Новый порядок формирования государственного задания
Л. Морозова,
эксперт журнала
"Учреждения культуры и искусства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 8, август 2015 г.
Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 N 640 утверждено новое Положение о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания (далее - Положение N 640). Данный документ начинает действовать с 1 января 2016 года и заменит действующее Положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 N 671 (далее - Положение N 671).
В новом положении, как и в действующем сейчас, содержатся общие правила формирования государственного задания и финансового обеспечения его выполнения в казенных, бюджетных и автономных учреждениях. Рассмотрим, как изменятся эти правила с нового года.
Формирование государственного задания
Согласно п. 2 Положения N 640 государственное задание формируется в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами федерального государственного учреждения, с учетом предложений учреждения, касающихся потребности в соответствующих услугах и работах, оцениваемых на основании:
- прогнозируемой динамики количества потребителей услуг и работ;
- уровня удовлетворенности существующими объемом и качеством услуг;
- результатов работ и возможностей федерального государственного учреждения по оказанию услуг и выполнению работ;
- показателей выполнения федеральным государственным учреждением государственного задания в отчетном финансовом году.
Как и раньше, государственное задание должно содержать следующие показатели, характеризующие:
1) качество и (или) объем (содержание) государственной услуги (работы);
2) определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;
3) предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством РФ предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством РФ;
4) порядок контроля за исполнением государственного задания;
5) требования к отчетности о выполнении государственного задания.
В новом положении установлены особенности формирования объемов государственных услуг для образовательных учреждений. Так, согласно п. 3 Положения N 640 значение объемов государственных услуг для образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования устанавливается на плановый период на уровне очередного финансового года и корректируется ежегодно в соответствии с методикой формирования государственного задания на оказание образовательных услуг в сфере высшего и среднего профессионального образования на очередной финансовый год и плановый период, утверждаемой Минобрнауки, с учетом результатов ежегодного конкурса распределения контрольных цифр приема граждан и численности обучающихся, определенной за год (среднегодовой контингент).
В приложении 1 к Положению N 640 приводится форма государственного задания. Стоит отметить, что эта форма с нового года будет несколько отличаться от действующей сейчас.
В новую форму добавлена ч. 3, в которую будет включаться информация, касающаяся государственного задания в целом. Части 1 и 2 формы государственного задания, как и раньше, предназначены для отражения требований к оказанию отдельно государственной услуги (услуг) и выполнению работы (работ) (п. 3 Положения N 640, п. 2 Положения N 671).
При установлении федеральному государственному учреждению государственного задания на оказание нескольких государственных услуг (выполнение нескольких работ) государственное задание формируются из нескольких разделов, каждый из которых содержит требования к оказанию одной государственной услуги (выполнению одной работы).
Государственное задание по-прежнему будет формироваться в электронном виде. В форме бумажного документа составляются только те задания, которые содержат сведения, относящиеся к государственной тайне (п. 4 Положения N 640, п. 2.1 Положения N 671).
В пункте 6 Положения N 640 прямо указано, что государственное задание утверждается на срок, соответствующий установленному бюджетным законодательством РФ сроку формирования федерального бюджета.
Изменятся сроки утверждения государственного задания. В соответствии с п. 5 Положения N 640 государственное задание определяется в процессе формирования федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период и утверждается не позднее 15 рабочих дней со дня установления главным распорядителям средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в отношении:
- федеральных казенных учреждений - главными распорядителями средств федерального бюджета, в ведении которых находятся федеральные казенные учреждения;
- федеральных бюджетных или автономных учреждений - органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя.
Согласно действующему Положению N 671 государственное задание утверждается не позднее одного месяца со дня официального опубликования федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (п. 3).
В пункте 7 Положения N 640 отмечены особенности распределения показателей объема государственных услуг (работ), содержащихся в государственном задании, утвержденном федеральному государственному учреждению, между созданными им в установленном порядке обособленными подразделениями (при принятии федеральным государственным учреждением соответствующего решения). Положение N 671 таких особенностей не содержит.
В отличие от действующего новое Положение N 640 дополнительно содержит форму отчета о выполнении государственного задания (приложение 2).
Еще одним новшеством является введение обязанности по размещению государственного задания и отчета о его выполнении на официальном сайте в Интернете по размещению информации о государственных и муниципальных учреждениях (www.bus.gov.ru), а также возможности размещения таких документов на официальных сайтах государственных учреждений (п. 10 Положения N 640).
В настоящее время государственные задания и отчеты об их выполнении могут быть размещены на официальных сайтах главных распорядителей бюджетных средств казенных учреждений и учредителей бюджетных (автономных) учреждений (п. 18 Положения N 671).
Финансовое обеспечение выполнения государственного задания
В новом Положении N 640 правила финансового обеспечения выполнения государственного задания выделены в отдельный раздел. Указанные правила содержат ряд принципиальных отличий по сравнению с правилами, приведенными в действующем Положении N 671. Вводятся такие понятия, как "базовый норматив затрат", "корректирующий коэффициент к базовому нормативу затрат", "коэффициент платной деятельности".
Следует отметить, что большинство норм, касающихся правил формирования финансового обеспечения выполнения государственного задания, распространяются на правоотношения, возникшие при формировании государственного задания и расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного задания на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.
Поскольку процесс формирования государственного задания на 2016 год и расчета объема субсидии на его выполнение начинается в конце 2015 года, следует применять уже новые правила, предусмотренные Положением N 640. Рассмотрим их подробнее.
В соответствии с п. 11 Положения N 640 объем финансового обеспечения выполнения государственного задания на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг с учетом затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным государственным учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, в том числе земельных участков (за исключением имущества, сданного в аренду или переданного в безвозмездное пользование), затрат на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения.
При этом нормативные затраты на оказание государственной услуги рассчитываются на единицу показателя объема оказания услуги, установленного в государственном задании, на основе определяемых базового норматива затрат и корректирующих коэффициентов к базовым нормативам затрат (далее - корректирующие коэффициенты), с соблюдением общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, утверждаемых федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.
При этом базовый норматив затрат на оказание государственной услуги состоит из базового норматива (п. 16 Положения N 640):
- затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги;
- затрат на общехозяйственные нужды на оказание государственной услуги.
Базовый норматив затрат рассчитывается исходя из затрат, необходимых для оказания государственной услуги, с соблюдением показателей качества оказания государственной услуги, а также показателей, отражающих отраслевую специфику государственной услуги (содержание, условия (формы) оказания государственной услуги), установленных в базовом (отраслевом) перечне (далее - показатели отраслевой специфики), отраслевой корректирующий коэффициент при которых принимает значение, равное 1. При определении базового норматива затрат применяются нормы материальных, технических и трудовых ресурсов, используемых для оказания государственной услуги, установленные нормативными правовыми актами РФ, а также межгосударственными, национальными (государственными) стандартами РФ, строительными нормами и правилами, санитарными нормами и правилами, стандартами, порядками и регламентами оказания государственных услуг в установленной сфере (п. 17, 18 Положения N 640).
Согласно п. 19 Положения N 640 в базовый норматив затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, включаются:
1) затраты на оплату труда, в том числе начисления на выплаты по оплате труда работников, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, включая административно-управленческий персонал, в случаях, установленных стандартами услуги, включая страховые взносы в ПФР, ФСС и ФФОМС;
2) затраты на приобретение материальных запасов и особо ценного движимого имущества, потребляемого (используемого) в процессе оказания государственной услуги с учетом срока полезного использования (в том числе затраты на арендные платежи);
3) иные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги.
В базовый норматив затрат на общехозяйственные нужды на оказание государственной услуги включаются (п. 20 Положения N 640):
- затраты на коммунальные услуги;
- затраты на содержание объектов недвижимого имущества (в том числе затраты на арендные платежи);
- затраты на содержание объектов особо ценного движимого имущества;
- затраты на приобретение услуг связи;
- затраты на приобретение транспортных услуг;
- затраты на оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда работников, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной услуги, включая административно-управленческий персонал, в случаях, установленных стандартами услуги;
- затраты на прочие общехозяйственные нужды.
Стоит отметить, что значение базового норматива затрат на оказание государственной услуги утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности (уточняется при необходимости при формировании обоснований бюджетных ассигнований федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период), общей суммой, с выделением (п. 22 Положения N 640):
- суммы затрат на оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда работников, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, включая административно-управленческий персонал, в случаях, установленных стандартами услуги;
- суммы затрат на коммунальные услуги и содержание недвижимого имущества, необходимого для выполнения государственного задания на оказание государственной услуги.
Корректирующие коэффициенты, применяемые при расчете нормативных затрат на оказание государственной услуги, состоят из следующих показателей (п. 24 Положения N 640):
1) территориального корректирующего коэффициента. В такой коэффициент включаются территориальный корректирующий коэффициент на оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда и территориальный корректирующий коэффициент на коммунальные услуги и на содержание недвижимого имущества.
Значение территориального корректирующего коэффициента утверждается учредителями в отношении федеральных бюджетных (автономных) учреждений с учетом условий, обусловленных территориальными особенностями и составом имущественного комплекса, необходимого для выполнения государственного задания, и рассчитывается в соответствии с общими требованиями (п. 25 Положения N 640);
2) отраслевого корректирующего коэффициента (или нескольких отраслевых корректирующих коэффициентов). Такой коэффициент учитывает показатели отраслевой специфики, в том числе с учетом показателей качества государственной услуги, и определяется в соответствии с общими требованиями. Его значение утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности (уточняется при необходимости при формировании обоснований бюджетных ассигнований федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период) (п. 26 Положения N 640).
В соответствии с п. 27 Положения N 640 значения базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг и отраслевых корректирующих коэффициентов подлежат размещению в установленном порядке на официальном сайте в Интернете по размещению информации о государственных и муниципальных учреждениях (www.bus.gov.ru).
В объем финансового обеспечения выполнения государственного задания включаются затраты на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения. В случае если федеральное бюджетное или автономное учреждение оказывает государственные услуги (выполняет работы) для физических и юридических лиц за плату сверх установленного государственного задания, затраты на уплату налогов рассчитываются с применением коэффициента платной деятельности, который определяется как отношение планируемого объема финансового обеспечения выполнения государственного задания, исходя из объемов субсидии, полученной из федерального бюджета в отчетном финансовом году на указанные цели, к общей сумме, включающей планируемые поступления от субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания и доходов платной деятельности, исходя из указанных поступлений, полученных в отчетном финансовом году (п. 33 Положения N 640).
В случае если федеральное бюджетное (автономное) учреждение осуществляет платную деятельность в рамках установленного государственного задания, по которому в соответствии с федеральными законами предусмотрено взимание платы, объем финансового обеспечения выполнения государственного задания, рассчитанный на основе нормативных затрат (затрат), подлежит уменьшению на объем доходов от платной деятельности исходя из объема государственной услуги (работы), за оказание (выполнение) которой предусмотрено взимание платы, и среднего значения размера платы (цены, тарифа), установленного в государственном задании учредителем, с учетом положений, утвержденных федеральными законами (п. 36 Положения N 640).
Как и раньше, финансовое обеспечение выполнения государственного задания федеральным бюджетным (автономным) учреждением осуществляется путем предоставления субсидии, федеральным казенным учреждением - в соответствии с показателями бюджетной сметы этого учреждения (п. 39 Положения N 640, п. 7, 9 Положения N 671).
Порядок предоставления такого финансового обеспечения и перечисления его на счета учреждений останется прежним.
* * *
Сравнивая правила формирования государственного задания, приведенные в новом Положении N 640, с правилами, содержащимися в действующем Положении N 671, отметим следующие изменения:
- скорректирована форма государственного задания, а именно в форму добавляется ч. 3, в которую будет включаться информация, касающаяся государственного задания в целом;
- утверждена форма отчета о выполнении государственного задания;
- уточнены сроки утверждения государственного задания;
- введена обязанность по размещению государственного задания и отчета о его выполнении на официальном сайте в Интернете по размещению информации о государственных и муниципальных учреждениях - www.bus.gov.ru, а также установлена возможность по размещению таких документов на официальных сайтах самих учреждений.
Порядок формирования финансового обеспечения выполнения государственного задания, установленный Положением N 640, по сравнению с действующим порядком, отличается значительно. Причем применять новый порядок, за исключением отдельных положений, стоит уже при формировании государственного задания и расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного задания на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.
Согласно Положению N 640 объем финансового обеспечения выполнения государственного задания рассчитывается исходя из нормативных затрат на оказание государственных услуг, которые, в свою очередь, определяются с учетом базовых нормативов затрат и применяемых к ним корректирующих коэффициентов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"