, reflecting the levels of formation of the competences based upon their quantity and quality markers. The novelty of this scientific work is due to the fact that it is a novel scientific research of general theoretical and historical legal, psychological and pedagogical aspects of genesis and development of the customary legal regulation of the ethnic educational process among the Komi (Zyryans), as well as application of this experience in the modern educational process. The results of these studies may be implemented within the system of Russian education, which shows their novelty for Russia today.


Ключевые слова: обычно-правовые нормы, правовое воспитание, коми (зыряне), инновации, этно-воспитательный процесс, компетенции, образовательный процесс, ФГОС, репликация, юридические обычаи.


Keywords: customary legal norms, legal education, Komi (Zyryans), innovations, ethnic educational process, competences, educational process, FSES, replication, legal customs.


Исследование проведено при финансовой поддержке РГНФ и Республики Коми, проект N 14-13-11001 "Этно-правовой мир коми (зырян)".


Журнал "Lex Russica"


Ежемесячное научное юридическое издание, учрежденное Московским государственным юридическим университетом имени О.Е. Кутафина (МГЮА).

Журнал посвящен фундаментальным проблемам теории права, эффективности правоприменения и совершенствованию законодательного процесса. В журнале публикуются статьи ведущих ученых-юристов и наиболее значимые научно-исследовательские работы (НИР), выполняемые по заказу федеральных органов исполнительной власти и других организаций.

Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-58927 от 5 августа 2014 г.