Заказчик проводил электронный аукцион на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции проспекта им. Кирова городского округа Самара.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки, Уполномоченным органом Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, принявшей необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе указанный закон применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу Закона о контрактной системе. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено статьей 112 Закона о контрактной системе. Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, сохраняют свою силу.
Следовательно, проведение Аукциона осуществляется в соответствии с Законом о размещении заказов.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе от 25.06.2014 N 0142200001313016100 Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе по следующему основанию: "...в связи непредоставлением сведений, предусмотренных п.п. "б" п. 3 части 4 статьи 41.8, или предоставление недостоверных сведений: п. 1.1.1.1, п. 1.1.2.1 при описании конкретных характеристик применяемого щебня участник размещения заказа при описании зернового состава щебня указал показатель "полный остаток на сите d" значение, равное 100% по массе. Это означает, что в щебне отсутствуют частицы мельче размера равного "d". B то же время, при описании содержания пылевидных и глинистых частиц в щебне, участник размещения заказа для всех марок и фракций применяемого щебня указал значение 0,1-0,11% по массе. Согласно п. 4.5.1 ГОСТ 8269.0-97 размер пылевидных и глинистых частиц в щебне менее 0,05 мм, что меньше размера частиц равного "d" для всех фракций предполагаемого к применению щебня (для щебня фракции св. 40 до 70 мм d=40 мм, для щебня смеси фракций от 5 до 20 мм d=5 мм, для щебня фракции от 5 до 10 мм d=5 мм, для щебня фракции св. 10 до 20 мм d=10 мм; для щебня фракции св. 10 до 15 мм d=10 мм, для щебня фракции св. 20 до 40 мм d=20. MM). B п.п. 1.1.12, 1.1.15, 1.1.16, 1.1.17 предложен щебень фракции св. 40 до 70 мм:- конкретные характеристики зернового состава щебня, то есть полные остатки на ситах 1,25Д, Д, 0,5(fl+d), d с указанием диаметров сит не соответствует требованиям ГОСТ 8267-93. Указано, что полный остаток на сите 1.25Д составляет 0,1% по массе. Но предложенный диаметр сита 80 мм не соответствует требуемому. Д-это наибольший номинальный размер зерен. Во фракции щебня св. 40 до 70 мм его значение равно 70 мм. Соответственно, 1,25*70=87,5 мм. Таким образом участник размещения заказа применив сито диаметром 80 мм, представил показатель "Полный остаток на сите 1Д4Д", а не "Полный остаток на сите 1,25Д" который требовался. В требованиях ГОСТ 8267-93, соответствие которому подтвердил участник размещения заказа в своей заявке, указано, что данный параметр следует определять по ГОСТ 8269.0-97 "Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ. Методы физико-механических испытаний". В соответствии с п. 4.1.6 ГОСТ 8269.0-97: "Для определения размера зерен крупнее 70(80) мм следует применять проволочные кольца-калибры различного диаметра в зависимости от ожидаемой крупности щебня (гравия): 90; 100; 110; 120 мм и более".Так как мы определяем размер зерен 87,5 мм, а это крупнее 70(80) мм, то в соответствии с п. 4.1.6 ГОСТ 8269.0-97 следует применить диаметр 90 мм. Таким образом, участник размещения заказов представил недостоверные сведения по диаметру сита 1,25Д при описании характеристик зернового состава щебня.: ч. 4 ст. 41.9. Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ - непредоставление сведений, предусмотренных п.п. "б" п. 3 части 4 статьи 41.8, или предоставление недостоверных сведений: п. 1.1.1.1, п. 1.1.2.1 при описании конкретных характеристик применяемого щебня участник размещения заказа при описании зернового состава щебня указал показатель "полный остаток на сите d" значение, равное 100% по массе. Это означает, что в щебне отсутствуют частицы мельче размера равного "d". B то же время, при описании содержания пылевидных и глинистых частиц в щебне, участник размещения заказа для всех марок и фракций применяемого щебня указал значение, 1-0,11% по массе. Согласно п. 4.5.1 ГОСТ 8269.0-97 размер пылевидных и глинистых частиц в щебне менее 0,05 мм, что меньше размера частиц равного "d" для всех фракций предполагаемого к применению щебня (для щебня фракции св. 40 до 70 мм d=40 мм, для щебня смеси фракций от 5 до 20 мм d=5 мм, для щебня фракции от 5 до 10 мм d=5 мм, для щебня фракции св. 10 до 20 мм d=10мм; для щебня фракции св. 10 до 15 мм d=10 мм, для щебня фракции св. 20 до 40 мм d=20 мм). В п.п. 1.1.12, 1.1.15, 1.1.16, 1.1.17 предложен щебень фракции св. 40 до 70 мм:- конкретные характеристики зернового состава щебня, то есть полные остатки на ситах 1,25Д, Д, 0,5(Д+d), d с указанием диаметров сит не соответствует требованиям ГОСТ 8267-93. Указано, что полный остаток на сите 1,25Д составляет 0,1% по массе. Но предложенный диаметр сита 80 мм не соответствует требуемому. Д-это наибольший номинальный размер зерен. Во фракции щебня св. 40 до 70 мм его значение равно 70 мм. Соответственно, 1,25*70=87,5 мм. Таким образом участник размещения заказа применив сито диаметром 80 мм, представил показатель "Полный остаток на сите 1,14Д", а не "Полный остаток на сите 1,25Д" который требовался. В требованиях ГОСТ 8267-93, соответствие которому подтвердил участник размещения заказа в своей заявке, указано, что данный параметр следует определять по ГОСТ 8269.0-97 "Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ. Методы физико-механических испытаний". В соответствии с п. 4.1.6 ГОСТ 8269.0-97: "Для определения размера зерен крупнее 70(80) мм следует применять проволочные кольца-калибры различного диаметра в зависимости от ожидаемой крупности щебня (гравия): 90; 100; 110; 120 мм и более".Так как мы определяем размер зерен 87,5 мм, а это крупнее 70(80) мм, то в соответствии с п. 4.1.6 ГОСТ 8269.0-97 следует применить диаметр 90 мм. Таким образом участник размещения заказов представил недостоверные сведения по диаметру сита 1,25Д при описании характеристик зернового состава щебня...".
В соответствии с частью 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае: 1) непредоставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, или предоставления недостоверных сведений; 2) несоответствия сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки, установленной в документации об Аукционе "... Участник размещения заказа в первой части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должен представить информацию о конкретных показателях материалов, используемых при выполнении работ, соответствующие значениям, установленным в Приложениях N 1 и N 8 к ЗАЯВКЕ ЗАКАЗЧИКА".
При предоставлении сведений под конкретными показателями и показателями эквивалентности понимаются характеристики товаров, использующихся при выполнении работ. В описании товаров, в соответствии с Приложением N 8 к ЗАЯВКЕ ЗАКАЗЧИКА, содержащем требования к товарам, использующимся при выполнении работ, указаны следующие виды показателей:
1) показатели, для которых установлены максимальные и (или) минимальные значения таких показателей
2) показатели, для которых указаны варианты значений.
3) показатели, значения которых не могут изменяться.
4) показатели, для которых установлены диапазоны значений.
При описании характеристик товаров:
по первому виду показателей участники предоставляют конкретные значения показателей, для которых указаны минимальные и (или) максимальные значения;
по второму виду показателей участники выбирают конкретное значение для показателей, в отношении которых представлены варианты значений на выбор и в соответствии с характеристиками товара(ов), предлагаемых участником к использованию при выполнении работ. В случае установления возможности выбора нескольких конкретных значений, участник вправе выбрать/определить несколько конкретных значений;
по третьему виду показателей участники указывают конкретное значение. Данный вид показателя участник не вправе изменять.
по четвертому виду показателей участник размещения заказа указывает диапазон значений, для которого установлены требования к значению нижней и верхней границе диапазона.
В Приложении N 8 к ЗАЯВКЕ ЗАКАЗЧИКА по каждому виду показателей предусмотрена сноска с порядковым номером показателя...".
В пунктах 1.1.1.1 и 1.1.2.1 Технического задания документации об Аукционе установлена необходимость указать в соответствии с требованиями ГОСТ 8267-93 конкретные характеристики зернового состава щебня, в том числе полные остатки на ситах 1,25 Д, Д, 0,5 (Д+d), d с указанием диаметров сит. При этом инструкцией по заполнению заявки на участие в Аукционе не установлено, каким образом необходимо производить расчет полных остатков на ситах 1,25 Д, Д, 0,5 (Д+d), d и диаметров сит, что не позволяет заполнить заявку на участие в Аукционе в соответствии с требованиями документации об Аукционе.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что в документации об Аукционе отсутствует требование о соответствии товара требованиям ГОСТ 8269.0-97, на основании которого Аукционной комиссией принято решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Таким образом, неустановление Уполномоченным органом, Заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе нарушает пункт 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с тем, что Заказчиком, Уполномоченным органом надлежащим образом не установлены в документации об Аукционе инструкция по заполнению первой части заявки на участие Аукционе, Комиссия считает, что действия Аукционной комиссии, принявшей решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе, нарушают часть 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России обжаловал его в судебном порядке. Суд рассмотрев материалы дела, указал следующее "Судом установлено, что Комиссией рассмотрены все доводы, а именно, единственный довод жалобы Общества, который нашел свое подтверждение, в связи с чем жалоба признана Комиссией обоснованной согласно положениям пункта 3.35 Административной: регламента.
В этой связи у Комиссии в соответствии с пунктом 3.35 Административное регламента не имелось правовых оснований для признания жалобы Общества рассмотренной по делу N К-1023/14, частично обоснованной, а данный довод Заявителя основан на неправильном истолковании им положений правовых актов текста жалобы, не соответствует фактическим обстоятельствам и материалам дела, в связи с чем подлежит отклонению.
Учитывая изложенное, суд считает, что оспариваемые ненормативные правовые акты ФАС России по делу N К-1023/14 являются законными, обоснованными, приняты и выданы в полном соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и не нарушают прав и законных интересов Заявителя в сфере предпринимательской и иной экономическое деятельности, в связи с чем отсутствуют основания для признания их судом недействительными."
Учитывая изложенное, в удовлетворении требований заявителя было отказано, решение ФАС России было признано законным и обоснованным.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.11.2014 г. по делу N А40-137984/2014)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Комментарий к решению Арбитражного суда г. Москвы от 27.11.2014 г. по делу N А40-137984/2014 Если в документации о закупке отсутствует инструкция по заполнению заявки, комиссия заказчика не вправе отказывать организации в допуске к участию в закупке в связи с ошибкой в соответствующей части заявки
Материал подготовлен для компании "Гарант" Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, январь 2015