В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по организации осуществления сторонами обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (далее - Конкурс).
По мнению Заявителя, установление критерия оценки заявок на участие в Конкурсе в зависимости от величины уставного капитала участника закупки, а также установление критерия оценки заявок на участие в Конкурсе в зависимости от размера собственных средств страховой организации, приводит к созданию дискриминационных условий, ограничивает конкуренцию.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно Извещению, дата и время окончания подачи заявок на участие в Конкурсе 17:45 10.04.2014.
Пунктом 3.8.6.1 Документации установлено, что "...в рамках оценочной стадии комиссия по закупке оценивает и сопоставляет конкурсные заявки".
Согласно пункту 3.8.6.2 Документации оценка осуществляется в строгом соответствии с критериями и процедурами, указанными в Документации.
В Документации установлен перечень критериев оценки заявок на участие в Конкурсе, в том числе "Квалификация участника" (значимость 50%).
При этом, в соответствии с положениями Документации, показателями критерия "Квалификация участника" являются:
- "Размер оплаченного уставного капитала" - максимальный балл - "40";
- "Размер собственных средств страховой организации по состоянию на последнюю отчётную дату (данные из бухгалтерского баланса за 9 месяцев 2013 г)" - максимальный балл - "30";
- "Размер чистой прибыли по состоянию на последнюю отчётную дату (данные из бухгалтерского баланса за 9 месяцев 2013г)" - максимальный балл - "30".
Согласно части 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
Представители Заказчика пояснили, что в соответствии с положениями статей 90 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации уставный капитал общества с ограниченной ответственностью, акционерного общества определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов.
Таким образом, размер уставного капитала является одним из показателей, позволяющих получить представление о размерах и объеме собственных средств участников закупки. Заказчик заинтересован в том, чтобы в случае ненадлежащего исполнения условий договора страховщиком имелась реальная возможность взыскания с него убытков и соответствующих штрафных санкций.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 25 Федерального закона от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" гарантиями обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности страховщика являются, в том числе собственные средства (капитал) - уставный капитал, резервный капитал, добавочный капитал и нераспределенная прибыль. То есть, по мнению Заказчика, исходя из положений статьи 25 Федерального закона от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" уставной капитал страховщика является гарантом его платежеспособности и финансовой устойчивости. Учитывая, что Заказчик, является крупнейшим перевозчиком Московской области, гарантия платежеспособности страховой компании является существенным требованием при исполнении договора.
Представители Заказчика на заседании Комиссии ФАС России также пояснили, что в соответствии с Документацией указанные критерии оценки направлены, в том числе на предоставление информации о финансовой устойчивости и платежеспособности страховщика, что влияет на условия исполнения договора, при этом не являются требованиями к участникам закупки и не служат ограничением возможности участия в Конкурсе участникам закупок.
Представителем Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не представлены доказательства, подтверждающие, что установленные Заказчиком в Документации показатели критерия оценки заявок на участие в Конкурсе "Квалификация участника" ограничивают количество участников Конкурса и приводят к созданию дискриминационных условий.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что отсутствие у кого-либо из лиц, заинтересованных в заключении договора, возможности соответствия требованиям Документации, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников Конкурса.
Таким образом, довод Заявителя об установлении Заказчиком в Документации критериев оценки заявок, ограничивающих конкуренцию и создающих дискриминационные условия, не нашел своего подтверждения.
Комиссия ФАС России признала жалобу необоснованной.
Заявитель, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке.
Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующему выводу "Оценивая материалы дела, суд обоснованно не принял доводы заявителя о том, что установление критерия оценки заявок на участие в Конкурсе в зависимости от величины уставного капитала участника закупки, а также установление критерия оценки заявок на участие в Конкурсе в зависимости от размера собственных средств страховой организации, приводит к созданию дискриминационных условий, ограничивает конкуренцию.
Как правильно отметил суд, в соответствии с положениями ст. ст. 90 и 99 ГК РФ уставный капитал общества с ограниченной ответственностью, акционерного общества определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов.
Таким образом, размер уставного капитала является одним из показателей, позволяющих получить представление о размерах и объеме собственных средств участников закупки. Заказчик заинтересован в том, чтобы в случае ненадлежащего исполнения условий договора страховщиком имелась реальная возможность взыскания с него убытков и соответствующих штрафных санкций.
В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 25 Федерального закона от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" гарантиями обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности страховщика являются, в том числе собственные средства (капитал) - уставный капитал, резервный капитал, добавочный капитал и нераспределенная прибыль.
В связи с этим, суд, учитывая что Заказчик является крупнейшим перевозчиком Московской области, обоснованно посчитал существенным требованием при исполнении договора подтверждение гарантий платежеспособности страховой компании.
Соответственно, суд правомерно согласился с выводом ФАС России о том, что указанные критерии оценки направлены, в том числе на предоставление информации о финансовой устойчивости и платежеспособности страховщика, что влияет на условия исполнения договора, при этом не являются требованиями к участникам закупки и не служат ограничением возможности участия в Конкурсе участникам закупок."
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2014 г. по делу N А40-79903/2014)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Комментарий к постановлению Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2014 г. по делу N А40-79903/2014 Заказчик вправе использовать для оценки заявок участников закупки критерий размера собственных средств страховой организации
Материал подготовлен для компании "Гарант" Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, апрель 2015