По вопросу проведения процедуры обязательного досудебного урегулирования споров по обязательному страхованию.
Статьей 16.1 Федерального закона N 40-ФЗ, а также пунктом 5.1 Правил обязательного страхования предусмотрено обязательное досудебное урегулирование споров по обязательному страхованию в связи с:
1) предъявлением требования об осуществлении страховой выплаты или о прямом возмещении убытков по обязательному страхованию;
исполнением страховщиком обязательств по договору обязательного страхования (неисполнение или ненадлежащее исполнение страховщиком обязательств по договору обязательного страхования, несогласие потерпевшего с размером осуществленной страховщиком страховой выплаты).
В соответствии с пунктом 2 статьи 16.1 Федерального закона N 40-ФЗ надлежащим исполнением страховщиком своих обязательств по договору обязательного страхования признается осуществление страховой выплаты или выдача отремонтированного транспортного средства в порядке и в сроки, которые установлены Федеральным законом N 40-ФЗ.
Таким образом, до предъявления страховщику иска по вышеуказанным основаниям потерпевший обязан сначала обратиться к страховщику и представить:
в первом случае - заявление, содержащее требование о страховой выплате или прямом возмещении убытков, с приложенными к нему документами, предусмотренными правилами обязательного страхования. В течение 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня принятия к рассмотрению заявления потерпевшего о страховой выплате или прямом возмещении убытков и приложенных к нему документов, предусмотренных правилами обязательного страхования, страховщик обязан произвести страховую выплату потерпевшему или выдать ему направление на ремонт транспортного средства с указанием срока ремонта либо направить потерпевшему мотивированный отказ в страховой выплате (пункт 21 статьи 12 Федерального закона N 40-ФЗ);
во втором случае - претензию с документами, приложенными к ней и обосновывающими требование потерпевшего (требования к претензии установлены пунктом 5.1 Правил обязательного страхования). Указанная претензия подлежит рассмотрению страховщиком в течение 5 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня поступления. В течение указанного срока страховщик обязан удовлетворить выраженное потерпевшим требование о надлежащем исполнении обязательств по договору обязательного страхования или направить мотивированный отказ в удовлетворении такого требования. Основания для отказа в удовлетворении претензии установлены пунктом 5.2 Правил обязательного страхования.
Лишь после прохождения процедуры досудебного урегулирования споров в случае, если страхователь и страховщик не пришли к компромиссу, страхователь вправе обратиться в суд.
Министерство финансов
Российской Федерации
http://www.minfin.ru
9 июня 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в разделе "Популярные вопросы"