Заказчиком проведен открытый конкурс на право заключения государственного контракта на строительство транспортной развязки автомобильной дороги с пересечением в разных уровнях железнодорожных путей на 87 км перегона Михнево-Жилево Московской железной дороги по адресу: Московская область, Ступинский район, вблизи д.Жилево.
В ФАС России поступила жалоба организации на действия Заказчика, Аукционной комиссии при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов при размещении заказа путем проведения торгов устанавливается обязательное требование к участникам размещения заказа о соответствии участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
В соответствии с частью 4 статьи 11 Закона о размещении заказов заказчик не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа кроме требований, указанных в частях 1-3 статьи 11 Закона о размещении заказов и установленных в соответствии со статьей 55.3 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц. В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса, лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией (например, услуги по сбору, транспортировке отходов, услуги по монтажу пожарной сигнализации). В случае если в один лот со строительными работами включены иные работы или услуги, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии и которые могут выполняться (оказываться) посредством привлечения иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией (например, услуги по сбору, транспортировке отходов; услуги по монтажу пожарной сигнализации), то установление требования о выполнении таких работ или услуг лицом, осуществляющим строительство, лично, и, соответственно, установление требования о предоставлении в составе заявки на участие в торгах копии соответствующей лицензии является нарушением части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.
На заседании Комиссии установлено, что пунктом 1.6.5 Конкурсной документации "Обязательные требования к участникам размещения заказа", Заказчиком предусмотрены требования, в том числе о соответствии "участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом конкурса. В случае если законодательством предусмотрено лицензирование вида деятельности, являющегося предметом конкурса, участники размещения заказа должны обладать соответствующей лицензией (пункт 8.10 части III "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА КОНКУРСА")".
При этом согласно пункту 8.10 Информационной карты Конкурсной документации, Заказчиком установлено требование к участникам размещения заказа о наличии лицензии МЧС на проведение работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (в части производства работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций; монтажу, ремонту и обслуживанию первичных средств пожаротушения).
Вместе с тем, указанное требование не предусмотрено частями 1-3 статьи 11 Закона о размещении заказов. При этом в соответствии с пунктом 1.7 Конкурсной документации, пунктом 1.1 проекта государственного контракта, участник размещения заказа вправе привлечь к исполнению контракта соисполнителей (субподрядчиков), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации требование к участнику размещения заказа о наличии лицензии МЧС, нарушают часть 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.
Заказчик обратился в Арбитражный суд г. Москвы. Суд в решении указал, что "На заседании Комиссии установлено, что пунктом 1.6.5 Конкурсной документации "Обязательные требования к участникам размещения заказа", Заказчиком предусмотрены требования, в том числе о соответствии "участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом конкурса. В случае если законодательством предусмотрено лицензирование вида деятельности, являющегося предметом конкурса, участники размещения заказа должны обладать соответствующей лицензией (пункт 8.10 части III "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА КОНКУРСА")".
При этом согласно пункту 8.10 Информационной карты Конкурсной документации, Заказчиком установлено требование к участникам размещения заказа о наличии лицензии МЧС на проведение работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (в части производства работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций; монтажу, ремонту и обслуживанию первичных средств пожаротушения).
Вместе с тем, указанное требование не предусмотрено частями 1-3 статьи 11 Закона о размещении заказов. При этом в соответствии с пунктом 1.7 Конкурсной документации, пунктом 1.1 проекта государственного контракта, участник размещения заказа вправе привлечь к исполнению контракта соисполнителей (субподрядчиков), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Таким образом, ФАС России правомерно пришла к выводу, что действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации требование к участнику размещения заказа о наличии лицензии МЧС, нарушают часть 4 статьи 11 Закона о размещении заказов."
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о законности и обоснованности решения ФАС России.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.07.2014 г. по делу N А40-34407/2014)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Комментарий к решению Арбитражного суда г. Москвы от 07.07.2014 г. по делу N А40-34407/2014 Заказчик не вправе устанавливать дополнительные требования к участникам закупок, кроме тех, которые предусмотрены законом
Материал подготовлен для компании "Гарант" Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, сентябрь 2014