Льготы в отношении энергоэффективного оборудования
С. Зубков,
редакция "ПБ"
Журнал "Практическая бухгалтерия", N 8, август 2015 г.
Какие налоговые льготы предусмотрены для тех, кто поддерживает государство в вопросах энергосбережения? На что нужно обратить внимание при разработке учетной политики в целях налогового учета? Какие документы понадобятся для применения льгот? Эти вопросы будут рассмотрены в статье.
С 2009 года власти постоянно занимаются вопросом повышения энергоэффективности производства и ЖКХ. С завидной регулярностью за прошедшие пять лет первые лица страны делали заявления о важности указанной задачи. Медведев Д.А. в послании к Федеральному Собранию в 2011 году установил план роста энергоэффективности к 2020 году на 40 процентов к уровню 2007 года. Законодательство пополнялось нормативными актами, стимулирующими экономию энергии. Налоговый кодекс РФ не исключение из правил: предусмотрены льготы в отношении компаний, которые готовы поддерживать Правительство РФ в вопросах энергосбережения.
Налоговые преференции
Рассмотрим одну из налоговых льгот. В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 259.3 Налогового кодекса РФ компании вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент в размере не выше двух в отношении амортизируемых ОС, относящихся к объектам, имеющим высокую энергетическую эффективность. Перечень таких объектов до 29 июня 2015 года установлен постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 308 (а с 30 июня 2015 года - от 17.06.2015 N 600). Повышающий коэффициент также можно применять к объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности, если в отношении их в соответствии с законодательством предусмотрено определение таких классов (постановление Правительства РФ от 31.12.2009 N 1222).
Увеличение амортизации позволяет высвободить денежные средства, что в свою очередь сейчас очень актуально - на рынке явно наблюдается дефицит ликвидности. А это еще больше повышает стоимость заемных средств.
К недостаткам указанной льготы можно отнести полное отсутствие целесообразности при условии налоговых убытков в анализируемых периодах.
Еще одна льгота предусмотрена подпунктом 21 статьи 381 Налогового кодекса РФ. В соответствии с ним освобождаются от налогообложения организации в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность. Перечень таких объектов установлен Правительством РФ (до 29 июня 2015 года постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 308, а после 30 июня 2015 года - от 17.06.2015 N 600). Этой же статьей предусмотрена льгота для вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством предусмотрено определение классов энергетической эффективности (постановление Правительства РФ от 31.12.2009 N 1222). Такая льгота предоставляется в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества.
Налог на имущество относится к тем налогам, которые нужно платить независимо от эффективности производства, прибыли, выручки в отчетном периоде. Если компания по каким-то причинам испытывает проблемы с падением спроса на продукцию, повышением себестоимости в виду удорожания ресурсов, налог меньше не станет. Поэтому всегда необходимо серьезно подходить к вопросу, как снизить налоговую базу.
Но, как и в случае с применением повышающего коэффициента, необходимо отметить отрицательные стороны указанной льготы. С 2013 года налоговая политика в отношении налога на имущество меняется: Минфин России стремится полностью освободить движимое имущество от налогообложения. А объекты, перечисленные в постановлениях Правительства РФ, в основном, предметы движимого имущества.
Третья преференция, которую рассмотрим в статье, представляет собой инвестиционный налоговый кредит. Такой кредит может быть предоставлен организации, являющейся плательщиком соответствующего налога (пп. 5 п. 1 ст. 67 НК РФ). Основанием для этого может быть осуществление этой компанией инвестиций в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности (постановление Правительства РФ от 31.12.2009 N 1222). В том числе для целей получения инвестиционного налогового кредита учитывается факт направления денежных средств на создание объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность. Перечень таких объектов утвержден постановлением Правительства от 17.06.2015 N 600 в отношении налоговой базы, определяемой с 30 июня 2015 года (постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 637 - до 29 июня 2015 года).
Такой финансово-правовой институт как инвестиционный налоговый кредит существует в России с 1991 года (Закон РФ "Об инвестиционном налоговом кредите" от 20.12.1991). Получение в пользование денежных средств со ставкой кредитования от одной второй до трех четвертых ставки рефинансирования Центрального Банка РФ (абз. 3 п. 6 ст. 67 НК РФ) - весьма эффективное решение для многих инвестиционных проектов. Кроме того, при осуществлении инвестиций в энергоэффективные объекты налоговый кредит может быть предоставлен в размере до 100 процентов таких инвестиций.
И здесь необходимо добавить дегтя: инспекция не обязана предоставлять налоговый кредит. Предоставление налогового кредита - право инспекции. Соответствующую позицию не получилось оспорить и в суде (постановление ФАС Московского округа по делу N А40-117434/12-115-837 от 05.07.2013).
Итак, три налоговые льготы ссылаются в разных периодах на четыре постановления Правительства РФ.
Информацию, содержащуюся в каждом постановлении Правительства РФ, для понимания правильности применения льгот, приведем в таблице "Налоговые льготы в отношении энергоэффективного оборудования".
Налоговые льготы в отношении энергоэффективного оборудования
Период действия Постановления | Постановление Правительства РФ | |||||
Вид льготы | До 29 июня 2015 года | С 30 июня 2015 года | ||||
Повышающий коэффициент амортизации | + | - | + | + | + | |
Освобождение от налогообложения по налогу на имущество | + | - | + | + | + | |
Потенциальная возможность привлечения налогового кредита | - | + | + | + | + |
Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 308
В отношении данного Постановления предусмотрено применение повышающего коэффициента два к норме амортизации, а также освобождение объектов основных средств от налогообложения в течение трех лет с момента ввода их в эксплуатацию. Постановление N 308 содержит перечень оборудования из 132 позиций, коды ОКОФ, критерии, предъявляемые к объектам для подтверждения энергоэффективности и их пороговые значения.
Перечень оборудования и соответствующие коды ОКОФ, указанные в постановлении N 308, - не исчерпывающий список потенциально льготируемого оборудования. Так, в пункте 47 указан код класса 14 2912000 "Насосы и оборудование компрессорное". Это означает, что по данному пункту существует возможность применить льготу ко всему оборудованию в пределах класса.
Напоминаем, что в соответствии с Общероссийским Классификатором основных фондов иерархия кодов следующая: X0 0000000 - раздел; XX 0000000 - подраздел, XX XXXX000 - класс, XX XXXX0XX - подкласс, XX XXXXXXX - вид.
Критерии для каждого оборудования установлены разные, но во всем постановлении N 308 их четыре:
- удельный расход энергии;
- потери;
- коэффициент полезного действия;
- доля утилизации.
При этом указанные характеристики могут быть взяты из технических документов, поставляемых с завода-изготовителя, или рассчитаны самостоятельно на основании единиц измерения, указанных производителем (письмо Минфина России от 25.01.2013 N 03-05-05-01/05).
Таким образом, для получения налоговой льготы необходимо подтверждение-расчет индикатора энергетической эффективности, который поименован в постановлении Правительства от 16.04.2012 N 308.
Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 N 1222
В отношении данного Постановления действует полный перечень льгот, рассмотренный в данной статье: повышающий коэффициент амортизации, льгота по налогу на имущество, возможность получения инвестиционного налогового кредита.
Но перечень оборудования, поименованный в Перечне, не интересен с точки зрения применения льгот. Во-первых, кроме лифтов пассажирских, в нем используются недорогостоящие бытовые приборы: холодильники, телевизоры и другие. Во-вторых, перечисленное оборудование, кроме лифтов, является движимым имуществом, а значит даже самый минимальный эффект нивелируется.
Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 637
Данное Постановление предоставляет потенциальную возможность получения инвестиционного налогового кредита.
Это означает, что налогоплательщик не будет иметь безусловное право на льготу. Решение о предоставлении налогового кредита принимает орган, в компетенцию которого входит изменение сроков уплаты налогов и сборов (ст. 63 НК РФ).
Постановление N 637 содержит перечень объектов, коды ОКОФ и ОКП, а также обоснование энергоэффективности оборудования. В случае, если указанное оборудование включено в проект и его назначение соответствует целям, указанным в перечне, то имеет смысл претендовать на получение инвестиционного налогового кредита.
Также постановление N 637 содержит "Перечень объектов и технологий, которые относятся к объектам высокой энергетической эффективности на основании соответствия объектов установленным значениям индикатора энергетической эффективности, осуществление инвестиций в создание которых является основанием для предоставления инвестиционного налогового кредита". Этот перечень по структуре напоминает Постановление от 16.04.2012 N 308. Отметим, что в перечне добавлены следующие данные: код ОКП и нормативно-технические документы, устанавливающие требования к индикатору энергетической эффективности. Эти данные могут значительно сократить возможность использования перечня. В постановлении N 308 данные о том, какие документы могут подтвердить энергоэффективность, отсутствуют и Минфин России указывал в письмах, что может быть применен расчетный метод для подтверждения энергоэффективности объектов ОС (письма от 20.08.2013 N 03-05-04-01/33917, от 15.08.2013 N 03-03-06/1/33221). Если в анализируемом перечне в качестве документа-подтверждения указан технический паспорт, то любой иной вариант в качестве обоснования энергоэффективности (расчет, гарантийное письмо от производителя) будет отвергнут инспекцией.
Постановление Правительства РФ от 17.06.2015 N 600
Данный документ по структуре и по содержанию соответствует постановлению от 29.07.2013 N 637. Также два перечня, аналогичная система требований к подтверждению энергетической эффективности объектов и оборудования. При этом отменяется постановление N 308. Несколько изменено содержание объектов и технологий. Но и отличия все же есть. Например, упразднен столбец "Нормативно-технические документы, устанавливающие требования к индикатору энергетической эффективности и методам определения индикатора энергетической эффективности". Это расширяет правоприменительную практику льгот. Постановление N 637 указывало, что индикатор должен соответствовать требованиям, предъявляемым к оборудованию и прямо указан в техническом документе перечня. Кроме того, в тексте постановления N 600 содержатся указания к исполнению Минпромторгом России с 1 января 2016 года. Согласно этим указаниям Минпромторгу РФ предстоит:
- не реже, чем раз в год актуализировать утверждаемые перечни;
- не реже, чем раз в полгода предоставлять доклад о практике применения налоговых льгот в отношении энергоэффективных оборудования и технологий.
Таким образом, можно говорить о том, что объекты, подходящие под указанную льготу, необходимо актуализировать не реже, чем раз в год.
Налоговое стимулирование
Подводя итог, можно сделать вывод, что льгота в отношении налога на имущество, введенная с 2012 года, практически потерявшая свою значимость, может в обозримом будущем стать интересным инструментом налоговой оптимизации. Поскольку возможно применение льготы в отношении движимого имущества, учитываемого на балансе с 1 января 2013 года.
Вместе с тем применение коэффициента два к объектам основных средств с 2011 года может дать неплохой стимул. Практика показывает, что налоговые юристы охотнее применят аналогичную льготу к объектам, введенным в эксплуатацию до 1 января 2014 года в случае, если оборудование работает в режиме повышенной сменности (пп. 1. п. 1 ст. 259.3 НК РФ).
Что касается инвестиционного налогового кредита, отметим, что практика по его предоставлению неизвестна: указанная информация является налоговой тайной.
До вступления в силу постановления Правительства РФ от 17.06.2015 N 600 обоснованность применения льгот в отношении энергоэффективного оборудования было сложно доказать. Индикаторы в перечнях в технических документах, как правило, не были указаны. Теперь же требования стали понятнее как техническим специалистам, так и бухгалтерам. Точнее можно будет прокомментировать во втором полугодии 2016 года, когда практика применения льготы за первое полугодие будет включена в доклад Минпромторга РФ.
В целом обоснованность применения льгот, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, тяжело доказать. Индикаторы, указанные в перечнях в технических документах, как правило, отсутствуют. А значит, для получения льготы необходимо их рассчитывать. При этом как их рассчитывать, не указало ни одно из ведомств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.