Я гражданин Армении. Проживаю в России более 3-х лет. Высшее образование. Получил вид на жительство в январе 2014 г. Оформил все необходимые документы (ИНН, свидетельство обязательного пенсионного страхования, медицинский полис). Постоянная регистрация в г. Ивантеевка. В Москве и области мне отказывают в трудоустройстве на работу с формулировкой "не гражданин" или согласны принять на работу, но без официального оформления по ТК. Поскольку я планирую получение гражданства, то вариант нелегальной работы меня не устраивает. По закону в отношении трудоустройства постоянно проживающего на территории России иностранца (имеющего действующий вид на жительство) действует порядок, аналогичный трудоустройству гражданина России. Имеет ли работодатель право отказать в приеме на работу по такой причине и куда следует обращаться с жалобой в противном случае? Имеет ли смысл искать работу через центр занятости?
По общему правилу работодатель не вправе отказать в приёме на работу по причинам не связанным с деловыми качествами работника, в том числе в связи с тем, что лицо не является гражданином Российской Федерации.
Вместе с тем законодательством для отдельных видом трудовой деятельности могут устанавливать ограничения при приёме на работу иностранных граждан. В случае если такие ограничения законом не установлены применительно к вакантной должности, на которую вы претендуете, отказ работодателя заключить с Вами трудовой договор ввиду отсутствия гражданства противоречит закону.
Принятие на работу без оформления по ТК РФ во всех случаях является нарушением.
Вы вправе обратиться с жалобой на действия работодателя в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) - государственную инспекцию труда (в том числе через данный ресурс) либо обратиться с иском в суд.
Правовое обоснование:
На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч. 5 ст. 11 ТК РФ).
Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами (ч. 2 ст. 64 ТК РФ).
Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства (ч. 3 ст. 3 ТК РФ).
Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда (ч. 4 ст. 3 ТК РФ).
Согласно ст. 352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
В соответствии со ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется Федеральной службой по труду и занятости (Роструд) и ее территориальными органами (государственными инспекциями труда).
Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права (ч. 1 ст. 392 ТК РФ). Трудовые споры рассматриваются районными (городскими) судами по месту нахождения работодателя.
При этом необходимо иметь в виду, что государственный инспектор труда не вправе выдавать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению, по искам, принятым к рассмотрению судом, или вопросам, по которым имеется решение суда (ч. 2 ст. 357 ТК РФ). Таким образом, подавая иск в суд, работник утрачивает возможность защиты своих трудовых прав посредством обращения в государственную инспекцию труда.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.