Печатные произведения, публикуемые в средствах массовой информации, как объекты авторского права
С.А. Слободян,
юрист (г. Новосибирск)
Журнал "Гражданин и право", N 8, август 2015 г.
Изобретение книгопечатания позволило издавать книги большими тиражами, в результате чего литература стала доступна широким массам населения. Позже были изобретены периодические издания (газеты, журналы и т.п.), которые давали возможность узнавать информацию о событиях, происходивших как в жизни отдельных государств, так и в международном масштабе. В XX в. появились радио, телевидение, а в конце столетия и Интернет, что значительно расширило сферу средств массовой информации. Но и на современном этапе печатные СМИ по-прежнему имеют важное значение для распространения информации среди населения. В печатных СМИ публикуется множество произведений различных жанров: заметки, очерки, репортажи, статьи, обзоры и др. Поэтому возникает необходимость в определении того, являются ли упомянутые произведения объектами авторского права.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I "О средствах массовой информации"*(1) (далее - Закон о СМИ) под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.
Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).
В данной статье будет рассмотрено авторско-правовое положение произведений массовой информации, публикуемых в периодических печатных изданиях. Поэтому следует определить, чту понимается под периодическим печатным изданием.
В ст. 2 вышеуказанного Закона указывается, что под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.
Таким образом, из вышеуказанных норм можно сделать вывод, что в соответствии с действующим российским законодательством под периодическим печатным изданием, которое, в свою очередь, признается видом средств массовой информации, понимается какое-либо издание, которое имеет постоянное наименование или название, текущий номер и которое выходит в свет не реже одного раза в год. Но, поскольку в соответствии с Законом под понятие средств массовой информации подпадают печатные материалы, предназначенные для неограниченного круга лиц, можно сделать вывод, что периодическим печатным изданием как видом средств массовой информации может признаваться обладающее вышеуказанными признаками издание, в котором публикуются материалы, предназначенные именно для неограниченного круга лиц. Например, издаваемый секретным научно-исследовательским институтом бюллетень, в котором публикуются результаты научных разработок и который предназначен только для сотрудников этого института, не может рассматриваться как вид средств массовой информации, поскольку публикуемые в нем материалы предназначены для узкого круга лиц.
Произведения, публикуемые в СМИ, следует относить к литературным произведениям.
В Толковом словаре русского языка под литературой понимается:
1) произведение письменности, имеющее общественное, познавательное значение;
2) письменная форма искусства, совокупность художественных произведений;
3) совокупность произведений по какой-нибудь отрасли знания, по какому-нибудь специальному вопросу*(2).
Печатные произведения массовой информации могут подпадать под любое из трех указанных выше определений. Например, публикуемая в газете заметка, отчет, репортаж или очерк несут читательской аудитории информацию о каких-либо происшедших событиях, проводимых мероприятиях, о какой-либо сфере деятельности человека и т.п. Следовательно, такие произведения имеют общественное или познавательное значение и на этом основании могут охватываться понятием "литература".
Аналитические статьи, посвященные исследованию какой-либо проблемы, представляющей научный или широкий интерес со стороны общественного мнения, могут подпадать под понятие "литература" как произведения по какой-нибудь отрасли знания или по какому-нибудь специальному вопросу. Кроме того, публикуемые в газетах, журналах и других печатных СМИ художественно-публицистические произведения, например фельетоны, содержат элементы художественного творчества, что приближает их художественным литературным произведениям. Из этого следует, что любые произведения, публикуемые в печатных СМИ, относятся к литературным произведениям, разумеется при условии их творческого характера, о чем пойдет речь ниже.
В юридической литературе, посвященной исследованию особенностей права интеллектуальной собственности в сфере периодической печати, разъясняется, что в теории публицистики все литературные произведения периодической печати делятся на три большие группы:
1) произведения информационных жанров;
2) произведения аналитических жанров;
3) произведения художественно-публицистических жанров.
Также в литературе насчет этого отмечается, что исследователи признают такое деление достаточно условным и в последнее время границы между отдельными жанрами все больше и больше стираются. Однако для рассмотрения вопросов авторского права подобное деление имеет большое значение*(3).
На наш взгляд, с данной точкой зрения следует согласиться. Хотя деление произведений периодической печати на вышеуказанные жанры и является условным, все равно имеются произведения, в которых большее значение имеет информационная составляющая, а есть такие, которые несут читателям определенную информацию, но главная ценность таких произведений состоит в их аналитическом характере. Возникает необходимость определения уровня творческого труда, вложенного в создание подобных произведений, а для этого следует определить, в чем прежде всего выразилось творчество - в подборке и подаче информации или, к примеру, в анализе событий. Поэтому как раз и является необходимым разграничивать жанры литературных произведений, публикуемых в печатных СМИ.
Статья 1257 ГК РФ предусматривает, что автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано.
В свою очередь, в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 марта 2009 г. "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"*(4) разъясняется, что при анализе вопроса о том, является ли конкретный результат объектом авторского права, судам следует учитывать, что по смыслу ст. 1228, 1257 и 1259 ГК РФ в их взаимосвязи таковым является только тот результат, который создан творческим трудом.
Таким образом, можно сделать вывод, что произведения, публикуемые в печатных СМИ, признаются объектами авторского права, если они созданы творческим трудом. Особенно сложно определить уровень творческого вклада автора в произведениях информационных жанров.
Поскольку, как отмечалось выше, в соответствии с действующим российским законодательством о средствах массовой информации деятельность последних направлена прежде всего на периодическое распространение массовой информации, начнем наше исследование с правового положения произведений информационных жанров.
В соответствии с ст. 2 Федерального закона РФ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"*(5) (далее - Закон об информации) под информацией понимаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
Таким образом, можно сделать вывод, что к произведениям информационных жанров относятся такие произведения, основное содержание которых составляют какие-либо сообщения или данные.
В соответствии с п. 3 ст. 1259 ГК РФ авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной, в том числе письменной и устной, форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и в иной подобной форме), в форме изображения, в звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.
Поскольку, как было установлено выше, произведения, публикуемые в печатных СМИ, как объекты авторского права относятся к литературным произведениям, для них характерно выражение в письменной объективной форме.
Среди объектов, на которые не распространяются авторские права, в п. 6 ст. 1259 ГК РФ предусмотрены сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и т.п.).
Кроме того, в соответствии с п. 5 данной статьи авторские права не распространяются на факты.
Из этого следует, что относительно публикуемых в печатных СМИ произведений информационных жанров авторские права распространяются не на саму информацию, а на форму ее донесения до читателей того или иного печатного СМИ.
На это обращается внимание как в юридической литературе, так и в специальной литературе по журналистике.
Например, И. Малинина на этот счет отмечает, что любой факт, информацию можно оформить и подать по-разному: стиль может быть спокойным или, например, агрессивным, слог - простым или сложным. Журналист вправе выбирать, как ему подать материал, с учетом читательской аудитории издания. Очевидно, что манера подачи информации, которая характерна для детского журнала, будет совершенно неприемлемой для молодежного или специализированного издания, и наоборот*(6).
А.А. Тимофеев, в свою очередь, отмечает: "Очевидно, что с места события каждый из сотни журналистов создаст свое собственное произведение - у кого-то получится информационная заметка, у кого-то - аналитическая статья, кто-то сделает интервью, кто-то - репортаж. Факты (материя) в большинстве случаев будут одинаковы, но форма, в которую они будут облачены, у каждого своя. Таким образом, придание журналистом формы определенному количеству исходных данных (фактов, цитат, статданных и т.п.) прежде всего и главным образом дает ему право заявлять о своих авторских правах на созданное произведение, говорить о том, что в него внесен творческий вклад"*(7).
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что создание и опубликование какого-либо информационного произведения на основе сведений, которые уже были использованы для созданного ранее произведения, не будут являться нарушением авторского права, поскольку, как отмечалось выше, авторские права не распространяются на факты, а сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер, не признаются объектами авторского права. Но, если текст репортажа, очерка или другого произведения, освещающего определенное событие, полностью или частично повторяет текст другого произведения, посвященного тому же событию, здесь уже будет иметь место нарушение авторских прав, потому что затрагивается не само событие, а форма, в которой оно доносится до читателей и на которую распространяются авторские права.
В теории журналистики выделяют различные виды произведений информационного характера. К ним относятся, например, заметка, репортаж, корреспонденция, отчет, обозрение.
В специальной литературе по журналистике заметка определяется как простейшая форма оперативного газетного сообщения, в основе которой лежит злободневный, оперативный, общественно значимый факт. Ее характеризуют новизна и краткость. Наиболее краткой формой заметки является хроника или новость*(8).
На наш взгляд, заметка является видом произведений информационного характера, относительно которого наиболее сложно определить, является ли это произведение результатом творческого труда и, следовательно, может ли оно признаваться объектом авторских прав. В заметке может просто кратко излагаться суть того или иного события. Такая заметка только доносит до читателя информацию о том или ином событии, но творческого вклада журналиста здесь нет. Поэтому такая заметка не является объектом авторских прав.
В юридической литературе относительно сказанного отмечается, что в периодике обычно довольно много кратких сообщений о новостях дня. Как правило, их композиция и способ выражения не являются оригинальными. В отличие от других публикуемых в СМИ текстов они не являются плодом творческих усилий, связанных с анализом и описанием фактов, не отражают личность автора. Основная задача таких сообщений - оперативное оповещение о происшедших событиях. Хотя сбор новостей требует значительно больших затрат, чем, например, подготовка аналитических комментариев, однако они не охраняются авторским правом, и их свободное распространение обусловлено правом граждан на информацию*(9).
Хроника или новость, которые, как отмечалось выше, являются наиболее краткой формой заметки, как раз и относятся к таким сообщениям, которые выполняют задачу только оперативного оповещения о тех или иных событиях, и, следовательно, они носят только информационный, но не творческий характер. А поскольку, как отмечалось выше, в соответствии с действующим гражданским законодательством РФ объектами авторского права не признаются сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер, заметки, в которых только сообщается краткая информация о каких-либо событиях, но отсутствует оценка или анализ событий, не могут охраняться авторским правом.
В юридической литературе относительно таких кратких сообщений также разъясняется, что в некоторых случаях неправомерное коммерческое использование информационных сообщений третьими лицами может рассматриваться как недобросовестная конкуренция*(10).
В частности, в соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции"*(11) одной из форм недобросовестной конкуренции признается незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.
Статья 3 Федерального закона РФ 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне"*(12) определяет коммерческую тайну как режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.
А под информацией, составляющей коммерческую тайну (секрет производства), в данной статье понимаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и др.), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.
Например, может возникнуть такая ситуация. Журналист одной газеты от своего надежного источника получил информацию, опубликование которой в прессе может вызвать большой общественный интерес и при условии, что эта газета первой опубликует данную информацию, экземпляры данной газеты будут активно продаваться и редакция получит большую прибыль. Поэтому на то время, пока эта информация не пошла в номер, руководство редакции газеты может для факта получения журналистом данной информации определить режим коммерческой тайны, разумеется если эти данные не относятся к информации, которая в соответствии с действующим российским законодательством не может составлять коммерческую тайну. В таком случае если до выхода номера газеты планируемое к размещению в номере информационное сообщение будет перепечатано в другой газете под видом информации, полученной ее журналистом, та газета, журналист которой раньше получил эту информацию, может лишиться планируемой прибыли по причине, что конкурирующее печатное СМИ воспользовалось ее информационным сообщением. В данном случае несмотря на отсутствие в действиях конкурирующей газеты нарушения авторского права, имеет место проявление недобросовестной конкуренции путем незаконного использования коммерческой тайны.
Относительно заметки как вида информационных произведений Е.В. Черникова отмечает, что заметка содержит только факт, без анализа и каких-либо комментариев журналиста*(13).
Несколько более широко трактует суть заметки Г.А. Нуриджанов.
Автор отмечает, что заметка "первой сообщает о событии, и потому заключенный в ней открытый или скрытый оценочный комментарий не встречает противодействия со стороны читателя, хотя у него может быть и собственная оценка"*(14).
На наш взгляд, с мнением данного автора следует согласиться. Журналисту ничто не мешает, публикуя в газете, журнале или ином печатном СМИ заметку о том или ином событии, в краткой форме дать оценку событию. Конечно, в таком случае творческий вклад журналиста будет не таким большим, как, например, в репортаже, очерке, обзоре и т.д., но все же подобная заметка является творческим результатом и, следовательно, должна признаваться объектом авторского права. Кроме того, сама по себе заметка может содержать только сообщение о событии, но для привлечения внимания читателей к нему журналист может придумать какой-нибудь оригинальный заголовок, и тем самым сделать творческий вклад.
В соответствии с п. 7 ст. 1259 ГК РФ авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонажа произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 настоящей статьи.
Следовательно, если журналист придумал для заметки оригинальное заглавие, дающее основание признать последнее творческим результатом, на такое заглавие распространяются авторские права.
В печатных СМИ кроме новостных и хроникальных заметок могут также публиковаться другие виды сообщений, которые только доносят до читателей определенную информацию и не являются творческими результатами. Это могут быть, например, программы телепередач, расписания движения транспорта, прогнозы погоды и т.п. Как отмечалось выше, в соответствии с действующим гражданским законодательством России такие сообщения не охраняются авторским правом.
Следует отметить, что в судебной практике иногда имеют место случаи, когда суды ошибочно признают программы теле- и радиопередач объектами авторского права. В юридической литературе на этот счет приводятся примеры из судебной практики.
По одному делу выяснилось, что телерадиокомпания обратилась в арбитражный суд с иском к редакции еженедельника о конфискации тиража издания с программой ее передач и о взыскании компенсации за убытки, причиненные систематической перепечаткой таких программ из газеты, которой эта информация передается компанией по возмездному договору. Истец полагал, что программа теле- и радиопередач является результатом интеллектуальной деятельности сотрудников компании и что поэтому у него возникло исключительное право на использование программы как служебного произведения. Арбитражный суд удовлетворил исковые требования. Однако Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ отменил состоявшееся решение и подчеркнул, что предметом спора между истцом и ответчиком являлась программа как доводимая до зрителей (слушателей) информация о времени выхода в эфир скомпонованных определенным образом теле- и радиопередач. "Такая информация, опубликованная ранее в другой газете, стала общедоступной, и, кроме того, изложенная в обычной (неоригинальной) форме, она не образует самостоятельного произведения"*(15).
Как отмечалось выше, в соответствии с действующим российским законодательством об авторском праве охране нормами авторского права подлежит произведение, выраженное в какой-либо объективной форме. С одной стороны, программы теле- и радиопередач, публиковавшиеся в еженедельнике, были выражены в письменной форме. С другой - сами программы носили чисто информационный характер, и для выражения их в соответствующей объективной форме не применялись какие-либо творческие приемы. Поэтому решение Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ относительно того, что вышеуказанные программы не являются объектами авторских прав, следует считать правильным.
Аналогичный вывод был сделан Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ при рассмотрении иска товарищества с ограниченной ответственностью "Студия ТВ "Городской информационный центр" к редакции газеты "Резонанс" г. Юрга о взыскании 55 143 252 руб. убытков за нарушение ответчиком авторских прав истца на программу передач Юргинского телевидения. Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции необоснованно исходил из того, что программа передач как объект авторского права подлежит авторско-правовой охране. Арбитражный суд полагал, что предметом спора является программа передач как совокупность передаваемых в эфир материалов, созданная в результате творческой деятельности. То, в какой последовательности и в какое время выходят в эфир передачи различных видов и жанров, какой категории зрителей и слушателей они интересны, - все это в целом может являться результатом творческой деятельности. В указанном смысле программа передач схожа со сборниками и другими составными произведениями, которые признаются объектами авторского права в силу того, что включенный в них материал расположен по оригинальной схеме. Однако авторское право охраняет лишь форму, а не содержание произведения. Авторское право не распространяется на идеи, положенные в основу программы, так же как и на методы, процессы, системы, способы, концепции, открытия, факты. Как следует из материалов дела, предметом спора между истцом и ответчиком является программа передач как доводимая до слушателей (зрителей) информация о том, что и когда будет передано в эфир. Такая информация при отсутствии оригинальной формы ее подачи не образует самостоятельного произведения, а подпадает под понятие "сообщение о событиях и фактах, имеющее информационный характер" и поэтому не является объектом авторского права*(16).
Таким образом, можно сделать вывод, что подобного рода информационные сообщения иногда все же могут признаваться объектами авторского права, при условии что при их опубликовании использовалась оригинальная форма подачи сообщаемой информации. Например, расписание движения транспорта может сопровождаться указателями в виде оригинальных рисунков или быть написано оригинальным шрифтом. Программа телепередач может сопровождаться комментариями о содержании предлагаемых зрителям передач и о том, какой зрительской аудитории они прежде всего будут интересны, передачи разных категорий могут размечаться разными цветами, и при составлении программы телепередач также может использоваться оригинальный шрифт. Но в практике печатных СМИ такая оригинальная форма подачи такого рода информации все же встречается редко, и поэтому в каждом конкретном случае судам следует выяснять, имеет ли место творческий подход к форме подачи вышеуказанной информации. Из этого вытекает, что подход законодателя относительно того, что по общему правилу сообщения, имеющие чисто информационный характер, не являются объектами авторского права, следует считать правильным.
Среди произведений информационного характера, публикуемых в печатных СМИ, выделяются такие произведения, которые, несмотря на свой информационный характер, признаются объектами авторского права, потому что журналисты, являющиеся авторами таких произведений, не только доносят до читателей определенную информацию, но также дают оценку, комментарии или анализ информации либо подбирают информационные сообщения, чтобы повысить интерес публики к предоставляемой информации. К таким произведениям относятся, в частности, корреспонденция, репортаж, очерк, отчет, обозрение (или обзор) и т.п.
В специальной литературе по журналистике корреспонденция определяется как жанр, в котором на конкретном материале, взятом в сравнительно нешироком масштабе, в аналитическом плане разрабатывается актуальная тема, решается определенная проблема. Корреспонденция может быть информационной: сообщения зарубежных корреспондентов, рассказ о новом явлении, научном открытии, произведенном опыте. Она напоминает развернутую заметку, но отличается от нее широтой охвата материала, обстоятельным развитием определенной темы. Аналитическая корреспонденция вскрывает причины описываемого явления (ситуации, конфликты)*(17).
Как отмечалось выше, многие исследователи деление произведений печатных СМИ на информационные, аналитические и художественно-публицистические считают условным. Корреспонденция является ярким примером того, когда один и тот же вид произведений печатных СМИ может относиться как к произведениям информационного характера, так и к аналитическим произведениям. Перед информационной корреспонденцией, конечно, прежде всего ставится цель донести до читателей информацию об определенных событиях или явлениях. Но в то же время в такой корреспонденции сообщение информации сопровождается ее анализом. Аналитическая же корреспонденция, хоть и направлена прежде всего на анализ причин описываемого явления, также доносит до читателей информацию об этом явлении. Независимо от того, информационный или аналитический характер носит та или иная корреспонденция, ее основным признаком является то, что при написании корреспонденции журналист использует аналитические методы, в которых выражается его творческий труд. Это означает, что любая корреспонденция независимо от того, носит она информационный или аналитический характер, является творческим результатом и, соответственно, должна охраняться авторским правом.
Относительно репортажа в специальной литературе по журналистике разъясняется, что репортаж содержит в себе признаки и заметки, и корреспонденции, но отличается тем, что автор репортажа непременно в кадре, т.е. он очевидец. Авторское присутствие репортера передается и временем (это происходит сейчас), и стилем, и такими деталями, которые можно ухватить только на месте*(18).
Репортаж рассматривается в двух планах - как сбор, подача информационных материалов для печати, радио и телевидения и как информационный жанр, оперативно и ярко рассказывающий о событии, ситуации, явлении. Эффект присутствия, достоверности, сопереживания - таковы требования к репортажу, автор которого всегда или очевидец, или активный участник события*(19).
То есть можно сделать вывод, что для создания репортажа журналист должен, с одной стороны, оперативно и ярко рассказать о событии, явлении или ином предмете репортажа, а с другой - автор репортажа должен добиться эффекта присутствия, достоверности и сопереживания. Для достижения этих целей репортер использует как аналитические методы, так и выбирает определенные стилистические особенности для более эффективной подачи материала, т.е. делает творческий вклад, что дает основание признавать репортаж объектом авторского права.
Как в литературе по праву интеллектуальной собственности, так и в специальной литературе по журналистике обращается внимание также на такой вид произведений, публикуемых в печатных СМИ, как отчет.
А.Р. Ермакова отмечает, что в периодической печати довольно часто публикуются различные отчеты о спортивных соревнованиях, собраниях, конференциях, симпозиумах и других мероприятиях. Однако отчет - это не просто нейтральный протокол мероприятия, не просто пересказ речей выступавших и описание в хронологической последовательности всех состоявшихся событий. При работе над отчетом журналист выступает как творческая личность. Он может опустить какие-то детали, показавшиеся ему незначительными, выделить наиболее важные моменты. Одни мнения и суждения автор отчета обобщает, ограничиваясь краткой фиксацией, другие же, наоборот, дает в развернутом виде, а в случае необходимости и комментирует. Не искажая сути дела, журналист придает выдержкам из докладов и речей экспрессивную стилистическую окраску, литературно обрабатывает их. Иногда автор отчета занимает открыто активную позицию в оценке направления и хода коллективного мероприятия, критически осмысливает отдельные выступления, излагает собственную позицию. В этой связи с полным основанием можно говорить об отчетах как объектах авторского права*(20).
В.В. Ворошилов, в свою очередь, отмечает, что отчет - это информационное сообщение о мероприятии, на котором присутствует определенная аудитория (конференции и собрания, спортивные соревнования, выставки и т.д.). По характеру подхода к освещаемому материалу отчет может быть общим или тематическим, а по цели и особенностям изложения - информационным (речи, события, факты передаются последовательно) или аналитическим (внимание концентрируется на конкретном аспекте, дается оценка, комментарий случившегося)*(21).
В отношении отчета как вида произведений периодической печати также напрашивается вывод, что грань между произведениями информационных и аналитических жанров является условной, поскольку отчет, так же как и корреспонденция, может иметь главной целью донесение до читателей информации о том или ином мероприятии, а может главной целью иметь анализ мероприятия как в целом, так и отдельных его аспектов.
На наш взгляд, следует согласиться с мнением А.Р. Ермаковой относительно того, что в любом случае при работе над отчетом журналист выступает как творческая личность. Ведь даже если отчет носит информационный характер, он все равно должен содержать определенный анализ и оценку событий, фактов, произнесенных речей и т.п., заострять внимание на одних аспектах мероприятия и сжимать информацию о других. Если ход мероприятия излагается без каких-либо даже кратких комментариев, без оценки событий и фактов, без выделения более и менее важных аспектов мероприятия и без выбора стилистических приемов освещения событий и фактов, это будет уже не отчет, а новостная или хроникальная заметка. Поэтому можно сделать вывод, что публикуемые в печатных СМИ отчеты в любом случае являются творческими результатами и, следовательно, подпадают под охрану авторского права.
Также следует выделить такой вид произведений, публикуемых в печатных СМИ, как обозрение.
В специальной литературе по журналистике на этот счет разъясняется, что основной метод обозрения заключается в том, чтобы с помощью глубокого рассмотрения определенной совокупности фактов, объединенных временем, пространством, познакомить аудиторию с происходящими в обществе процессами, сложившимися ситуациями, возникшими проблемами. Идя от явления к сущности, автор приводит аудиторию к определенной идее*(22).
Для того чтобы глубоко рассмотреть совокупность определенных фактов, необходима большая аналитическая работа. А для того чтобы добиться цели привести аудиторию к определенной идее, необходимо дать оценку анализируемым фактам и выбрать нужные стилистические приемы, чтобы донести до аудитории ту или иную идею. Все это является творческой деятельностью, и поэтому нет сомнения, что обозрение как вид произведений периодической печати является творческим результатом и охраняется авторским правом.
Одним из видов обозрения является обзор периодической печати.
В литературе по журналистике разъясняется, что, говоря об обзоре СМИ, чаще всего имеют в виду изучение особенностей публикаций, литературной, творческой деятельности издания, теле- и радиопрограмм или способ знакомства аудитории с публикациями с целью дать представление об их содержании, форме*(23).
При составлении обзоров периодической печати часто приводятся краткие фрагменты опубликованных материалов.
В подп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ предусматривается, что допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования: цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати.
Таким образом, для того чтобы в обзоре печати воспроизвести отрывки из опубликованных в печатных СМИ произведений, не нужно получать согласие автора или правообладателя и выплачивать за это вознаграждение, но в то же время обязательно следует указать имя автора и источник заимствования. Как видно из приведенной нормы, в соответствии с действующим российским законодательством размещение фрагментов публикаций в обзорах периодической печати без согласия авторов или иных правообладателей и без выплаты вознаграждения допускается только в том случае, если такой обзор составляется в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора. Следует отметить, что в подп. 1 п. 1 ст. 19 Федерального закона от 9 июля 1993 г. "Об авторском праве и смежных правах"*(24) (далее - Закон об авторском праве) предусматривалась такая же норма, которая от нормы действующего ГК РФ немного отличалась словами, но содержание ее было тем же самым.
Еще в период действия данного Закона в юридической литературе обращалось внимание на то, что возникает такая ситуация, "когда отдельные средства массовой информации (или, обобщая, отдельные субъекты предпринимательской деятельности) имеют право составлять обзоры прессы, не выплачивая при этом вознаграждение авторам произведений. Тем не менее включенную в обзор информацию, которая может носить экономический характер, указанные субъекты могут воспроизвести в цифровой среде и распространить ее с коммерческой целью. Подобная информация может принимать вид электронных архивов и распространяться в последствии заинтересованными лицами посредством Интернета".
В связи с этим предлагалось в подп. 1 п. 1 ст. 19 Закона об авторском праве включить понятие "информационные некоммерческие цели", тем самым ограничив использование отрывков из газетных и журнальных статей в целях обзоров текущих событий дня и использование их при составлении обзоров в коммерческих целях*(25).
Как отмечалось выше, в соответствующей норме действующего ГК РФ также содержится понятие "информационные цели" и при этом отсутствует указание, что эти информационные цели в таком случае должны быть некоммерческими. То есть можно сделать вывод, что при разработке действующего российского законодательства об авторском праве и смежных правах не была принята во внимание данная точка зрения исследователей.
В соответствии со ст. 2 Закона об информации под информацией понимаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
Таким образом, можно сделать вывод, что в соответствии с действующим российским законодательством об информации понятием "информация" охватываются любые сведения, в том числе и экономического характера, которые, в свою очередь, могут использоваться в коммерческих целях. Из этого следует, что понятие "информационные цели" является довольно растяжимым и информационные цели при определенных обстоятельствах могут в то же время быть и коммерческими. Поэтому, на наш взгляд, следует согласиться с вышеизложенной точкой зрения и внести изменение в подп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ, в соответствии с которым было бы конкретизировано, что допускается размещение в обзорах прессы отрывков из газетных и журнальных публикаций без согласия автора и без выплаты вознаграждения в информационных некоммерческих целях.
В печатных СМИ также нередко публикуются письма в редакцию. Данный вид писем следует отличать от личной переписки.
Личные письма могут быть опубликованы только при наличии на то согласия авторов и адресатов этих писем, поскольку их опубликование без такого согласия будет нарушением предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на тайну переписки и неприкосновенность частной жизни.
В соответствии с ч. 2 ст. 42 Закона о СМИ письмо, адресованное в редакцию, может быть использовано в сообщениях и материалах данного средства массовой информации, если при этом не искажается смысл письма и не нарушаются положения настоящего закона.
В данной норме не указано, каким именно способом может быть использовано письмо, адресованное в редакцию. Это означает, что такое письмо может быть использовано также путем опубликования его текста.
Относительно писем в редакцию А.П. Сергеев отмечает, что "письма, направляемые в редакции газет и журналов, могут быть последними опубликованы, за исключением случаев, когда в письмах содержится прямой запрет на публикацию*(26).
В.Л. Чертков, в свою очередь, отмечает, что сам факт направления письма именно в печатный орган связан с возможностью, а в большинстве случаев и намерением публикации. Следовательно, на публикацию письма согласия его автора не требуется (за исключением случаев, когда в письме содержится просьба его не публиковать)*(27).
В приведенной выше норме Закона о СМИ не указывается, что на использование письма в сообщениях и материалах средства массовой информации требуется согласие его автора. Главное, чтобы при использовании письма не искажался его смысл.
Как было отмечено выше, в соответствии с действующим российским законодательством о средствах массовой информации под понятие массовой информации подпадают сообщения и материалы, предназначенные для неограниченного круга лиц. Поэтому вполне логичной является точка зрения, что сам факт направления письма в редакцию СМИ свидетельствует о намерении его автора опубликовать это письмо, так как автор письма должен понимать, что средство массовой информации для того и предназначено, чтобы распространять информацию для неограниченного круга лиц. Конечно, может возникнуть такая ситуация, когда какое-либо лицо направляет письмо в редакцию газеты или журнала, специализирующихся на журналистских расследованиях, с целью сообщить факты о совершаемых правонарушениях, чрезвычайной ситуации и т.п., чтобы редакция прислала своего журналиста для расследования изложенных в письме фактов. В такой ситуации автор письма может преследовать цель только привлечь внимание прессы, а через прессу и компетентных органов к изложенным в письме фактам, но может не хотеть, чтобы стало известно, что информация исходила от него, и, следовательно, может быть не согласен с публикацией текста его письма. Но в такой ситуации автор должен в тексте письма предупредить, что он против его опубликования.
В.Л. Чертков отмечает, что виды писем разнообразны и могут быть разделены на:
- собственно письма, которые рассчитаны на опубликование и представляют собой все жанры публицистического творчества: статьи, корреспонденции, заметки и т.д.;
- обращения за помощью - жалобы или критические письма как по частной проблеме, затрагивающей интересы данной личности, так и по вопросам общественного характера;
- обращение через газету к другим социальным институтам, группам или личностям с целью использования печатного органа для воздействия на них;
- запросы об информации познавательного или утилитарного характера;
- сообщения редакции о каких-либо фактах или явлениях с просьбой прислать корреспондента или сообщить о них в газете (журнале);
- обращение к авторитету газеты или журнала с целью узнать мнение по какому-либо сложному или спорному вопросу и тем самым разобраться в нем, а также с целью подкрепить свою точку зрения или свой престиж в какой-то ситуации*(28).
Таким образом, можно сделать вывод, что виды писем, направляемых в редакции печатных СМИ, достаточно разнообразны и в зависимости от того, какая информация излагается в этих письмах, кем они направляются в редакцию и с какой целью, различается уровень творческого вклада их авторов. Например, письма, изначально написанные с целью опубликования и представляющие собой все жанры публицистики, несомненно, являются творческими результатами, так как автор при написании таких писем изначально ставит перед собой цель донести до массового читателя изложенные в письмах факты, а следовательно, в таких случаях он проявляет творческую активность, выбирая способ изложения и подачи материала. Поэтому такие письма подлежат охране нормами авторского права. А например, обращение в печатное СМИ за помощью или обращение через печатное СМИ к другим социальным институтам может быть написано с использованием творческих приемов, а может состоять из банальных слов и фраз, которые просто передают факты и просьбу о помощи, но не содержат какого-либо анализа или развернутой оценки событий. Ведь такое письмо может быть написано как образованным человеком, понимающим, что для того, чтобы привлечь внимание общественности к определенному факту или событию, необходимо выбрать нужный способ подачи и изложения материала, так и человеком малообразованным, который в письме просто изложит свою жалобу на конкретные факты и попросит о помощи, но не будет использовать какие-либо способы подачи материала. Поэтому какие-то из писем такого типа могут охраняться авторским правом, а какие-то могут представлять собой просто сообщения о фактах. Поэтому относительно писем в редакцию в каждом конкретном случае нужно определять, может ли то или иное письмо признаваться объектом авторского права.
Кроме информационных произведений, в печатных СМИ также нередко публикуются аналитические и художественно-публицистические произведения.
В литературе по интеллектуальной собственности в периодической печати разъясняется, что основное предназначение аналитических жанров публицистики - анализ фактов. Если все информационные жанры в основном сообщают о свершившихся или намечаемых событиях и основным способом отражения действительности здесь выступают фиксация, констатация и детализация, то в аналитических жанрах обязательна разработка темы. Журналист делится с читателями своими мыслями, суждениями, предположениями. Он уже не только зоркий наблюдатель, но и интересный собеседник*(29).
Как отмечалось выше, деление жанров произведений периодической печати на информационные, аналитические и художественно-публицистические является условным. В информационных произведениях может даваться анализ событий, а не только изложение фактов, равно как аналитические произведения кроме анализа событий все равно в какой-то мере излагают факты, касающиеся этих событий. Но все же основная цель таких произведений - анализ фактов. А поскольку анализ фактов невозможен без применения творческих методов, признание аналитических произведений периодической печати объектами авторского права не вызывает сомнений.
Относительно художественно-публицистических жанров в специальной литературе по журналистике отмечается, что для них "главным и обязательным условием является наличие образного стиля изложения"*(30).
Использование образного стиля изложения также предполагает наличие творческого труда, и поэтому художественно-публицистические произведения в любом случае должны признаваться объектами авторского права.
В ч. 2 п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 марта 2009 г. "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса РФ" разъясняется, что "пока не доказано иное, результаты интеллектуальной деятельности предполагаются созданными творческим трудом". А в ч. 3 указанного пункта, в свою очередь, разъясняется, что "само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что такой результат создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторского права".
Анализируя данное разъяснение, А.А. Тимофеев отмечает, что с практической точки зрения это во многом облегчает работу судов и жизнь авторам - ведь именно последние чаще всего страдают от незаконного использования своей интеллектуальной собственности и бывают вынуждены доказывать свои авторские права. ВС и ВАС РФ в данном случае своим постановлением просто "перевесили" чашу весов правосудия в их сторону. Однако самого вопроса не решили - ведь критериев творчества так и не дано*(31).
Таким образом, с одной стороны, действующим российским законодательством об авторском праве и судебной практикой в авторско-правовых отношениях предусматривается презумпция творческого характера результата интеллектуальной деятельности, и отсутствие новизны не служит основанием для признания конкретного произведения не являющимся результатом творческого труда. Но с другой стороны, не определены конкретные критерии выявления творческого характера результата интеллектуальной деятельности. А для произведений периодической печати, особенно произведений информационных жанров, бывает довольно трудно определить, являются ли они творческим результатом. Кроме того, в литературе, посвященной исследованию авторского права в сфере журналистики, обращается внимание на то, что в сфере журналистского творчества критерий новизны имеет более важное значение, чем, например, в сфере художественной литературы, живописи, музыки и т.д.
А.А. Тимофеев, анализируя вышеуказанное разъяснение, данное в Постановлении ВС и ВАС РФ, и применяя его к отношениям журналистского творчества, приходит к выводу, что отсутствие новизны в теме журналистского произведения, в сюжете, направленности журналистского расследования, отсутствие новых фактов или данных, таким образом, не могут быть препятствием для того, чтобы они были признаны творческими.
В то же время данный автор отмечает, что "журналист работает с новостями - даже и в том случае, если пишет не новостной репортаж, а аналитическую статью, интервью"*(32).
Таким образом, несмотря на то, что новизна материала, используемого для создания журналистского произведения, имеет важное значение, действующее российское законодательство и судебная практика не рассматривают новизну в качестве критерия творчества.
В.А. Хохлов выделяет такой признак произведения, как индивидуальность, и относительно него отмечает, что "он непосредственно связан с широко используемым в отечественной судебной практике признаком оригинальности".
Анализируя этот признак, данный автор отмечает, что такой взгляд можно признать правильным, поскольку при установлении авторства нам важнее всего обнаружить то, что В. Веинке называет "печатью индивидуальности". По его мнению, признак творчества заключается не столько в новизне как познании неизвестного или уникальности как отсутствия аналога, сколько в том, как видит и осмысливает соответствующий факт, явление, обстоятельство конкретный создатель произведения. Произведение оригинально тогда, когда оно индивидуально*(33).
Ссылаясь на вышеуказанную точку зрения В.А. Хохлова, А.А. Тимофеев приходит к выводу, что "критерии новизны, уникальности и оригинальности как таковые вполне можно обобщить в понятии "индивидуальность", которое может быть ключевым для принятия решения о наличии творческой составляющей в произведении, которое анализируется с этой целью с точки зрения содержания"*(34).
С одной стороны, одну и ту же новость, как отмечалось выше, можно подать в разной форме. Здесь имеет место новая форма. С другой стороны, если журналист в своем произведении излагает новые факты или события, здесь имеет место новизна содержания, но такая новая информация должна подаваться в оригинальной форме, иначе не будет иметь место творческий характер произведения. Поэтому, на наш взгляд, следует согласиться с точкой зрения вышеуказанных исследователей, предлагающих критерии новизны, оригинальности и уникальности обобщить понятием "индивидуальность произведения". В частности, это является достаточно актуальным для произведений печатных СМИ, в особенности произведений информационных жанров, поскольку их специфика делает сложным определение, являются ли такие произведения творческими результатами и, соответственно, есть ли основания признавать их объектами авторского права.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Российская газета. 1992. 8 февраля.
*(2) См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2010. С. 305.
*(3) См.: Ермакова А.Р. Право интеллектуальной собственности в сфере периодической печати. СПб, 2002. С. 38.
*(4) См.: Вестник ВАС РФ. 2009. N 6.
*(5) См.: Российская газета. 2006. 29 июля.
*(6) См.: Малинина И. Вопросы авторского права в периодической печати // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2002. N 4. С. 36.
*(7) Тимофеев А.А. Определение критериев творчества в произведениях периодической печати // Вестник МГУ. Сер. 10. Журналистика. 2010. N 3. С. 181-182.
*(8) См.: Ворошилов В.В. Журналистика. СПб, 2001. С. 140.
*(9) См.: Федотов М.А. Правовые основы журналистики. М., 2002. С. 224.
*(10) См. там же. С. 224.
*(11) См.: Российская газета. 2006. 27 июля.
*(12) См.: Российская газета. 2004. 5 августа.
*(13) См.: Черникова Е.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2012. С. 229.
*(14) Теория и методика журналистского творчества / Под общ. ред. Г.А. Нуриджанова. М., 1998. С. 165.
*(15) Андреев Ю.Н. Судебная защита исключительных прав: цивилистические аспекты. М., 2011. С. 126-127.
*(16) См. там же. С. 127-128.
*(17) См.: Ворошилов В.В. Указ. соч. СПб, 2001. С. 143.
*(18) См.: Черникова Е.В. Указ. соч. С. 230.
*(19) См.: Ворошилов В.В. Указ. соч. С. 142.
*(20) См.: Ермакова А.Р. Указ. соч. С. 41.
*(21) См.: Ворошилов В.В. Указ. соч. С. 142.
*(22) См.: Тертычный А.А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. М., 1998. С. 230.
*(23) См. там же. С. 231.
*(24) Утратил силу с 1 января 2008 г. в связи с принятием Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ.
*(25) См.: Пирогова В. Обзоры периодической печати как объект авторского права // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2006. N 3. С. 13.
*(26) Сергеев А.П. Авторское право России. СПб, 1994. С. 60.
*(27) См.: Чертков В.Л. Авторское право в периодической печати. М., 1989. C. 23.
*(28) См. там же. С. 23.
*(29) См.: Ермакова А.Р. Указ. соч. С. 47.
*(30) См.: Теория и методика журналистского творчества. С. 175.
*(31) См.: Тимофеев А.А. Определение критериев творчества в произведениях периодической печати // Вестник МГУ. Сер. 10. Журналистика. 2010. N 3. С. 178.
*(32) Там же. С. 184.
*(33) См.: Хохлов В.А. Авторское право: законодательство, теория, практика. М., 2008. С. 48.
*(34) Тимофеев А.А. Указ. изд. С. 184.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Слободян С.А. Печатные произведения, публикуемые в средствах массовой информации, как объекты авторского права
С.А. Слободян - юрист (г. Новосибирск)
В данной статье рассматриваются особенности правового положения произведений печатных средств массовой информации как объектов авторского права.
Печатные произведения, публикуемые в средствах массовой информации, как объекты авторского права
Автор
С.А. Слободян - юрист (г. Новосибирск)
Журнал "Гражданин и право", 2015, N 8