Общественное обсуждение - новый элемент системы государственного и муниципального заказа
Сухадольский Г.А.,
кандидат физико-математических наук,
исполнительный директор Ассоциации участников
торгово-закупочной деятельности и развития
конкуренции "Национальная ассоциация институтов закупок"
Шелоумов М.А.,
кандидат юридических наук, руководитель
проектов Ассоциации участников торгово-закупочной
деятельности и развития конкуренции
"Национальная ассоциация институтов закупок"
Существенной новацией контрактной системы является возможность общественного обсуждения закупок. Это важный элемент становления новой системы, который дает возможность каждому человеку принять участие в анализе распределения государственных и муниципальных средств, проконтролировать предмет закупки, его целесообразность, количественные и качественные требования. С введением общественного обсуждения планов-графиков и закупок, повышается качество расходования бюджетных средств и их эффективность.
История механизма общественных обсуждений
Эксперты Национальной ассоциации институтов закупок (НАИЗ) с 2012 года участвуют в общественном обсуждении закупок стоимостью свыше 1 млрд. рублей каждая на форуме официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт). После вступления в 2014 году в силу Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заказчики должны сначала обсудить план-график, а уже потом уже сами закупки на форуме сайта zakupki.gov.ru. Поэтому НАИЗ в 2014 году начал участвовать в мониторинге и этих документов.
Идею о мониторинге закупок стоимостью выше миллиарда рублей высказал Президент России Владимир Путин в своей статье "О наших экономических задачах", опубликованной в газете "Ведомости" в феврале 2012 года. Вскоре после этого вышло официальное Поручение Правительства РФ от 02.08.2012 N АД-П13-4450, на основе которого обсуждения начали становиться обязательными. В тот период времени они затрагивали лишь согласование документации с общественностью, не касаясь стадий планирования закупки и исполнения контракта.
Суть общественного обсуждения сводится к тому, что зарегистрированные пользователи задают заказчику, разместившему закупочную документацию на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/, вопросы. Он в свою очередь обязан на них ответить.
Указанным Поручением Правительства РФ предусматривалось два этапа обязательного общественного обсуждения. Первый этап общественного обсуждения проводился в заочной форме, путем переписки на форуме официального сайта, и заканчивался за 15 дней до даты окончания приема заявок на процедуру.
Всех заинтересованных лиц, размещающих свои комментарии на форуме официального сайта государственных закупок, заказчик приглашает на второй этап - очное обсуждение. Данное мероприятие в упрощенном варианте также содержит схему "вопрос" и "официальный ответ", но уже в формате очного присутствия сторон.
Второй этап (очная стадия) общественного обсуждения должен был быть завершен за 10 дней до даты окончания приема заявок.
Порядок проведения общественных обсуждений
С 1 января 2014 года в соответствии со статьями 20 и 112 Закона N 44-ФЗ обязательное общественное обсуждение закупок проводится:
- при закупках с начальной (максимальной) ценой или ценой контракта, превышающей 1 миллиард рублей;
- дополнительно - в случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ и муниципальными правовыми актами.
Порядок мониторинга закупок стоимостью выше миллиарда рублей регламентируется приказом Министерства экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) от 10 октября 2013 г. N 578 г. Москва "Об утверждении Порядка обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в случае, если начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), превышает один миллиард рублей". К 1 января 2016 г. согласно Закону N 44-ФЗ Правительство РФ должно принять постановление о порядке проведения общественных обсуждений госзакупок. До тех пор Минэкономразвития и регионы России могут устанавливать подобные механизмы по своему усмотрению.
Минэкономразвития определило необходимость проведения общественных слушаний только для закупок свыше 1 млрд. руб., а из регионов правом обсуждать закупки ниже 1 млрд. руб. на данный момент воспользовались только 11 (Адыгея, Башкортостан, Дагестан, Калмыкия, Чувашия, Вологодская, Воронежская, Тамбовская, Челябинская, Ульяновская области, Ненецкий АО).
В итоге без согласования с общественностью в Ульяновской области уже сейчас не могут осуществляться закупки строительства и реконструкции объектов капстроительства (кроме автодорог), если начальная максимальная цена контракта 100 млн. руб. и выше, региональных и межмуниципальных автодорог, если начальная максимальная цена 500 млн. руб. и выше, а также услуг общепита для социальных учреждений, организации отдыха детей и их оздоровления, если начальная максимальная цена контракта 50 млн. руб. и выше.
В Челябинской и Тамбовской областях процедуре обязательного общественного обсуждения будут подвергаться закупки по всем отраслям с ценой свыше 500 млн. руб. В Ненецком автономном округе это тендеры свыше 300 млн. руб., в Республике Калмыкия, где бюджет не очень большой, - 200 млн. руб.
Для общественных контролеров в сфере государственных и муниципальных закупок Национальная ассоциация институтов закупок разработала Методические рекомендации, содержащие информацию порядке действий общественников, об основных нарушениях, которые чаще всего допускают заказчики, а также механизмах противодействия им. Рекомендации основаны на опыте экспертов ассоциации, которые осуществляют мониторинг сверх дорогих госзакупок на протяжении двух лет.
Общественное обсуждение планов-графиков закупок - одно из основных новшеств Закона N 44-ФЗ, вступившего в силу за исключением отдельных его положений с 1 января 2014 года.
Основные цели данного нововведения - достижение прозрачности планирования государственных закупок, помощь поставщикам, которые смогут выстраивать свои бизнес-процессы под закупки определенных заказчиков, а так же осуществление общественного контроля.
Ключевые моменты общественного обсуждения планов-графиков:
- Заказчик обязан указывать информацию о проведении обязательного общественного обсуждения в плане закупок и плане-графике закупок (Постановление Правительства РФ от 21.11.2013 N 1043; Приказ Минэкономразвития и Федерального казначейства от 20.09.2013 N 544/18н.)
- Общественное обсуждение плана-графика должно проходить не менее 20 дней с момента публикации плана-графика закупок и не менее 10 дней при запросе котировок на олимпийские и паралимпийские игры по ч. 14 ст. 112 Закона N 44-ФЗ.
- Не позднее 10 дней после окончания общественного обсуждения размещенного заказчиком на официальном сайте плана-графика, заказчик проводит очные публичные слушания по обсуждению информации о закупке или нескольких закупках, включенных в план-график и подлежащих обязательному общественному обсуждению.
- Установленный порядок общественного обсуждения планов-графиков не применяется в случаях планирования и осуществления закупок: закрытых способов определения поставщика, в рамках государственного оборонного заказа и единственного поставщика по решению Президента/Правительства (п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).
Механизм общественного обсуждения планов-графиков такой же, как и при обсуждении закупок. Заказчик, планирующий осуществить закупку, должен провести обязательное общественное обсуждение плана-графика, который содержит информацию о данной закупке. В соответствии с приказом Минэкономразвития и Федерального казначейства от 20.09.2013 N 544/18 заказчик размещает на форуме официального сайта информацию о предполагаемой закупке со ссылкой на номер закупки в своем плане-графике. Данное обсуждение сводится к тому, что зарегистрированные пользователи сайта zakupki.gov.ru могут задавать заказчику, разместившему планы-графики, вопросы по планируемым закупкам. Он в свою очередь обязан на них ответить.
По результатам общественного обсуждения заказчик обязан опубликовать на сайте zakupki.gov.ru итоговый протокол. В нем он должен сообщить о решении размещать извещение о закупке или внести корректировки в план-график. Всех заинтересованных лиц, размещающих свои комментарии на форуме официального сайта, заказчик приглашает на очное обсуждение. Данное мероприятие в упрощенном варианте содержит схему "вопрос" и "официальный ответ".
Итоги обязательного общественного обсуждения закупок за 2014 год
В результате мониторинга выявлено, что с начала года на специальном функционале общественного обсуждения официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг (zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) было опубликовано 430 процедур крупных закупок на общую сумму 1 486 826 632 347,07 рублей, из числа подлежащих обязательному общественному обсуждению, в том числе 105 процедур, находящихся на стадии опубликования плана-графика, по 28 процедурам опубликованы извещения (включая так называемые "тестовые закупки", в которых заказчики тренируются работать на официальном сайте, ввиду отдельного тестового контура), 297 процедур на стадии "общественное обсуждение завершено". Для сравнения в 2014 г. заключено контрактов для государственных нужд на 6,33 трлн. рублей, для муниципальных нужд на 1,05 трлн. рублей.
За 2014 год заказчиками было отменено 67 процедур на сумму 160,2 млрд. рублей.
Кроме того, с начала года на официальном сайте было опубликовано 19 извещений без проведения обязательного общественного обсуждения. Общая сумма таких закупок составила 51,7 млрд. рублей.
В целом, за истекший период было заключено 124 контракта на общую сумму 619,2 млрд. рублей. Ценовая экономия на торгах, рассчитанная как разница между начальной (максимальной) ценой и ценой заключенного контракта, составила порядка 3,096 млрд. рублей или 0,5%.
Автоматический контроль
15.07.2014 г. на сайте Минэкономразвития РФ была опубликована новость о том, что с 1 июля 2014 г. на официальном сайте обеспечен блокирующий контроль, исключающий возможность проведения закупки в случае нарушения заказчиком установленного порядка обязательного общественного обсуждения крупной закупки (http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/mer/about/structur e/depfks/201407151).
Однако, как показывает практика, данная блокировка не исключает возможности проведения закупки без обязательного общественного обсуждения:
- Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения города Ростова-на-Дону. Закупка N 0358300381614000160 на выполнение работ по строительству магистральной улицы общегородского значения от Южного подъезда до ул. Левобережная. С начальной (максимальной) ценой контракта 3,2 млрд. рублей. Данный заказчик провел общественное обсуждение первого этапа (обсуждение с общественностью целесообразности закупки) на форуме поддержки официального сайта www.zakupki.gov.ru. Второй этап по обсуждению закупочной документации с общественность заказчик не проводил. Было подано 2 заявки и заключен контракт на 2,9 млрд. рублей.
- Казенное учреждение Орловской области "Орловский областной государственный заказчик". Закупка N 0154200000714004339 по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения Орловской области. С начальной (максимальной) ценой контракта 2,2 млрд. рублей. Данный заказчик провел общественное обсуждение первого этапа (обсуждение о целесообразности закупки) на форуме поддержки официального сайта www.zakupki.gov.ru. Второй этап по обсуждению закупочной документации с общественность заказчик не проводил, был заключен контракт с единственным поставщиком по начальной (максимальной) цене.
- Открытое акционерное общество "Центральное конструкторское бюро автоматики". Закупка N 1352000000114000001, начальная (максимальная) цена контракта 1 364 208 090 рублей. Проводя конкурентную процедуру, заказчик в устном режиме ссылается на проблему с проведением общественного обсуждения на специальном функционале официального сайта и поэтому он вынужден провести обсуждение на форуме, но там заказчик публикует только протокол о том, что он проводил общественное обсуждение на этапе планирования закупки (см. приложение N 1.1). Однако на форуме нет общественного обсуждения данной закупки на первом этапе, присутствует только информация о том, что данный заказчик пытался разместить в специальном функционале протокол общественного обсуждения второго (не первого) этапа, но не смог этого сделать из-за блокирующего контроля, поэтому был вынужден разместить протокол (см. приложение N 1.2) на форуме. В итоге была подана одна заявка и заключен контракт по начальной (максимальной) цене.
- Заказчик "9 Центр заказчика-застройщика внутренних войск МВД России по Сибирскому региону (войсковая часть 6903)" 1 августа 2014 года опубликовал на официальном сайте закупку N 0351100016814000019 с начальной (максимальной) ценой 2 368 602 878,00 рублей без проведения общественного обсуждения. В своей документации заказчик ссылается на проведенное им общественное обсуждение N 20141529. Однако общественное обсуждение за указанным номером проводилось для иной закупки, N 0351100016814000018, и завершено с причиной завершения процедуры "в связи с отказом от проведения закупки". Кроме того, начальная (максимальная) цена контракта в закупке по ссылке на 4 690 305,00 рублей меньше, чем в закупке N 0351100016814000019; протокол второго этапа общественного обсуждения не опубликован, не вынесено решение, которое сформировано по результатам второго этапа общественного обсуждения (см. приложения N N 2.1, 2.2).
- В качестве еще одного примера фальсификации результатов обязательных общественных обсуждений можно привести закупку Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Северо-Запад" имени Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства" - открытый конкурс N 0372100041514000054 "Лот N 129: выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги А-114 Вологда - Тихвин - автомобильная дорога Р-21 "Кола", км 331+025 - км 349+000, Ленинградская область, с выполнением работ по разработке рабочей документации и затратами на страхование строительных рисков". Первый этап обязательного общественного обсуждения данной закупки был проведен заказчиком в соответствии со всеми требованиями контрактной системы (реестровый номер 20141657). Однако 25.06.2014 г. заказчик опубликовал извещение о проведении открытого конкурса, но не провел второй этап общественного обсуждения (обсуждение закупочной документации), а только разместил протокол общественного обсуждения в разъяснениях (!) положений конкурсной документации, т.е. даже не на специальном форуме официального сайта. В данном протоколе было указано, что "За период второго этапа обязательного общественного обсуждения замечания и предложения не поступили. По данной закупке по результатам второго этапа обязательного общественного обсуждения заказчиком принято решение о продолжении проведения закупки без внесения изменений в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке". Таким образом, фактически второй этап общественного обсуждения не проводился, протокол второго этапа размещен ненадлежащим образом, общественные контролеры не имели возможности надлежаще принять участие в обсуждении закупки (см. приложения NN 3.1, 3.2).
Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга, проводил конкурс с ограниченным участием N 0172200002514000076 на выполнение работ по объекту "Реконструкция Синопской наб. от наб. Обводного кан. до ул. Моисеенко. 2-я очередь. Синопская наб. от Херсонского проезда до Обводного кан. (2 этап)" для нужд Санкт-Петербурга. Данный заказчик пропустил первый этап общественного обсуждения и сразу провел второй - обсуждение закупочной документации. Причем протокол второго этапа обязательного общественного обсуждения был опубликован на форуме официального сайта www.zakupki.gov.ru "Теория и практика размещения заказов", а не в специальном функционале обязательных общественных обсуждений (см. приложение N 4).
Особая ситуация была у краевого государственного казенного учреждения "Центр государственных закупок Алтайского края", которое проводило закупку по выбору генеральной подрядной организации для выполнения строительно-монтажных, пусконаладочных работ и приобретение оборудования по объекту: "КГБУЗ "Перинатальный центр (клинический) Алтайского края" на 190 коек с консультативной поликлиникой на 120 посещений в смену с работой в 2 смены, расположенного по адресу: ул. Фомина, 154 в г. Барнауле" N 0817200000314007745 с НМЦК 2,5 млрд. рублей. Данный заказчик провел общественное обсуждение на первом этапе, затем им были внесены корректировки в проектную документацию, вследствие чего уменьшилась начальная (максимальная) цена. Заказчик должен был внести изменения в план-график, а затем провести общественное обсуждение первого этапа повторно. Однако ввиду ограничений по срокам реализации проекта, он обратился за консультацией в Министерство экономического развития Российской Федерации, и в устной форме Директор Департамента развития контрактной системы М.В. Чемерисов разрешил создать новую закупку и не проводить первый этап общественного обсуждения, а сразу провести второй, но не в официальном разделе, а на форуме поддержки официального сайта www.zakupki.gov.ru.
Департаментом города Москвы по конкурентной политики было опубликовано с 1 января 2014 года 25 процедур крупных закупок, на общую сумму 81,7 млрд. рублей.
Из них нарушена процедура общественного обсуждения в 9 закупках (N 0173200001414001652, N 0173200001414001651, N 0173200001414001650, N 0173200001414001653, N 0173200001414001654, N 0173200001414001655, N 0173200001414001656, N 0173200001414001630) на сумму 28,8 млрд. рублей. Во всех указанных случаях заказчик начал проводить общественное обсуждение первого и второго этапа почти одновременно, а срок завершения обсуждения второго этапа заканчивается ранее первого. Получается парадокс - заказчик утвердил с общественностью уже саму документацию, но затем с той же общественностью будет рассуждать о целесообразности закупки. Публичные же слушания, которые должны быть проведены по окончании 1 этапа, проведены заказчиком за два месяца до начала этого этапа. Стоит отметить, что нормативно установленный срок ответа заказчика на вопрос общественного контролера составляет 2 дня, однако у представителя данного заказчика на подготовку ответа ушло 13 дней (см. приложение N 5).
В закупке N 0173200001414001675 Департамент города Москвы по конкурентной политики прекратил второй этап общественного обсуждения с формулировкой "в связи с отказом от проведения закупки". Тем не менее, заказчик заключил контракт с единственным поставщиком по начальной (максимальной) цене 8,7 млрд. рублей (приложение N 6).
Стоит отметить, что встречаются заказчики, которые не обязаны проводить общественное обсуждение, но, тем не менее, его проводят. Так, заказчик Федеральное государственное унитарное предприятие "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" проводил закупку N 0373100090914000129 на 1,6 млрд. рублей. В соответствии с приказом Минэкономразвития России от 10 октября 2013 г. N 578 "Об утверждении Порядка обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в случае, если начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), превышает один миллиард рублей", заказчик не был обязан проводить общественное обсуждение, если осуществляет закупку у единственного поставщика в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ. Тем не менее, заказчик начал проводить общественное обсуждение и публиковать протоколы. Более того, заказчиком указано, что второй этап общественного обсуждения заканчивается 14.01.2015, но при этом заказчик заключил контракт с единственным поставщиком 26.12.2014, тем самым ввел общественность в заблуждение (см. приложение N 7).
По всем подобным закупкам со стороны членов рабочей группы информация о нарушении направлялась в адрес заказчиков в рабочем режиме, ввиду отсутствия специального функционала для фиксации подобных нарушений на официальном сайте.
В отдельных случаях закупки обжаловались в официальном порядке.
Примеры обжалований в ФАС России
Эксперты НАИЗ обратились в контролирующие органы по закупке N 0169200001114000029, с общей суммой 2,3 млрд. рублей (предметом закупки является "выполнение работ "под ключ" по объекту: "Перинатальный центр на 130 коек в г. Челябинск"), проводимой Министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, ввиду того, что в данной процедуре заказчик нарушил следующие нормы:
- заказчик не проводил общественное обсуждение ни на стадии планирования, не с момента размещения извещения (статья 112 Закона N 44-ФЗ).
- заказчик неверно выбрал процедуру размещения заказа: "конкурс с ограниченным участием" (часть 2 статьи 56 Закона N 44-ФЗ). Конкурс с ограниченным участием применяется в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Виды работ указаны в перечне установленным Правительством Российской Федерации.
- заказчик нарушил обоснование начальной (максимальной) цены контракта (пункт 1 части 9 статьи 22 Закона N 44-ФЗ) тем, что не использовал проектно-сметный метод. Данный метод необходимо использовать при обосновании цены контракта на: строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства.
ФАС России вынесла постановление заказчику об отмене закупки и установила срок выполнения постановления - до 30.06.2014. Однако Министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области закупка не отменена, более того - заказчиком процедура была успешно завершена, а с единственным участником (ООО "АЛЬФАСТРОЙ"), впоследствии 19.02.2015 был заключен контракт, номер реестровой записи N 0169200001114000035. Какой-либо информации о судебном обжаловании решения ФАС России в адрес общественного контролера не поступало, на официальном сайте также этих данных не имеется.
Аналогичные нарушения были допущены Департаментом государственного заказа Краснодарского края, во время размещения закупки N 0318200063914002220 "Выполнение подрядных работ для государственных нужд на условиях "под ключ" по объекту: "Перинатальный центр", г. Сочи". После получения замечаний общественного контролера закупка была отменена самим заказчиком.
Реакция заказчиков
На замечания со стороны общественных контролеров заказчики реагировали по-разному.
Так, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина", проводя общественное обсуждение N 20141836 на право заключения контракта на создание и поставку узкофюзеляжных дальнемагистральных самолетов, а также на оказание услуг по организации профессиональной переподготовки (переучивания) летного и инженерно-технического состава, допустил отдельные нарушения. По высказанным 08.07.2015 и 09.07.2015 вопросам и замечаниям в функционале официального сайта ни одного ответа не представлено (приложение N 8). Более того, при отсутствии ответа на официальном сайте в адрес руководителя заказчика было направлено персональное письмо от 01.08.2015 с информированием о допущенных нарушения, на которое ответа также не поступило. При этом затем были обнаружены противоречивые ответы в тексте протоколов заказчика по итогам общественных обсуждений: в первом протоколе указано "будут внесены изменения в план-график" (протокол от 01.08.2014), во втором - "принято решение о продолжении... без внесения изменения в план-график" (протокол от 05.11.2014).
С другой стороны, например по закупке N 0817200000314007745 со стороны краевого государственного казенного учреждения "Центр государственных закупок Алтайского края" реакция была незамедлительной, в устной и письменной форме в адрес общественной организации с разъяснением имеющейся ситуации.
Оперативные меры по исправлению выявляемых недостатков можно отметить и у самого крупного заказчика по числу миллиардных закупок в 2014 году, каковым является Департамент города Москвы по конкурентной политики (25 из 124 заключенных в 2014 году контрактов). При этом в 2014 году для устранения замечаний было достаточно внесения изменений в документацию, тогда как в 2013 ряд закупок данный заказчик был вынужден отменить.
Дублирующие поставщики
Одно из новшеств контрактной системы является согласование поставщика с контролирующим органом, в случае признания несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений в соответствии с частями 1 и 7 статьи 55, частями 1-3.1 статьи 71, частями 1 и 3 статьи 79, частью 18 статьи 83 Закона N 44-ФЗ. В соответствии с указанным пунктом контракт должен быть заключен с единственным поставщиком на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт. Для государства это очень удобный элемент контроля за заказчиками. Для того, чтобы не согласовывать документацию с контролирующим органам, заказчики стали применять "дублирующего" поставщика, который подает документы на конкурентную процедуру для того что бы она состоялась. Стоит отметить, это не является нарушением, это механизм, позволяющий заказчику выбрать необходимого победителя, не привлекая к закупочному процессу контролирующие органы.
В рамках анализа закупок были выявлены пары, регулярным образом принимающие в закупках по идентичной схеме, что дает возможность предположить наличие сговора между ними.
Так, Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Северо-Запад" имени Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства" в 2014 году провело 7 конкурентных процедур (N 0372100041514000058, N 0372100041514000043, N 0372100041514000054, N 0372100041514000097, N 0372100041514000132, N 0372100041514000143 и N 0372100041514000130) на 31,4 млрд. рублей. Во всех случаях победителем стала компания Закрытое акционерное общество "ВАД". Стоит отметить, что в конкурсе с ограниченным участием N 0372100041514000058 приняла только Закрытое акционерное общество "ВАД", во всех остальных случаях было по 2 участника: 2 раза второе место занимало Закрытое акционерное общество "БУЕР", в остальных были другие компании, совершавшие минимальное падение.
Департаментом Конкурентной Политики г. Москвы в уже указанных ранее 7 конкурентных процедурах (N 0173200001414001652, N 0173200001414001651, N 0173200001414001650, N 0173200001414001653, N 0173200001414001654, N 0173200001414001655, N 0173200001414001656) победителями стали следующие компании: Открытое акционерное общество "Московская городская телефонная сеть" и Открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи "Ростелеком", которые "поделили" между собой все указанные лоты.
Начальная (максимальная) цена в данных лотах была 18,8 млрд. рублей, а стоимость заключенных контрактов на 18,5 млрд. рублей, т.е. снижение совсем незначительное.
Определенное подозрение вызвали конкурсы N 0148200005414001034 и N 0148200005414001033, проводимые главным управлением дорожного хозяйства Московской области. В обоих случаях победителем стала компания Общество с ограниченной ответственностью "Инвестиционно-финансовая строительная компания "Аркс" с общей суммой заключенных контрактов 3,2 млрд. рублей при начальной (максимальной) цене контракта 3,5 млрд. рублей, а Государственное унитарное предприятие московской области "Московский областной дорожный центр" всегда занимало второе место.
Ошибочные закупки
Функционал официального сайта не предусматривает для заказчиков какой-либо тестовой версии, поэтому они вынуждены работать сразу в основной системе, что приводит к нарушениям. В настоящее время эксперты НАИЗ начали самостоятельно разрабатывать тестовый функционал официального сайта.
Так, муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Лянторская средняя общеобразовательная школа N 7" вынесла на общественное обсуждение 3 процедуры (Общественное обсуждение N 20142649, Общественное обсуждение N 20142606 и Общественное обсуждение N 20144650) с начальной (максимальной) ценой контракта 26,2 млрд. рублей. Сотрудники школы планировали закупать "Оказание услуг по обеспечению питанием учащихся" и хотели привлечь к поставкам компании, которые являются субъектами малого предпринимательства, но ошиблись в порядке цифр.
Стоит отметить тот факт, что в Законе N 44-ФЗ установлено ограничение для закупок, проводимых для компаний, являющихся субъектами малого предпринимательства: начальная (максимальная) цена контракта не может превышать 20 млн. рублей. В данном случае заказчик установил начальную (максимальную) контракта более 8 млрд. рублей, никаких ограничений со стороны функционала официального сайта для школы не возникло. Эксперты Национальной ассоциации институтов закупок связались с заказчиком, и помогли ему выйти из данной ситуации.
Некоторые заказчики не только проводят ошибочно общественное обсуждение, но и заключают контракты. Так, муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида N 157 не только провел общественное обсуждение с нарушением на форуме поддержки официального сайта www.zakupki.gov.ru, но и осуществил все процедуры закупки N 0371300078014000002. Впоследствии был заключен контракт с поставщиком на поставку электроэнергии с суммой, превышающей 1 млрд. рублей (см. Приложение N 9). К сожалению, данную ситуацию эксперты Национальной ассоциации институтов закупок не смогли исправить, заказчик был оштрафован. Вместе с тем, заказчик был проконсультирован общественными экспертами об условиях и возможности снижения штрафа, до размера менее того минимального размера, который предусмотрен статьей КоАП РФ (Федеральный закон от 31.12.2014 N 515-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Активность общественного контроля
Изучив ситуацию с проводимым обязательным общественным обсуждениям крупных закупок, эксперты отметили низкую активность независимых общественных организаций, в качестве общественных контролеров. При наличии относительной активности в 2012-2013 годах, к концу 2014 года помимо Национальной ассоциации институтов закупок, общественных контролеров практически не осталось, тем более действующих на регулярной основе.
Например, за идентичный период с 26 по 31 мая в 2013 году в 4 общественное обсуждениях принимали участие 25 представителей общественности. За тот же самый период в 2014 году проводилось 5 общественных обсуждений, и единственным пользователем, который анализировал закупки задавал вопросы заказчикам, был пользователь "naiz_expert".
Для активизации общественного обсуждения члены Экспертного совета предлагают вовлечение независимых экспертов и общественных контролеров в сфере закупок из различных регионов России. В качестве наиболее действенного механизма представляется выделение специальных грантов или иной формы государственного финансирования общественным организациям, занимающихся гражданским контролем в закупках. Действующее законодательство дает возможность такой поддержки только в отношении "социально ориентированных некоммерческих организаций" в части "формирования в обществе нетерпимости к коррупционному поведению" (п. 1 ст. 31.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях"). Необходимо дополнить перечень видов деятельности некоммерческих организаций, при осуществлении которых организации будут иметь возможность рассчитывать на материальную поддержку со стороны государства, формулировкой "общественный контроль, мониторинг и экспертиза государственных, муниципальных и иных общественно значимых закупок".
Дополнительным механизмом стимулирования может быть выделение общественной организации доли из денег, которые она сэкономила для бюджета - не через отмену процедур (что нередко приводит к задержкам в реализации государственных проектов), а в случаях, когда по результатам замечаний общественной организации внесены изменения в документацию и за счет этого достигнуто дополнительное снижение цены.
В качестве примера можно привести закупку, где после замечаний экспертов НАИЗ и публикации недостающих документов заказчиком по заказу N 0190200000313000818 (Выполнение строительно-монтажных работ и сдаче объекта в эксплуатацию (под ключ) по объекту: "Больничный комплекс на 65 коек с поликлиникой на 200 посещений в смену, с. Мужи Шурышкарского района, в том числе проектно-изыскательские работы") был проведен аукцион, в котором приняло участие 2 компании. При начальной (максимальной) цене контракта 3 700 001 050,00 победитель аукциона опустился до 2 775 000 787,5. Экономия составила 925 000 262,5 рублей или 25%, в чем несомненно видна заслуга общественного контроля.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Публичные закупки: проблемы правоприменения. Материалы Третьей Всероссийской научно-практической конференции (9 июня 2015 г., МГУ имени М.В. Ломоносова). - М.: "Юстицинформ". 2015.
В сборник включены материалы, представленные участниками Третьей Всероссийской научно-практической конференции "Публичные закупки: проблемы правоприменения" (9 июня 2015 г., МГУ имени М.В. Ломоносова) и затрагивающие наиболее актуальные теоретические и практические вопросы применения законодательства о публичных закупках.
Приводится в полном соответствии с печатным первоисточником или оригинал-макетом в электронной форме, предоставленным первоначальным печатным публикатором, литературным агентом или автором.