4. В случае проведения закупки на выполнение работ по строительству, заказчик должен разместить проектную документацию на официальном сайте.
В ФАС России поступила жалоба на действия организатора закупки?, заказчика при проведении запроса котировок цен на разработку проектной документации и строительство (далее - Запрос котировок).
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Организатора закупки, Комиссия ФАС России установила следующее.
По мнению Заявителя, в Положении о закупках не установлен порядок выбора способов закупки, в том числе путем проведения запросов котировок.
Частью 1 статьи 2 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
Пунктом 3.1.1 Положения о закупках Организатор закупки установил следующие способы закупки:
- конкурс;
- понижающий аукцион;
- запрос котировок;
- предложение делать оферты (ПДО);
- конкурентные переговоры;
- закупка у единственного поставщика.
При изучении документов и сведений, представленных на заседании, Комиссия ФАС России установила, что в Положении о закупках порядок выбора способа закупки, в том числе путем проведения запроса котировок не регламентирован.
Представители Организатора закупки на заседании Комиссии ФАС России подтвердили, что в Положении о закупках порядок выбора способа закупки, в том числе путем проведения запроса котировок, не регламентирован, что является нарушением части 2 статьи 2 Закона о закупках.
По мнению Заявителя, Заказчик, Организатор закупки нарушил срок размещения Извещения.
Частью 1 статьи 2 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте, Извещение опубликовано 25.07.2014.
В соответствии с Извещением, дата и время окончания подачи заявок на участие в Запросе котировок 20:00 01.08.2014.
Пунктом 3.4.2.1 Положения установлено, что извещение о проведении запроса котировок размещается организатором закупки не менее, чем за 7 (семь) дней до окончания срока приема котировочных заявок.
Вместе с тем, Извещение размещено на официальном сайте менее чем за 7 дней до даты окончания подачи заявок, что является нарушением частей 1 и 2 статьи 2 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По мнению Заявителя, Заказчиком, Организатором закупки установлены неизмеряемые требования к участникам Запроса котировок в части показателей финансово-хозяйственной деятельности участника закупки.
Согласно пункту 8 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны определенные положением требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Из части 6 статьи 3 Закона о закупках следует, что при осуществлении закупки товаров, работ, услуг не допускается предъявлять к закупаемым товарам, работам, услугам требования, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к закупаемым товарам, работам, услугам, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем предлагаемым участниками закупки товарам, работам, услугам.
В соответствии с пунктом 4.3 Положения о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, требования, которые не указаны в закупочной документации. Требования, предъявляемые к участникам закупки, применяются в равной степени ко всем участникам закупки.
Пунктом 3.6 Документации установлено следующее требование к участникам Запроса котировок: показатели финансово-хозяйственной деятельности Участника процедуры закупки должны свидетельствовать о его платежеспособности и финансовой устойчивости.
В соответствии с пунктом 2.7.2.4 Документации: "_участник процедуры закупки не допускается Уполномоченным органом Организатора к дальнейшему участию в процедуре закупки, в том числе в следующих случаях:
- непредставления требуемых согласно настоящей закупочной документации документов либо наличия в таких документах недостоверных сведений об Участнике процедуры закупки, в том числе привлекаемых субподрядчиках/соисполнителях (в случае привлечения), или о предлагаемых работах;
- несоответствия Участника процедуры закупки, в том числе привлекаемых субподрядчиков/соисполнителей (в случае привлечения), требованиям, установленным в настоящей Закупочной документации_".
При изучении документов, представленных на заседании, Комиссия ФАС России установила, что Документация не содержит указание, какие именно документы и показатели в соответствии с пунктом 3.6 Документации, свидетельствующие о платежеспособности и финансовой устойчивости, должен представить участник закупки в заявке на участие в Запросе котировок.
Таким образом, вышеуказанное требование не позволяет определить соответствие участника Запроса котировок заявленным требованиям, поскольку в Документации Заказчиком, Организатором закупки не раскрыто содержание указанного требования, что может создать преимущественные условия участнику закупки.
Указанные действия Заказчика, Организатора закупки нарушают часть 1 статьи 2 и часть 6 статьи 3 Закона о закупках.
Предъявление требований к участникам закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) к условиям договора, которые не указаны в документации о закупке товаров, работ, услуг содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлено, что при проведении запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Учитывая изложенное, в действиях Заказчика, Организатора закупки, выразившихся в установлении неизмеряемого требования к участникам закупки, которые могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, содержатся признаки нарушения части 1 статьи 17 Закон о защите конкуренции.
По мнению Заявителя, Документация не содержит адрес подведения итогов закупки.
В соответствии с пунктом 11 части 10 статьи 4 Закона о закупках документация о закупке должны быть указаны место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.
В соответствии с пунктом 1.9.3 Документации "_Дата и место подведения итогов процедуры закупки: подведение итогов состоится по адресу Организатора закупки не позднее "22" сентября 2014 года".
Комиссия ФАС России, изучив представленные на заседании представителями Организатора закупки документы и сведения, установила, что Документация содержит разные следующие адреса.
Таким образом, Документация не содержит адрес подведения итогов закупки, что нарушает пункт 11 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с пунктом 4.2 Документации для подтверждения соответствия требованиям Документации участник закупки в составе заявки на участие в Запросе котировок должен приложить, в том числе:
"_- копию действующего свидетельства СРО о допуске Участника - члена такого СРО к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, по подготовке проектной документации (раздел I Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного приказом от 30 декабря 2009 г. N 624 Минрегиона РФ) в части перечня работ, предусмотренных настоящей закупочной документацией.
- копию действующего свидетельства СРО о допуске Участника - члена такого СРО к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, по подготовке проектной документации (раздел II Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного приказом от 30 декабря 2009 г. N 624 Минрегиона РФ) в части перечня работ, предусмотренных настоящей закупочной документацией.
- копию действующего свидетельства СРО о допуске Участника - члена такого СРО к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, по строительству, реконструкции и капитальному ремонту (в соответствии с разделом III Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного приказом от 30 декабря 2009 г. N 624 Минрегиона РФ) в части перечня работ, предусмотренных настоящей закупочной документацией".
Согласно извещению, Документации предметом договора является разработка проектной документации и строительство ПС 110/10 кВ.
Сфера строительства включает три области деятельности:
- инженерные изыскания,
- подготовка проектной документации,
- строительство, реконструкция, капитальный ремонт.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии, в том числе, с проектной документацией.
При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Отсутствие проектной документации в полном объеме, приводит к невозможности формирования участниками закупки предложения по исполнению договора.
Таким образом, отсутствие проектной документации в составе закупочной документации на строительство объекта означает, что Заказчик, Организатор закупки не установили требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого договора, лишает участника закупки обоснованно сформировать свое предложение и не соответствует пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Кроме того, индивидуальные предприниматели или юридические лица в соответствии с частью 1 статьи 55.8 Градостроительного Кодекса Российской Федерации вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в том числе осуществлять подготовку проектной документации и строительство, исключительно при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
При этом саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство, являются самостоятельными видами саморегулируемых организаций (статья 55.3 Градостроительного Кодекса Российской Федерации).
Так договор на подготовку проектной документации заключается с лицом, обладающим свидетельством, выданным саморегулируемой организацией, о допуске к работам по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком). Договор на осуществление строительства - с лицом, обладающим свидетельством, выданным саморегулируемой организацией, о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).
Кроме того, согласно части 5.2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации договором о подготовке проектной документации, заключенным застройщиком или техническим заказчиком с физическим или юридическим лицом, может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий.
Таким образом, лицо, осуществляющее работы по организации подготовки проектной документации и обладающее допуском к соответствующему виду работ, также вправе осуществлять организацию и координацию работ по инженерным изысканиям, осуществляемые лицами, обладающими допусками к конкретным видам работ по инженерным изысканиям.
В связи с чем, условием допуска к закупкам на выполнение работ по проектированию и инженерным изысканиям является обязательное наличие у участника закупки свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
Учитывая изложенное, объединение в один лот строительных работ с иными работами или услугами, допускается в случае, если такие работы или услуги являются технологически или функционально связанными со строительными работами, а также, если такое объединение не приводит к ограничению конкуренции (ограничению количества участников размещения заказа).
Таким образом, действия по объединению в один лот вышеперечисленных работ могут привести к сокращению числа хозяйствующих субъектов, которые могли бы принять участие в отдельных торгах по каждому из видов работ, являются препятствием для возникновения конкуренции содержат признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Кроме того, приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 13.11.2010 N 1042 "Об утверждении формы свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" такое свидетельство должно содержать приложение с указанием всех видов и подвидов работ, допуск к которым имеет юридическое лицо.
При изучении представленных на заседании документов, Комиссия ФАС России установила, что Документация не содержит указание какие именно виды и подвиды работ должно содержать имеющееся у участника закупки свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Таким образом, действия Заказчика, Организатора закупки выразившиеся в неустановлении требования к перечню видов и подвидов работ в свидетельстве СРО участника закупки могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, что несоответствует требованиям пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Комиссия ФАС России признала жалобу обоснованной.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке.
Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующему выводу о законности и обоснованности решения ФАС России и отказал в удовлетворении требований заявителя.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.02.2014 г. по делу N А40-165549/14)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Комментарий к решению Арбитражного суда г. Москвы от 06.02.2014 г. по делу N А40-165549/14 В случае проведения закупки на выполнение работ по строительству, заказчик должен разместить проектную документацию на официальном сайте
Материал подготовлен для компании "Гарант" Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, апрель 2015