В ФАС России поступило постановление прокурора о нарушении должностным лицом заказчика положений Закона о размещении заказов.
Должностным лицом ФАС России установлены следующие обстоятельства.
Заказчиком заключен договор на выполнение работ по капитальному ремонту недвижимого имущества (аварийному ремонту системы тепло- и водоснабжения).
Согласно пункту 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов размещение заказа у единственного поставщика осуществляется заказчиком в случае, если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, в вязи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно. При этом заказчик вправе заключить контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг лишь в количестве, объеме, необходимых для ликвидации последствий непреодолимой силы.
Следовательно, указанное положение Закона о размещении заказов предусматривает два основания размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика): возникновение непреодолимой силы и (или) необходимость срочного медицинского вмешательства. При этом обязательным условием является отсутствие целесообразности в размещении заказа иными способами, требующими затрат времени.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации под непреодолимой силой подразумеваются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства.
Учреждением в адрес Федеральной антимонопольной службы направлено обращение от 01.11.2013 N 638 о разрешении применения пункта 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов с приложением акта от 01.07.2013 N 1 осмотра тепломагистрали в шурфе, согласно которому заказчик заранее обладал информацией об аварийном состоянии системы тепло- и водоснабжения.
На основании изложенного, прокурор пришел к выводу о том, что действия Заказчика, выразившиеся в заключении контракта на проведение аварийного ремонта системы тепло- и водоснабжения с единственным поставщиком, нарушают пункт 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов.
За принятие должностным лицом заказчика решения о размещении заказа иным способом в случае, если размещение такого заказа в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд должно осуществляться путем проведения торгов частью 2 статьи 7.29 КоАП (в редакции Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ) предусмотрена административная ответственность.
Как следует из постановления Прокурора, в действиях П., выразившихся в неправомерном принятии решения о способе размещения заказа, содержится состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.29 КоАП (в редакции Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ).
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица заказчика к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 09.07.2014 г. по делу N АК115-14)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Комментарий к постановлению Федеральной антимонопольной службы от 09.07.2014 г. по делу N АК115-14 Если заказчик заранее осведомлен о возможной аварийной ситуации, заключение контракта в связи с обстоятельствами непреодолимой силы является незаконным
Материал подготовлен для компании "Гарант" Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, сентябрь 2014