Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Вопрос: Работодатель создал обособленное подразделение, но на учёт в центре занятости населения не становился. Обособленное подразделение расположено в другом субъекте РФ. Работодатель планирует произвести частичное сокращение работников в обособленном подразделении. Предусмотрена ли ответственность за непостановку на учет в органе службы занятости населения по месту нахождения обособленного подразделения? Какой центр занятости работодатель должен уведомить о сокращении численности штата: тот, на подведомственной территории которого находится обособленное подразделение, или тот, на подведомственной территории которого находится головная организация? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2015 г.)

Работодатель создал обособленное подразделение, но на учёт в центре занятости населения не становился. Обособленное подразделение расположено в другом субъекте РФ. Работодатель планирует произвести частичное сокращение работников в обособленном подразделении.

Предусмотрена ли ответственность за непостановку на учет в органе службы занятости населения по месту нахождения обособленного подразделения?

Какой центр занятости работодатель должен уведомить о сокращении численности штата: тот, на подведомственной территории которого находится обособленное подразделение, или тот, на подведомственной территории которого находится головная организация? Если работодатель отправит уведомление в центр занятости, в котором не зарегистрирован, то будет ли считаться центр занятости надлежаще уведомленным?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Обязанность организации по постановке на учет в органе службы занятости населения по месту нахождения обособленного подразделения не установлена законодательством.

Уведомление о принятом работодателем решении о сокращении численности или штата работников организации может быть направлено в орган службы занятости населения по месту нахождения обособленного подразделения.


Обоснование вывода:

Обязанность работодателя-организации по постановке на учет в органах службы занятости при создании обособленного подразделения действующее законодательство не содержит. Вместе с тем Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон N 1032-1) предусматривает выполнение работодателями ряда требований по предоставлению сведений и информации в рамках их содействия при проведении государственной политики занятости населения (п. 3 ст. 25 Закона N 1032-1).

В соответствии с п. 2 ст. 25 Закона N 1032-1 при принятии решения о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров работодатель-организация не позднее чем за два месяца, а работодатель - индивидуальный предприниматель не позднее чем за две недели до начала проведения соответствующих мероприятий обязаны в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости, указав должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников, - не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. Как видим, в приведенной норме закона не содержится конкретного указания на то, какой именно орган службы занятости населения следует известить работодателю при проведении процедуры сокращения.

Анализ судебной практики позволяет сделать вывод о том, что суды признают обязанность работодателя по информированию органов службы занятости населения о сокращении работников выполненной вне зависимости от того, в какой именно территориальный орган службы занятости было направлено соответствующее уведомление (смотрите, например, решение Пресненского районного суда г. Москвы по делу N 2-3354/2015, решение Сковородинского районного суда Амурской области от 06.05.2013 по делу N 2-215/13, определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 22.12.2011 по делу N 33-42751, апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан от 12.07.2012 по делу N 33-7790/12).

В данной ситуации, полагаем, нужно исходить из цели направления уведомления. Очевидно, что оно направляется для того, чтобы соответствующий орган занятости мог предпринять какие-либо меры для предотвращения повышения уровня безработицы. Естественно, что такие меры будут приниматься по месту нахождения обособленного структурного подразделения, в котором числились соответствующие должности. Поэтому мы полагаем, что в рассматриваемом случае организации-работодателю необходимо уведомить о принятом решении о сокращении центр занятости по месту нахождения структурного подразделения. Вместе с тем Ваша организация вправе известить о предстоящем увольнении работников в связи с сокращением также и орган службы занятости по месту регистрации юридического лица - запрет на это законодательством не установлен.


Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

член Палаты налоговых консультантов Медведь Светлана


Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Комарова Виктория


20 августа 2015 г.


Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.

Основные преимущества услуги Правового консалтинга:

Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.

Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.

Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.

Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.

Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.