Заказчик представил в ФАС России в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) сведения в отношении ООО "К" для включения в Реестр.
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 19.12.2013 на официальном сайте Российской Федерации в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку телефонных аппаратов (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 760 1000 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов Аукциона от 12.02.2014 N 017 победителем Аукциона признано ООО "К".
По результатам размещения заказа Заказчиком заключен государственный контракт с ООО "К" от 24.02.2014 N 017 (далее - Контракт) на сумму 24 252 645 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Закон о контрактной системе применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу Закона о контрактной системе. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу данного закона, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено статьей 112 Закона о контрактной системе. Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу данного закона, сохраняют свою силу.
Следовательно, проведение Аукциона, исполнение Контракта осуществляется в соответствии с Законом о размещении заказов.
Частью 1 статьи 19.2 Закона о размещении заказов установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством при условии, что это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 12.3 Контракта установлен порядок расторжения контракта, согласно которому "Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством".
Из материалов обращения Заказчика следует, что ООО "К" не выполнило обязательства по Контракту, тем самым нарушив условия Контракта, что явилось основанием для принятия Заказчиком решения от 13.05.2014 N исх-04 об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение).
Частью 4 статьи 19.2 Закона о размещении заказов установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в течение одного рабочего дня, следующего за датой принятия этого решения, размещается на официальном сайте и направляется поставщику (исполнителю, подрядчику) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (исполнителя, подрядчика), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование данного уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (исполнителю, подрядчику). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (исполнителя, подрядчика) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (исполнителю, подрядчику) данного уведомления или дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (исполнителя, подрядчика) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения подтверждения или информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения на официальном сайте решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Во исполнение требований части 4 статьи 19.2 Закона о размещении заказов Заказчиком 14.05.2014, то есть в течение одного рабочего дня, следующего за датой принятия Решения, на Официальном сайте размещено Решение.
Вместе с тем, Заказчику требовалось в течение одного рабочего дня, следующего за датой принятия Решения, направить в адрес ООО "К" Решение по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование данного уведомления и получение Заказчиком подтверждения о его вручении.
Согласно почтовому уведомлению, Решение в адрес ООО "К" направлено по почте заказным письмом с уведомлением 13.05.2014. Кроме того, как следует из материалов обращения Заказчика, 20.05.2014 Решение передано нарочно представителю указанного общества, однако, нарушены сроки надлежащего уведомления дополнительным способом, что не соответствует требованиям части 4 статьи 19.2. Закона о размещении заказов и содержит признаки состава административного правонарушения.
Таким образом, в связи с тем, что Заказчиком нарушен порядок одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренный статьей 19.2 Закона о размещении заказов, сведения в отношении ООО "К" не подлежат включению в Реестр.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России обжаловал его в судебном порядке. Суд рассмотрев материалы дела, указал следующее "Решение в адрес ООО "К" направлено по почте заказным письмом 13.05.2014, однако по приложенному письму не представляется возможным определить содержимое конверта и установить, что именно Решение заказчика об одностороннем отказе было отправлено ООО "К". Кроме того, у Заказчика отсутствует уведомление о вручении по адресу Общества. Представленное Заявителем решение о расторжении контракта с отметкой о получении 20.05.2014 представителем Общества Болдыревым В.И. является ненадлежащим, так как полномочия лица на представление интересов и получения документов, а так же принадлежности гражданина к ООО "К" не подтверждены доверенностью. Вместе с тем, Заявителем не оспаривается тот факт, что в составе обращения Заказчика так же отсутствуют документы, подтверждающие направление Решения иными средствами связи и доставки, обеспечивающих фиксирование данного уведомления и получение Заказчиком подтверждения о его вручении по адресу исполнителя.
В соответствии с частью 6 статьи 19.2 Закона о размещении заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (исполнителя, подрядчика) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Следовательно, у Подрядчика в течение десяти дней с даты надлежащего уведомления о принятом решении была бы возможность устранить нарушения условий по контракту и предпринять действия по его исполнения. Однако данные действия были ограничены Заказчиком, путем ненадлежащего уведомления.
Таким образом, в настоящем случае не представляется возможным говорить о том, что Заявитель проявил ту степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, и принял все меры для надлежащего исполнения обязательства. Следовательно, в настоящем случае в действиях Заявителя наличествует вина как минимум в форме неосторожности.
Заказчиком нарушен порядок и сроки уведомления Общества об одностороннем отказе исполнения контракта, установленное статьей 19.2 Закона о размещении заказов, в связи с чем сведения в отношении ООО "К" не подлежат включению в Реестр.
Внесение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в РНП даже при наличии в его действиях нарушений своих обязательств по контракту (договору) возможно только при полном соблюдении процедуры одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (договора), установленной законом."
Учитывая изложенное, в удовлетворении требований заявителя было отказано, решение ФАС России было признано законным и обоснованным.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.11.2014 г. по делу N А40-151131/2014)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Комментарий к решению Арбитражного суда г. Москвы от 08.11.2014 г. по делу N А40-151131/2014 Нарушение заказчиком порядка расторжения контракта в одностороннем порядке влечет отказ во включении организации в реестр недобросовестных поставщиков
Материал подготовлен для компании "Гарант" Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, февраль 2015