Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрела жалобу заявителя, мотивированную тем, что заказчиком установлены требования к оборудованию для проведения лучевой терапии, которые ограничивают количество участников закупки, и соответствуют продукции только одного производителя - Elekta Limited. Кроме того, заявитель считает, что в один объект закупки (один лот) объединена поставка невзаимосвязанных товаров.
Комиссия, рассмотрев жалобу, установила, что в отношении позиций 1 и 2 технического задания документации о закупке участникам закупки не представляется возможным предложить к поставке иное оборудование, кроме производимого Elekta Limited. Однако довод заявителя о том, что заказчиком неправомерно объединены в один объекты закупки невзаимосвязанные товары, своего подтверждения не нашел, поскольку заказчиком на заседание Комиссии представлены документы, подтверждающие, что закупаемое оборудование представляет собой не отдельные независимые установки, а единую технологичную систему.
Вместе с тем, для устранения нарушения, выразившегося в установлении требований, соответствующих исключительно продукции Elekta Limited, выдано предписание о внесении изменений в документацию о закупке.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 03.09.2014 N К-1296/14
Номер извещения 0121200000314001498
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1) Заказчиком в документации об Аукционе установлены требования к оборудованию для проведения лучевой терапии, которые ограничивают количество участников закупки, и соответствуют продукции только одного производителя, а именно: Elekta Limited;
2) Заказчиком неправомерно объединены в один предмет закупки оборудование, технологически и функционально не связанное между собой, что ограничивает количество участников закупки;
3) в документации об Аукционе отсутствует надлежащее обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 15.08.2014;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 273 250 000 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 02.09.2014;
4) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников закупки - 08.09.2014.
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В техническом задании документации об Аукционе Заказчиком установлены требования к поставке следующего оборудования для проведения лучевой терапии:
По мнению Заявителя, совокупность требований к оборудованию по позициям NN 1, 2, 3, 4 указывает на возможность поставки участниками закупки только аппарата производства Elekta Limited, совокупность требований к оборудованию по позиции N 8 указывает на возможность поставки участниками закупки только аппарата производства Eckert & Ziegler Bebig.
1.1 В техническом задании документации об Аукционе Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к оборудованию по позициям NN 1, 2 для проведения лучевой терапии:
1 Система лучевой терапии с функциями модулирования интенсивности, модулирования интенсивности по объему с постоянным вращением гентри и радиохирургии. Количество лепестков МЛК, не менее - 160.
2 Система лучевой терапии с функциями модулирования интенсивности, модулирования интенсивности по объему с постоянным вращением гентри. Количество лепестков МЛК, не менее - 160.
На заседании Комиссии представители Заявителя представили сравнительную таблицу оборудования по позициям NN 1, 2 для проведения лучевой терапии, из которой следует, что требованиям технического задания документации об Аукционе соответствует только оборудование производства Elekta Limited. При этом, на российском рынке также представлены иные аппараты для лучевой терапии, в частности производства Varian Medical Systems.
Кроме того, представители Заявителя на заседании Комиссии представили технические паспорта оборудования для проведения лучевой терапии, из которых следует, что требованиям, установленным по позициям NN 1, 2 технического задания документации об Аукционе, соответствует продукция только одного производителя, а именно: Elekta Limited.
Вместе с тем, Заказчиком на заседание Комиссии не представлено документов и сведений, подтверждающих, что совокупности требований по позициям NN 1, 2 технического задания документации об Аукционе соответствует оборудование, производимое несколькими производителями.
Таким образом, требования к поставляемому товару, установленные Заказчиком в позициях 1 и 2 технического задания документации об Аукционе, влекут за собой ограничение количества участников закупки, что противоречит пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушает пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Действия Заказчика, утвердившего документацию об Аукционе, не соответствующую требованиям Закона о контрактной системе, содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
1.2 В техническом задании документации об Аукционе Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к оборудованию по позициям NN 3, 4 для проведения лучевой терапии: "3 Система трехмерного дозиметрического планирования Система 3-х мерного дозиметрического планирования с возможностью виртуальной симуляции. Совместимость поставляемой планирующей системы с имеющейся в учреждении системой трехмерного планирования XiO CE-3D - Наличие; 4 Система лучевой терапии с функциями модулирования интенсивности, модулирования интенсивности по объему с постоянным вращением гентри. Интеграция имеющихся дистанционных гамма-терапевтических аппаратов Theratron Equinox 80 в поставляемую информационно-управляющую систему - Наличие".
Заявителем на заседание Комиссии не представлено документов и сведений, подтверждающих, что совокупность требований к оборудованию по позициям NN 3, 4 технического задания документации об Аукционе соответствует оборудованию, производимому только одним производителем.
Таким образом, довод Заявителя о том, что совокупность требований к оборудованию по позициям NN 1, 2 указывает на возможность предложения в составе заявки участниками закупки оборудования только одного производителя, не нашел своего подтверждения.
1.3 В техническом задании документации об Аукционе Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к оборудованию по позиции N 8 для проведения лучевой терапии: "8 Комплекс оборудования для проведения контактной гамма-терапии. Интегрированная в аппарат система для in-vivo дозиметрии пациента - Наличие".
Заявителем на заседание Комиссии не представлено документов и сведений, подтверждающих, что совокупность требований к оборудованию по позиции N 8 технического задания документации об Аукционе соответствует оборудованию, производимому только одним производителем.
Таким образом, довод Заявителя о том, что совокупность требований к оборудованию по позиции N 8 указывает на возможность предложения в составе заявки участниками закупки оборудования только одного производителя, не нашел своего подтверждения.
2. Предметом контракта является поставка комплекса оборудования для проведения лучевой терапии и предлучевой подготовки пациентов.
Представители Заказчика пояснили, что комплекс оборудования для лучевой терапии включает в себя дистанционные, поверхностные, внутриполостные методы лечения, некоторым пациентам показана сочетанная лучевая терапия, совместное использование различных методов лучевой терапии. Оборудование для различных методов представляет собой не отдельные независимые установки, осуществляющие завершенный лечебный процесс, а единую технологичную систему, взаимосвязь и координация которой происходит посредством информационно-управляющей системы отделения лучевой терапии (далее - ИУС). Для автоматизации процесса облучения и общей оптимизации работы отделения каждый из перечисленных аппаратов должен иметь интерфейс для подключения к ИУС и оснащаться рабочей станции, производить прием и передачу данных ИУС по используемым универсальным протоколам. При невозможности совмещения оборудования в единую систему процесс лечения будет неэффективен.
Заявителем на заседание Комиссии не представлено документов и сведений, подтверждающих, что Заказчиком неправомерно объединено в один предмет закупки оборудование для проведения лучевой терапии и предлучевой подготовки пациентов.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком неправомерно объединено в один предмет закупки оборудование для проведения лучевой терапии и предлучевой подготовки пациентов, не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график. В соответствии с частью 9 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации:
1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд;
2) органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;
3) органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.
В связи с тем, что контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, довод Заявителя о том, что обоснование начальной (максимальной) цены контракта не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, не рассматривается Комиссией.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила признать жалобу обоснованной в части установления требований к оборудованию по позициям NN 1, 2 Технического задания документации об Аукционе, которые ограничивают количество участников закупки и соответствуют продукции только одного производителя, признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Комментарий к решению Комиссии ФАС России по делу от 03.09.2014 N К-1296/14 Об ограничении количества участников закупки
Материал подготовлен для компании "Гарант" Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, октябрь 2014