1. При рассмотрении заявок организаций комиссия заказчика должна применять равные требования ко всем организациям, в том числе входящим в консорциум.
В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении открытого аукциона на право заключения договора на выполнение работ по разработке проекта планировки территории, разработке проекта межевания территории, общей схемы организации строительства, правил землепользования и застройки, плана обустройства и соответствующего материально-технического оснащения туристско-рекреационной особой экономической зоны.
Из жалобы следует, что при проведении Аукциона Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя в части необоснованного признания заявочных материалов Консорциума, представленных для участия в Аукционе, не соответствующими требованиям Документации.
Рассмотрев все представленные материалы, Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно части 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
В соответствии с пунктом 2.14 Положения о закупке участником закупочной процедуры признается любое юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, претендующее на заключение договора по результатам закупочных процедур. В случае если закупочной документацией предусмотрена возможность участия в закупке коллективов, простых товариществ, консорциумов, объединений, то такие коллективы, товарищества, консорциумы, объединения также являются участниками.
Исходя из положений части 1 Документации к участию в Аукционе приглашаются любые юридические лица независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, в том числе и коллективы, или любые физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны, определенные положением о закупке, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Пунктом 6.1.2.6 Документации установлено требование о наличии у участника закупки, в том числе свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, входящих в состав инженерно-геодезических изысканий, инженерно-геологических изысканий, инженерно-гидрометеорологических изысканий, инженерно-экологических изысканий, инженерно-геотехнических изысканий, на работы по обследованию состояния грунтов основания зданий и сооружений (далее - свидетельство СРО).
Согласно пункту 5.3 Документации на основании результатов рассмотрения заявок на участие в Аукционе на соответствие требованиям, предусмотренным Документацией, Единой комиссией Заказчика принимается решение о допуске к участию в аукционе участника закупки и о признании участника закупки, подавшего такую заявку участником аукциона, или об отказе в допуске такого участника закупки к участию в аукционе.
Из протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в Аукционе от 13.01.2014 следует, что на участие в Аукционе поступили заявке от трех участников:
Консорциум;
Консорциум, в лице лидера консорциума ЗАО "П";
Консорциум, в лице лидера консорциума ООО "ЮгП" и участника консорциума ООО "Н".
В соответствии с протоколом заседания Единой комиссии по допуску заявок на участие в Аукционе от 14.01.2014 (далее - Протокол) Консорциум признан не соответствующим требованиям, указанным в Извещении, Документации.
Согласно Протоколу основанием отклонения заявочных материалов Консорциума послужило непредставление лидером Консорциума свидетельства СРО.
При этом, в соответствии с Протоколом указанное свидетельство СРО представлено участниками Консорциума.
При подаче заявки несколькими юридическими лицами, объединившимися в форме консорциума, на стороне одного участника закупки выступает несколько компаний (далее - группа лиц).
Таким образом, в случае подачи заявки группой лиц требованиям, указанным в документации о закупке, должна в совокупности отвечать такая группа лиц, а не отдельно взятое юридическое лицо, выступающее от имени группы лиц.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки требования, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки.
Учитывая, что лицами, являющимися членами Консорциума, представлены свидетельства СРО в составе заявочных материалов Консорциума, действия Заказчика, выразившиеся в применении требований, предъявляемых к участникам закупки, не в равной степени ко всем участникам закупки, являются нарушением части 6 статьи 3 Закона о закупках.
Таким образом, жалоба заявителя была признана обоснованной.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обратился в Арбитражный суд г. Москвы. Суд, рассмотрев указанное дело, указал следующее "Поскольку участниками консорциума в составе заявочных материалов консорциума представлены свидетельства СРО, заказчик своими действиями нарушил требования ч. 6 ст. З Закона о закупках предъявляя к участникам закупки требования, которые не указаны в документации о закупке."
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2014 г. по делу N А40-67913/14)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Комментарий к постановлению Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2014 г. по делу N А40-67913/14 При рассмотрении заявок организаций комиссия заказчика должна применять равные требования ко всем организациям, в том числе входящим в консорциум
Материал подготовлен для компании "Гарант" Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, апрель 2015