Разъясните, имеет ли льготу по уплате госпошлины федеральное казенное военное образовательное учреждение при обращении в суд общей юрисдикции.
С. Валова,
редактор журнала "Силовые министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 9, сентябрь 2015 г.
Государственная пошлина является федеральным сбором. Она взыскивается с лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, актами субъектов РФ, актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 НК РФ. Исключением является совершение действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ (п. 1 ст. 333.16 НК РФ).
Госпошлина взимается также с ответчиков, выступающих в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, в случае если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты госпошлины в соответствии с гл. 25.3 НК РФ (п. 2 ст. 333.17 НК РФ).
Льготы по уплате государственной пошлины устанавливаются в зависимости от категории плательщиков, вида совершаемых юридически значимых действий и определены ст. 333.35-333.39 НК РФ.
В силу пп. 4 п. 1 ст. 333.35 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных гл. 25.3 НК РФ. Исключение - случаи, предусмотренные пп. 124 п. 1 ст. 333.33 НК РФ.
Данное положение распространяется на органы, входящие в структуру органов государственной власти или местного самоуправления, и означает освобождение их от уплаты государственной пошлины за совершение любых юридически значимых действий, кроме случаев, установленных пп. 124 п. 1 ст. 333.33 НК РФ.
Помимо этого, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36, пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции или арбитражных судах.
Как разъяснил Минфин в письмах от 22.06.2015 N 03-05-05-03/35959, от 31.01.2014 N 03-05-05-03/3822, в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства (п. 1 Указа Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"). Филиалы учреждений, учебно-научные центры, созданные в форме федерального казенного учреждения, не относятся к федеральным органам исполнительной власти, в связи с чем не имеют права на освобождение от уплаты государственной пошлины согласно пп. 4 п. 1 ст. 333.35, пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ.
Следовательно, федеральное казенное военное образовательное учреждение при обращении в суд общей юрисдикции должно уплатить госпошлину.
Дополнительно отметим, что согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ*(1) расходы казенного учреждения на уплату государственной пошлины отражаются по коду вида расходов 852 "Уплата прочих налогов, сборов" и статье 290 "Прочие расходы" КОСГУ.
Отражение расходов на уплату государственной пошлины оформляется записью (п. 104 Инструкции N 162н*(2)):
Дебет счета 1 401 20 290 "Прочие расходы"
Кредит счета 1 303 05 730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет".
1 сентября 2015 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждены Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 N 65н.
*(2) Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"