Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 июля 2009 г. N 8486/09
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего судьи Иванниковой Н.П. и судей Киреева Ю.А., Хачикяна А.М.
рассмотрела в судебном заседании заявление ООО "НПП "Изолан" от 18.06.2009 без номера (адрес для корреспонденции: ул. Большая Нижегородская, 81, г. Владимир, 600016) о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Владимирской области от 22.01.2009 по делу N А11-11233/2008-К2-24/595 и постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23.04.2009 по тому же делу по заявлению ООО "Научно-производственное предприятие "Изолан" о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Владимирской области от 05.11.2008 об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица.
Суд установил:
ООО "Научно-производственное предприятие "Изолан" (далее - ООО НПП "Изолан", Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Владимирской области (далее - Инспекция, регистрирующий орган) от 05.11.2008 об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 22.01.2009 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционном суде дело не рассматривалось.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановлением от 23.04.2009 решение суда первой инстанции от 22.01.2009 оставил без изменения.
Заявитель с указанными судебными актами не согласен и просит пересмотреть их в порядке надзора.
Основания для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу, определены статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Изучив оспариваемые судебные акты и приложенные к заявлению документы, суд не находит оснований, предусмотренных указанной статьей Кодекса, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Из представленных документов следует и судами установлено, что единственный участник ООО НПП "Изолан" 07.08.2008 принял решение о ликвидации юридического лица и направил в Инспекцию уведомление о принятии данного решения. В связи с ликвидацией Общества Инспекция в период со 02.09.2008 по 27.10.2008 провела выездную налоговую проверку, по результатам которой составила акты от 09.10.2008 N 1 и от 28.10.2008 N 11.
ООО НПП "Изолан" обратилось в регистрирующий орган с заявлением от 22.10.2008 (поступило в Инспекцию 28.10.2008) о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией и приложило к заявлению ликвидационный баланс по состоянию на 21.10.2008.
Инспекция решением от 05.11.2008 отказала в государственной регистрации ООО НПП "Изолан" при его ликвидации, указав, что представленный ликвидационный баланс содержит недостоверные сведения, и поэтому считается непредставленным, так как в период осуществления ликвидационных процедур у Общества имелась непогашенная задолженность.
Порядок ликвидации юридического лица определен в статьях 61-65 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с частями 1 и 2 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. В силу части 5 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационный баланс должен составляться и утверждаться после завершения расчетов с кредиторами.
Перечень документов, представляемых в регистрирующий орган для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица, определен в пункте 1 статьи 21 Закона о регистрации, к которым, в частности, относится подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях. Следовательно, достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.
В пункте 3 статьи 22 Закона о регистрации установлено, что документы, предусмотренные статьей 21 данного закона, представляются в регистрирующий орган по окончании процесса ликвидации.
Представленный 28.10.2008 в Инспекцию ликвидационный баланс не содержит сведений о наличии задолженности по налогам перед бюджетом. Вместе с тем, как установлено судами, отсутствие у Общества кредиторской задолженности по уплате налогов в бюджет на момент подачи им заявления о ликвидации опровергается актами 09.10.2008 N 1 и от 28.10.2008 N 11, составленными по результатам выездной налоговой проверки, в ходе которой выявлена задолженность по налогам в сумме 45 511 061 рубля, которая образовалась в 2006 году, то есть до принятия Обществом решения о ликвидации.
Поскольку в период осуществления ликвидационных процедур у Общества имелась непогашенная задолженность, ликвидация юридического лица не могла быть завершена, а его ликвидационный баланс не является достоверным, поэтому Инспекция правомерно отказала в регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
Довод Общества об установлении указанной задолженности по истечении срока, установленного для предъявления требований кредиторов, была обоснованно отклонена судом кассационной инстанции, поскольку проверка Инспекцией соблюдения Обществом налогового законодательства осуществлена в период деятельности ликвидационной комиссии и до представления заявления о регистрации ликвидации Общества. В соответствии со статьей 49 Налогового кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия должна была исполнить обязанность по уплате налогов.
Оценив в совокупности доказательства с учетом требований статьи 71 Кодекса, применив нормы законодательства, регулирующие отношения по государственной регистрации юридических лиц, суды первой и кассационной инстанций пришли к выводу о том, что регистрирующий орган обоснованно отказал в государственной регистрации ликвидации юридического лица.
При таких условиях доводы ООО "НПП "Изолан", приведенные в заявлении, сводятся к переоценке доказательств по делу, что в соответствии с главой 36 Кодекса не входит в компетенцию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Кодекса, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, определил:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А11-11233/2008-К2-24/595 Арбитражного суда Владимирской области для пересмотра в порядке надзора решения от 22.01.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23.04.2009 по указанному делу отказать.
Председательствующий судья |
Н.П. Иванникова |
Судья |
Ю.А. Киреев |
Судья |
А.М. Хачикян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 июля 2009 г. N 8486/09
Текст определения официально опубликован не был