В нашей организации оформление договоров материальной ответственности возложено на отдел кадров. Учет товарно-материальных ценностей ведет бухгалтерия. Главный бухгалтер инициировал вопрос о необходимости разработки и издания документа, регламентирующего процесс приема-передачи товарно-материальных ценностей при увольнении и назначении на должность материально ответственных лиц. По мнению главного бухгалтера, данный документ, определяющий порядок приема-передачи товарно-материальных ценностей при увольнении и назначении нового работника, обязаны разработать кадровики. Насколько правомерно требование главного бухгалтера, поскольку вопросы о регулировании и контроле за сдачей-приемкой товарно-материальных ценностей лежат вне ведения отдела кадров, а как раз относятся к ведению бухгалтерии? Какова может быть аргументация кадровиков, если данная обязанность не относится к сфере деятельности кадровой службы?
Действующее законодательство не определяет, какое структурное подразделение организации обязано разработать положение о порядке приема-передачи ТМЦ между материально ответственными лицами. При решении данного вопроса рекомендуем руководствоваться локальными нормативными актами организации, устанавливающими порядок разработки внутренних документов организации (при их наличии), положениями об отделах кадров и бухгалтерии, должностными инструкциями работников. В качестве аргументации могут быть использованы положения ст. 60 ТК РФ, запрещающей требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, и ст. 379 ТК РФ, согласно которой работник вправе отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором.
Согласно ст. 8 ТК РФ работодатели принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
В случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).
Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников.
В соответствии со ст. 372 ТК РФ работодатель в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.
В силу ст. 60 ТК РФ запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 379 ТК РФ в целях самозащиты трудовых прав работник, известив работодателя или своего непосредственного руководителя либо иного представителя работодателя в письменной форме, может отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.