В бюджетном учреждении здравоохранения (больница) система оплаты труда повременно-премиальная, а это значит, что заработная плата работников равна сумме заработка по тарифным повременным ставкам (окладам) и премии за выполнение количественных и качественных показателей премирования. Премия - это доплата стимулирующего или поощрительного характера к основному заработку работника. Премирование может быть двух видов: 1) премирование стимулирующего характера (что предусмотрено системой оплаты труда), 2) поощрение отличившихся работников. Так как у нас система оплаты труда повременно-премиальная, стимулирующая надбавка предусмотрена и является частью заработной платы. В январе 2014 года нашему коллективу была выплачена стимулирующая надбавка (даже в условиях неполного рабочего месяца с учётом "новогодних каникул"). За февраль, март, апрель 2014 года надбавки стимулирующего характера выплачены не были (т.е. нас лишили части заработной платы). Если я не ошибаюсь, снизить выплату, которая является частью заработной платы, или депремировать могут лишь при невыполнении количественных или качественных показателей работы всем коллективом либо отдельными его работниками, на что должны быть изданы соответствующие внутренние приказы, обосновывающие снижение или невыплату. Процедурные медсёстры обращались с заявлением к главному врачу больницы о невыплате в виде стимулирующей надбавки (что является частью заработной платы) за февраль, на что был дан ответ, из которого следовало, что средств недостаточно для начисления стимулирующих выплат. Правомерны ли действия администрации о невыплате части заработной платы в виде стимулирующей надбавки коллективу с формулировкой "недостаточно средств" в феврале 2014 г., а также в марте и апреле 2014 года (если они предусмотрены)?
По вопросу о правомерности невыплаты стимулирующей надбавки ответить однозначно не представляется возможным без ознакомления с локальными нормативными актами работодателя, коллективным договором, устанавливающими систему оплаты труда в Вашей организации.
Правовое обоснование:
В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со ст. 144 ТК РФ система оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:
в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.